Материалы для уроков русского языка начальных классов
Материалы для уроков русского языка начальных классов
Одной из важнейших педагогических задач методической копилки является формирование учебной деятельности, обеспечивающее не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы. Процесс усвоения знаний это большой нелёгкий труд, требующий от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Для достижения результата, несомненно, нужна мотивация! Мы учителя должны создать условия, обеспечивающие высокую познавательную активность учащихся в процессе обучения. Для этого не только разработать учебный материал, но и тщательно отработать средства усвоения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для уроков русского языка начальных классов »
Казахстан
Павлодарская область
Город Экибастуз
Учитель начальных классов: Кочерга Елена Ростиславовна
Приёмы мнемотехники как средство развития познавательной активности младших школьников
Одной из важнейших педагогических задач методической копилки является формирование учебной деятельности, обеспечивающее не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы. Процесс усвоения знаний это большой нелёгкий труд, требующий от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Для достижения результата, несомненно, нужна мотивация! Мы учителя должны создать условия, обеспечивающие высокую познавательную активность учащихся в процессе обучения. Для этого не только разработать учебный материал, но и тщательно отработать средства усвоения.
В своей педагогической деятельности для решения данной проблемы я использую мнемотехнику- систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих оббьем памяти за счёт искусственных ассоциаций. К сожалению, в учебном процессе приёмам ассоциативного запоминания не уделяется должное внимание. Поэтому эта проблема меня заинтересовала, так как практически доказано, что мнемотехника формирует орфографическую зоркость, помогает детям в усвоении трудных правил и слов, решая таким образом, основную задачу учебного процесса. Учитывая мнение психологов , о том что «знание усвоенное без интереса, не окрашенное собственным положительным отношением, эмоциями, запоминающиеся с трудом -это мёртвый груз» (Презентация 1)
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система "внутреннего письма", основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Всего существует 7 основных приёмов.
При изучении словарных слов знакомлю учащихся с приёмом «уярчения». Суть этого приёма - связать трудную орфограмму слова с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. Приём использую во время словарной работы после знакомства со словом. Выписываю словарное слово,(орфограмму),провожу словарную работу: выделение ударного слога, нахождение «опасного» места, когда написание расходится с произношением. Спрашиваю у учащихся, как же помочь своей памяти запомнить в данных словах именно эту букву. Предлагаю сделать её выразительной , незабываемой.
-Какая буква нуждается в «уярчении» в слове огурец?(Почему «уярчаем» одну букву, а не всё) Как сделать яркой букву О в слове огурец?
О ГУРЕЦ
-придумать про букву что –то особенное, чтобы никогда не забыть, например, нарисовать вместо О огурец- продолговатый как сама буква О
-представить как широко раскрывается рот , когда откусываем огурец, или произносим возглас О!-Ох! И вкусный огурец!: можно нарезать огурец кружочками;
-вообразить ,что в слове «живёт» что-то кругленькое, как О, или О издаёт сигнал, или О поёт песенку «Огурец, огурец, ох, какой ты молодец!»
Опасное место превратить в сказку, представить как О пришла из какой –то сказки и осталась в ней жить.
На уроках организовываю ситуации поиска, направляю учащихся на придумывание разных способов «уярчения» запоминаемого материала. Подключаю к запоминанию различные чувства детей, создаю условия для творчества, фантазии. Побуждаю к выбору индивидуального способа запоминания. Который компенсировал бы недостатки памяти.
М А ЛИНА
СТ О ЛИЦА
Суть предложенной системы в организации интересных. Занимательных уроков, что особенно важно в младшем школьном возрасте для развития познавательного интереса к предмету, повышения уровня мотивации. Маленький ребёнок приспособлен для развития произвольного запоминания, поэтому приёму ассоциативного запоминания только способствуют этому развитию.
Практика показала, что при направленном развитии памяти и изучении приёмов запоминания учебный процесс приобретает для школьника личностный смысл.
Используя в своей работе систему по развитию памяти и повышению грамотности, получила следующие результаты: