kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистическая сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу лингвистической  сказки  положена предвыборная кампания в США, в частности,   дебаты между кандидатами в президенты

Хиллари Клинтон и  Дональдом Трампом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая сказка»

МАЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Составила Козинец П.А., студентка 12 группы школьного отделения МПК Преподаватель Бондаренко Э.А. г. Макеевка, 2016г. В основу данной сказки была положена предвыборная кампания в США, в частности, дебаты между кандидатами в президенты Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. Лингвистическая сказка «между Ъ и Ь знаками» Однажды в большом городе Алфавит все буквы захотели участвовать в выборах мэра. Буквы алфавита стали выдвигать свои кандидатуры на этот пост. Только буквы мягкий и твердый знаки не получили такой возможности. Они поинтересовались, почему не будут участвовать в выборах. Все буквы наперебой, перебивая друг друга, кричали, что они беззвучны, не обозначают звуков и значит и не имеют голоса. Мягкий знак и твердый знак сильно обиделись, даже стали между собой спорить, кто важнее для всего алфавита. Но губернатор Фонетика была толерантным и уважала права каждого гражданина. Она предложила мягкому и твердому знакам доказать всем буквам алфавита свою значимость и провести дебаты, целью которых было убедить в своей правоте весь алфавит. Буквы Ь и Ъ долго и усердно готовились к важному мероприятию. Были в музее русского алфавита, истории письменности и слова, составляли свою родословную, занимались в библиотеках, читали энциклопедии и к намеченному сроку были готовы к дебатам.

Вот пришел знаменательный день. На площади города Фонетика собрались все его жители. Они с нетерпением ждали выступлений-презентаций мягкого знака и твердого. Так как твердый знак занимает 28 место в русском алфавите, мэр города предложила первому начать свое выступление.

Твердый знак обрадовался и начал свой рассказ о том, что до реформы 1917—1918 годов — он был 27-ой буквой русского алфавита и назывался «еръ» Ъ. В старо- и церковнославянской азбуках носил название «ѥръ» и «еръ».

-Мягкий знак возразил, что смысл этих букв был неизвестен.

О себе мягкий знак продолжил, что в кириллице он занимал 31-ое место и выглядел как….; в глаголице по счёту был 32-ым, выглядит как …

Тут твердый знак возразил:

-В старо- и церковнославянской азбуках ты, мягкий знак, носил название «ѥрь» или «ерь», и смысл этих букв был тоже неизвестен !

Все буквы после этих слов зашумели.

Далее Фонетика предложила рассказать о том, какое значение мягкий и твердый знак имеют для русского языка.

Начал свое выступление твердый знак.

Твердый знак сказал, что в русском языке буква Ъ пишется перед буквами е, ю, я, ё. в следующих случаях:

- если приставка оканчивается на согласную и сочетается с корнем: сверхъестественный, межъярусный, объём, подъезд, волеизъявление, объединение, изъявить;

 - в сложных словах после двух-, трех-, четырёх-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъячеистый.

-после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную и после иноязычных морфем, близких к приставкам (контр-, пан-, транс-, фельд-): контръярус, панъевропейский, фельдъегерь, субъект, конъюнктура, адъютант, инъекция, трансъевропейский, дизъюнкция адъютант, инъекция, конъюнктура.


Фонетика обобщила сказанное твердым знаком и сказала, что в современном русском языке буква Ъ употребляется только в качестве разделительного знака.


Мягкий знак обрадовался, что выступление твердого знака было коротким и начал свой рассказ с того, что его роль заключается в том, чтобы обозначать мягкость согласных звуков, и что он еще бывает разделительным мягким знаком.

Далее мягкий знак провел практический опыт и предложил всей аудитории прочитать внимательно слова: семя, Коля, солю, полёт и группу других слов: семья, колья солью, польёт. И спросил:

- Чем отличаются эти слова?

Потом предложил обратить внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м'] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно. А теперь предложил рассмотреть следующие слова. Слова «семья» - [сем'йа], колья солью, польёт. В этом случае согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно.

Далее продолжила Фонетика:

- Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Все зааплодировали. Только твердый знак стоял печальный.

Мягкий знак обрадовался тому, что приносит большую пользу русскому языку, чем твердый знак и с воодушевлением продолжал:

-Я употребляюсь

после шипящих по традиции в существительных женского рода: рожь, тушь, вещь и т. п.,

- в повелительном наклонении некоторых глаголов: режь, разрушь, прячь, морщь, отрежь (также - во множественном числе глаголов режьте и др.; в возвратной форме: режься, режьтесь и др.);

- в некоторых наречиях: настежь, наотмашь, прочь;

- в окончаниях глаголов 2-го лица: дашь, скажешь, берёшь, злишь и др., в том числе и в возвратной форме (дашься и т. п.);

- в неопределённой форме глаголов оканчивающихся на -чь: печь, беречь, стричь и т. п. (также в возвр. форме: беречься и др.);

- в некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

- в некоторых иноязычных словах перед буквой о:

почтальон, бульон, шампиньон и др.

- в середине слова перед твердым согласным:

молотьба, нянька;

- на конце числительных от пяти до тридцати:
пять, двенадцать, тридцать и др.,

- в середине числительных, обозначающих десятки от пятидесяти до восьмидесяти и сотни от пятисот до девятисот:

пятьдесят — восемьдесят, пятьсот — девятьсот;

- в прилагательных, образованных от названий месяцев:

сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, февральский, апрельский, июньский, июльский, а также в слове день-деньской.

Твердый знак внимательно слушал речь своего оппонента, а потом как закричит:

- После й и гласных, а также в начале слова употребление мягкого знака невозможно в принципе.

- Буква Ь не пишется в слове январский;

- Между двумя буквами л: аллея, интеллект; а также между согласными нн, нч, нщ, рщ, рч, чк, чн, щн: ранний, венчик, банщик, сварщик, верчу, печка, прочный, помощник.

- В форме повелительного наклонения глагола лечь: ляг — лягте.

- В наречиях, оканчивающихся на шипящие: уж, замуж, невтерпеж.

Все зааплодировали.

И тут взял голос Интернет. Он сказал в защиту твердого знака, что в сетевом общении отдельно стоящий твердый знак используется в комментариях для выражения чувств (обычно — восторга), переполняющих читателя, «нет слов!» и т. п. Например «Ъ!!!». Существует предположение, что одна из причин такого использования твердого знака — близкое расположение клавиш Ъ и Enter.

Все бурно обсуждали дебаты, только Лингвистика молчала. Она грустно смотрела на буквы алфавита, а потом взяла заключительное слово, в котором говорится, что все буквы русского алфавита незаменимы и, что все буквы должны уважать друг друга. И дала согласие Ь и Ъ знакам участвовать в выборах мэра города Алфавит.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Лингвистическая сказка

Автор: Бондаренко Э.А. и Козинец П.А.

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Лингвистические сказки на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(54) "linghvistichieskiie-skazki-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "167876"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423147095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Лингвистические сказки (5-6 класс)"
    ["seo_title"] => string(36) "linghvistichieskiie_skazki_5_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "407978"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491765326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Повторение изученного о причастии.Лингвистическая сказка."
    ["seo_title"] => string(61) "povtorenie_izuchennogo_o_prichastiii_lingvisticheskaia_skazka"
    ["file_id"] => string(6) "588301"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1633903305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Лингвистическая сказка по русскому языку  "Превращения Прилагательного и Существительного". "
    ["seo_title"] => string(107) "linghvistichieskaia-skazka-po-russkomu-iazyku-prievrashchieniia-prilaghatiel-nogho-i-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "131124"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416078280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Лингвистические сказки "
    ["seo_title"] => string(26) "linghvistichieskiie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "120899"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413821797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства