kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для уроков "Нормы речи в старших классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал имеет практическую направленность в освоении норм русской речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого»

Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Задание: отредактируйте предложения.


1) Это было в проливе Босфоре. 2) Плащ-палатка была уже сложена. 3) При погрузке сэкономлены тридцать два часа. 4) Детвора благодарны шефам за подарок. 4) В кружок записались всего пять человек. 5) Никто из учеников не могли решить данную задачу. 6) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. 7) Машина с детьми, миновав мостик, подъехали к воротам школы. 8) Суп с грибами были его любимым кушаньем.

_____________________________________________________________________________________________


Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Задание: отредактируйте предложения.


1) Двое мальчиков удивленно переглянулось. 2) Редколлегия, особенно Наташа и Вадим, много потрудились над этим номером. 3) Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов. 4) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова. 5) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, изданы в нашей стране. 6) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современника». 7) Увеличивается сила тока и напряжение – мощность тоже увеличивается. 8) Он опытная инженер.

_____________________________________________________________________________________________


Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Задание: отредактируйте предложения.

1) Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10». 2) Софья с Ниной жила в противоположных концах города. 3) Одна группа геологов, получив задание, отправились к горному перевалу. 3) Смелость и настойчивость помогла альпинистам преодолеть рубеж. 4) Кто-то из поэтов сказали: «Любить иных – тяжелый крест». 5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. 6) Все, кто изучал биографию Пушкина, подчеркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. 7) В селе Красной Горки проходил фестиваль искусств. 8) Три дома на вечер зовет.

_____________________________________________________________________________________________


Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Задание: отредактируйте предложения.

1) Это случилось в штате Мичигане. 2) Для этого потребуется несколько месяцев. 3) На ремонт комнаты ушли восемь рулонов обоев и две банки краски. 3) Гурьба детей, выбежав из дверей школы, распались по двору. 4) На совещании было рассмотрено ряд важнейших вопросов. 5) За короткий срок в городе построена новая школа, больница и драматический театр. 6) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». 7) К дому подскакало два всадника: один – в тулупе, другой – в ватной фуфайке. 8) Оставшийся десяток с тетрадями были спрятаны в шкаф.

_____________________________________________________________________________________________


Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Задание: отредактируйте предложения.

1) Со всех концов зала докладчику посыпались множество вопросов. 2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее поэтичность и живописность. 3) В приемную министра вошло сразу несколько человек. 4) Отряд бойцов во главе с командиром и начальником штаба приближались к деревне. 5) В бухте Золотом Роге мы спрятали тайник, о котором так никто не узнал. 6) Большинство предметов лежали в беспорядке. 7) Соседка и ее подруга поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.8) Веселый котенок Мурка удивляла нас каждый день.

_____________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы»

Лексические нормы


Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 2) Во время интервала между уроками в класс вошел директор. 3) Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль. 4) Данный вопрос не входит в нашу миссию. 5) Крылов – удобный катализатор добра и зла. 6) Правда и только правда – таков имидж писателя. 7) Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.8) Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 9) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. 10) Задача, поставленная перед нами, достигнута. 11) Он испытывал к нему крепкую зависть. 12) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. 13) Любой поступок заслуживает одобрения. 14) Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование. 15) Писатель показал, как боролась с врагами, молодая, почти юная молодежь. 16) Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 17) В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.


_____________________________________________________________________________________


Лексические нормы


Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 2) Во время интервала между уроками в класс вошел директор. 3) Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль. 4) Данный вопрос не входит в нашу миссию. 5) Крылов – удобный катализатор добра и зла. 6) Правда и только правда – таков имидж писателя. 7) Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.8) Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 9) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. 10) Задача, поставленная перед нами, достигнута. 11) Он испытывал к нему крепкую зависть. 12) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. 13) Любой поступок заслуживает одобрения. 14) Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование. 15) Писатель показал, как боролась с врагами, молодая, почти юная молодежь. 16) Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 17) В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.


_____________________________________________________________________________________


Лексические нормы


Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 2) Во время интервала между уроками в класс вошел директор. 3) Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль. 4) Данный вопрос не входит в нашу миссию. 5) Крылов – удобный катализатор добра и зла. 6) Правда и только правда – таков имидж писателя. 7) Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.8) Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 9) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. 10) Задача, поставленная перед нами, достигнута. 11) Он испытывал к нему крепкую зависть. 12) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. 13) Любой поступок заслуживает одобрения. 14) Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование. 15) Писатель показал, как боролась с врагами, молодая, почти юная молодежь. 16) Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 17) В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.


_____________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Правильность речи»

Правильность речи


Задание: расставьте ударения в следующих словах

Алкоголь, аналог, баловать, безудежно, береста, вероисповедание, генезис, разоружить, рожки(макаронные), столяр, сведующий, жалюзи, завидно, заржаветь, каталог, квартал, кулинария, оптовый, тотчас, уведомить, кухонный, углубить, петля, пуловер, эксперт, перчить, переданный, псевдоним, феномен красивее, искра, диспансер, ломота, ломоть, маркетинг, камбала, принудить, щавель, договор, коклюш, средства,умерший, бездыханный, блокировать, базировать, венчанный


Задание: укажите нормы произношения чн

Яичница, конечно, скучно, нарочно, булочная, скворечник, гречневый, порядочный, подсвечник, Ильинична,

Задание: укажите нормы произношения согласных после е в иноязычных словах.

Кашне, кафе, партер, свитер, компьютер, стенд, спринтер, фанера, фланель, темп, экспресс, форте, архидея


Задание: укажите правильное произношение согласных на стыке морфем.

Доносчик, указчик, сообщник, чересчур, перебежчик, датчик, доводчик, возчик.

- -----------------------------------------------------------------------------------------------------

Правильность речи


Задание: расставьте ударения в следующих словах

Алкоголь, аналог, баловать, безудежно, береста, вероисповедание, генезис, разоружить, рожки(макаронные), столяр, сведующий, жалюзи, завидно, заржаветь, каталог, квартал, кулинария, оптовый, тотчас, уведомить, кухонный, углубить, петля, пуловер, эксперт, перчить, переданный, псевдоним, феномен красивее, искра, диспансер, ломота, ломоть, маркетинг, камбала, принудить, щавель, договор, коклюш, средства,умерший, бездыханный, блокировать, базировать, венчанный

Задание: укажите нормы произношения чн

Яичница, конечно, скучно, нарочно, булочная, скворечник, гречневый, порядочный, подсвечник, Ильинична,

Задание: укажите нормы произношения согласных после е в иноязычных словах.

Кашне, кафе, партер, свитер, компьютер, стенд, спринтер, фанера, фланель, темп, экспресс, форте, архидея

Задание: укажите правильное произношение согласных на стыке морфем.

Доносчик, указчик, сообщник, чересчур, перебежчик, датчик, доводчик, возчик.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правильность речи

Задание: расставьте ударения в следующих словах

Алкоголь, аналог, баловать, безудежно, береста, вероисповедание, генезис, разоружить, рожки(макаронные), столяр, сведующий, жалюзи, завидно, заржаветь, каталог, квартал, кулинария, оптовый, тотчас, уведомить, кухонный, углубить, петля, пуловер, эксперт, перчить, переданный, псевдоним, феномен красивее, искра, диспансер, ломота, ломоть, маркетинг, камбала, принудить, щавель, договор, коклюш, средства,умерший, бездыханный, блокировать, базировать, венчанный

Задание: укажите нормы произношения чн

Яичница, конечно, скучно, нарочно, булочная, скворечник, гречневый, порядочный, подсвечник, Ильинична,

Задание: укажите нормы произношения согласных после е в иноязычных словах.

Кашне, кафе, партер, свитер, компьютер, стенд, спринтер, фанера, фланель, темп, экспресс, форте, архидея


Задание: укажите правильное произношение согласных на стыке морфем.

Доносчик, указчик, сообщник, чересчур, перебежчик, датчик, доводчик, возчик.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме»

Практическая работа по теме «Правильность речи»

1

Задание: выпишите примеры с ошибкой в образовании формы слова, исправьте ошибки.

Десять полотенцев, солдатских сапогов, много помидоров, более умнейший, вкусные торты, машет рукой, щипает траву, двести партизан, пара туфлей, шофера, с тремястами рублями, вытерешь стол, способные инженеры, пара валенков, моложе брата, ихние книги, белый тюль, стригем, опытные слесари, белые катеры, несколько турков (национ.), родной Тбилиси.


Задание: поставьте существительные из скобок в форму нужного падежа. Если необходимо – употребите предлоги.

Согласно (приказ), не получил (разрешение), подобно (картина), дать рецензию (очерк), заведующий (библиотека), горжусь (город), по предъявлении (документ), благодаря (принятые меры), оплатить (проезд), благодаря (мастерство)


Задание: укажите нарушение синтаксической нормы, подчеркните его.

1) Охотник встретил и разговорился с егерем. 2) Все, кто ехал из нашего села в Москву, останавливался в гостеприимной квартире. 3) Концерт транслировался из спорткомплекса «Олимпийского». 4) Редактируя рукопись, меня постоянно отвлекал телефон. 5) Мы заинтересовались книгами, привезенных из нового издательства.

__________________________________________________________________________________


Практическая работа по теме «Правильность речи»

2

Задание: выпишите примеры с ошибкой в образовании формы слова, исправьте ошибки.

Более худший, двухстами рублями, рыбные консервы, морские порта, тосковать по вас, ехай быстрее, шестьюстами рублями, гораздо важнее, мокла под дождем, опытные директоры, около четырехсот видов насекомых, наиболее правильный, обгрызенный, езжу, подписанные договора, с ей, около нее, лечущий врач, много цапель, восемь килограмм, летний Сочи, ловкая шимпанзе


Задание: поставьте существительные из скобок в форму нужного падежа. Если необходимо – употребите предлоги.

Вопреки (ошибка), несмотря (трудности), наперекор (судьба), грущу по (Вас), позавидовать (счастье), контроль (выполнение приказа), согласно (мнение), отзыв (рассказ), избежать (ошибка), удостоен (награда).


Задание: укажите нарушение синтаксической нормы, подчеркните его.

1) Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно, кроме понедельника. 2) Художник с обступившими его учениками ходили по мастерской. 3) В управлении состоялось совещание прорабов по вопросам, касающихся экономии стройматериалов. 4) Подходя к озеру, мне стало холодно. 5) В стихотворении А. Ахматовой «Мужестве» выражена гражданская позиция поэта.

__________________________________________________________________________________











Практическая работа по теме «Правильность речи»

3

Задание: выпишите примеры с ошибкой в образовании формы слова, исправьте ошибки.

Девятистам восьмидесяти пяти студентам, текет река, к нему, бузукоризненнен, обои сотрудника, положи на стол, одентеся, шестистами рублями, пара сандалиев, несколько томатов, симпатичная мисс, рыжее кенгуру, пять студентов, много облаков, самый прекраснейший человек, пачка макаронов, лежать на береге, привлекет, молодые бухгалтеры, увлажняющая шампунь, послабже, жжет палец.


Задание: поставьте существительные из скобок в форму нужного падежа. Если необходимо – употребите предлоги.

Достоин (награда), грущу (мы), благодаря (статья), обмен (передовой опыт), наряду (технические дисциплины), ждать (поезд), заплатить (проезд), вопреки (правила), согласно (график), ввиду (сложность маршрута).


Задание: укажите нарушение синтаксической нормы, подчеркните его.

1) Платье-халат постирано и убран в шкаф. 2) В газете «Сельских новостях» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю. 3) Приезжие любовались и восхищенно рассматривали каменные узоры церкви. 4) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знает о его исследованиях. 5) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

__________________________________________________________________________________


Практическая работа по теме «Правильность речи»

4

Задание: выпишите примеры с ошибкой в образовании формы слова, исправьте ошибки.


Со ста шестьюдесятью восьмью рублями, ехай быстрее, в аэропорту, много мандарин, пара ботинок, отряхается, модная туфля, спелый киви, более худший, сох на веревке, пара чулков, у обоих кошек, с двухстами бойцами, пара гольфов, заместо других, вкусное какао, деревенские пахаря, несколько свечей, ихний дом, летние отпуски, медные куполы.


Задание: поставьте существительные из скобок в форму нужного падежа. Если необходимо – употребите предлоги.

Предупредить (опасность), порицать (нерадивость), беспокоиться (брат), вопреки (ожидания), управляющий (контора), уделить внимание (недостатки), уверенность (победа), думать (обед), благодаря (закон), ценить (дружба).



Задание: укажите нарушение синтаксической нормы, подчеркните его.

1) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. 2) Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». 3) По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 4) Читая поэму, чувствуется сила художественного слова. 5) Много молодежи пришли на вечер танцев.

Просмотр содержимого документа
«Трудные случаи управления в русском языке»

Трудные случаи управления в русском языке.

Задание: найти нарушения синтаксической нормы в предложениях.


1) Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 2) Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов. 3) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 4) Ястребом напустился он на сына, упрекал его за нравственность. 4) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку. 5) К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещерского края свое творчество. 6) Одному человеку можно действовать от имени другого только по предъявлению доверенности. 7) Договор о поставке строительных материалов был выполнен. 8) Командующий флота дал приказ 9) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 10) Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя. 11) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

____________________________________________________________________________________________


Трудные случаи управления в русском языке.

Задание: найти нарушения синтаксической нормы в предложениях.


1) Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 2) Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов. 3) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 4) Ястребом напустился он на сына, упрекал его за нравственность. 4) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку. 5) К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещерского края свое творчество. 6) Одному человеку можно действовать от имени другого только по предъявлению доверенности. 7) Договор о поставке строительных материалов был выполнен. 8) Командующий флота дал приказ 9) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 10) Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя. 11) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

____________________________________________________________________________________________


Трудные случаи управления в русском языке.

Задание: найти нарушения синтаксической нормы в предложениях.


1) Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 2) Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов. 3) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 4) Ястребом напустился он на сына, упрекал его за нравственность. 4) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку. 5) К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещерского края свое творчество. 6) Одному человеку можно действовать от имени другого только по предъявлению доверенности. 7) Договор о поставке строительных материалов был выполнен. 8) Командующий флота дал приказ 9) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 10) Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя. 11) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

____________________________________________________________________________________________


Трудные случаи управления в русском языке.

Задание: найти нарушения синтаксической нормы в предложениях.


1) Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 2) Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов. 3) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 4) Ястребом напустился он на сына, упрекал его за нравственность. 4) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку. 5) К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещерского края свое творчество. 6) Одному человеку можно действовать от имени другого только по предъявлению доверенности. 7) Договор о поставке строительных материалов был выполнен. 8) Командующий флота дал приказ 9) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 10) Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя. 11) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Материалы для уроков "Нормы речи в старших классах"

Автор: Разуева Елена Анатольевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 391904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Русский язык на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(36) "russkii-iazyk-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "128564"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415536214"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке коррекционной школы-интерната VIII вида.5 класс. "
    ["seo_title"] => string(131) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153976"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421083608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства