В процессе овладения духовным богатством общества в сфере человеческого общения происходит превращение внешних форм регулирования поведения человека во внутренние - требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоциональноволевыми качествами являются мотивами поведения человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения человека.
В связи с этим особый интерес представляет изучение культуры общения личности и все, что связано с этой проблемой.
Мы рассматриваем культуру общения личности как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения
/с» и \ г~\ с»
(ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.
Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества - социальным духовным богатствам общества - морали, этикету, знаниям. Поведенческая - характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты: ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры общения личности, является, на наш взгляд, нравственная культура общения - уровень усвоения, применения и обогащения человеком моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.
Уровень нравственного общения - это высший уровень субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному. Подобные взгляды можно встретить у представителей экзистенциально-феноменологической парадигмы исследования общения. Так, например, К. Ясперс убежден в том, что к человеку нельзя подходить как к объекту своих устремлений. По мнению философа, процесс общения есть любящая борьба, ее завершение не означает победу одного над другим, но только взаимную самореализацию. Отсюда, здесь не может быть «секретного оружия» и «засад».
Для человека с развитой нравственной культурой общения само общение выступает как духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и самости. Доктор филологических наук Т.П. Григорьева утверждает: «Диалог, как и единение, необходим людям созидания и света, чтобы противостоять силам разрушения и тьмы».
Итак, культура общения является одной из сторон базовой культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющий жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Культура общения - это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития личности.
Литература:
Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». lex.uz (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982; Национальная база данных законодательства, 16.10.2017 г., № 06/17/5204/0114)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура общения и вопросы нравственности»
Культура общения и вопросы нравственности
Хайдарова Севара Ғиждувон туман
35-мактаб рус тили фани ўқитувчиси.
В процессе овладения духовным богатством общества в сфере человеческого общения происходит превращение внешних форм регулирования поведения человека во внутренние - требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоциональноволевыми качествами являются мотивами поведения человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения человека.
В связи с этим особый интерес представляет изучение культуры общения личности и все, что связано с этой проблемой.
Мы рассматриваем культуру общения личности как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения
/с» и \ г~\ с»
(ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.
Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества - социальным духовным богатствам общества - морали, этикету, знаниям. Поведенческая - характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты: ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры общения личности, является, на наш взгляд, нравственная культура общения - уровень усвоения, применения и обогащения человеком моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.
Уровень нравственного общения - это высший уровень субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному. Подобные взгляды можно встретить у представителей экзистенциально-феноменологической парадигмы исследования общения. Так, например, К. Ясперс убежден в том, что к человеку нельзя подходить как к объекту своих устремлений. По мнению философа, процесс общения есть любящая борьба, ее завершение не означает победу одного над другим, но только взаимную самореализацию. Отсюда, здесь не может быть «секретного оружия» и «засад».
Для человека с развитой нравственной культурой общения само общение выступает как духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и самости. Доктор филологических наук Т.П. Григорьева утверждает: «Диалог, как и единение, необходим людям созидания и света, чтобы противостоять силам разрушения и тьмы».
Итак, культура общения является одной из сторон базовой культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющий жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Культура общения - это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития личности.
Литература:
Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». lex.uz (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982; Национальная база данных законодательства, 16.10.2017 г., № 06/17/5204/0114)