нелитературным языком и выглядеть более культурно,
чем иной говорящий на литературном языке»
К. Гаузенблас
Свою речевую деятельность мы формируем, совершенствуем, корректируем на занятиях профессионального русского языка. Да, это не профилирующий предмет, но именно для будущих медиков, он очень важен. Продолжение изучения русского языка в колледже - это своеобразный мостик к пациентам; это средство выражения мыслей и чувств, которые будут испытаны при общении с ними. Но для того чтобы эффективно, результативно воздействовать на разум и чувства будущих пациентов, важно хорошо владеть и обладать речевой культурой. Ведь всем известна истина: словом можно ранить и словом же можно вылечить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура речи как культура речевой деятельности »
Культура речи как культура речевой деятельности
«Нет ничего парадоксального в том,
что один способен говорить на ту же самую тему
нелитературным языком и выглядеть более культурно,
чем иной говорящий на литературном языке»
К. Гаузенблас
Давно известно, что культура речи становится одной из составляющих профессионализма, особенно для людей группы «человек- человек». Контакты между людьми возможны лишь при наличии речи, и насколько эта речь будет понятной, настолько эффективнее будет общение.
Логическим продолжением и развитием понимания феномена культуры речи, является рассмотрение культуры речи как культуры речевой деятельности в рамках общей культуры. Культура речи — понятие многозначное.
Свою речевую деятельность мы формируем, совершенствуем, корректируем на занятиях профессионального русского языка. Да, это не профилирующий предмет, но именно для будущих медиков, он очень важен. Продолжение изучения русского языка в колледже - это своеобразный мостик к пациентам; это средство выражения мыслей и чувств, которые будут испытаны при общении с ними. Но для того чтобы эффективно, результативно воздействовать на разум и чувства будущих пациентов, важно хорошо владеть и обладать речевой культурой. Ведь всем известна истина: словом можно ранить и словом же можно вылечить.
Хочется привести слова Максима Горького, который в своё время писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней».
Очевидно, что владеть культурой речи необходимо всем. Но особенно необходимо управлять словом медикам, для которых слово – важнейший инструмент, иногда творящий чудеса. Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы. Иногда слово выполняет роль терапевтического средства, и способствует улучшению здоровья. Слово медицинской сестры укрепляет доверие, позволяет настроиться на нужную волну, добиться желаемого результата. На что обратить внимание в речи медика? Прежде всего – это тон. Тон медика всегда должен быть доброжелательным. «Я хочу тебе помочь» - как бы говорят медсестра и врач, подкрепляя свои слова улыбкой. В речи медика не должно быть резких слов и выражений, жесты желательно выбирать более открытые, располагающие к себе.
Одно из главных качеств – понятность, доступность речи. Пациент также должен быть уверен, что его понимают, ему стараются помочь. Многонациональный состав пациентов делает необходимым для медика знание менталитета разных народов хотя бы на дилетантском уровне.
Не менее важное качество – убедительность речи. Для того, чтобы речь была убедительной, медик должен быть уверенным в правоте своих слов. Чем более богатый словарный запас у медика, тем легче ему общаться с пациентами. Умение слушать и слышать также необходимо медику. Иногда умение выслушать больного становится важнее лекарства, а иногда помогает найти тот самый правильный способ лечения. Для медика важно все: и как представить себя, и как общаться, и как делать те или иные выводы.
Учитывая, что для многих студентов нашего колледжа русский язык не является родным, важным является мотивационный этап. Студенты должны прийти к мысли, что владение хорошей русской речью не только повышает уважение окружающих, но и формирует самоуважение. Хороший русский язык поможет в социализации студентов, что также важно для собственного комфорта. Что говорить правильно и красиво престижно, так как это умение свидетельствует об общекультурном уровне говорящего, повышает доверие к нему.
Ключевой камень культуры речи – это словарный запас, богатство лексики. Поэтому уже на первом занятии необходимо предложить студентам завести своеобразный словарик, в который будут записывать все новые или непонятные слова и термины. Такой словарик становится необходимым подспорьем и на других занятиях. Хорошей практической школой может стать анализ речи дикторов, журналистов, комментаторов. Студентам можно предложить ситуации «вхождения в среду», такие например, как «Разговор с продавцом», «Обращение к экскурсоводу», «Сцена в банке» и т.д. И хотя на уроке нельзя обойтись без привычных форм занятий, таких как словарный диктант, изложение, сочинение, в последние годы широко развиваются новые активные технологии, такие как игры, викторины, эстафеты, написание эссе и мини-сочинений. Относительно новой формой является написание эссе. Эссе включает определенное количество предложений на заданную тему. Например, «Кодекс медсестры», «Я поссорилась с подругой», «Разговор с пациентом» и т.д.
Рассмотрим, например, как проводится эстафета: «Найди синонимы». Ребята делятся на команды по 5-10 человек, каждый пишет по одному синониму к предложенному слову, и передает лист следующему. Выигрывает команда, нашедшая больше всего синонимов в отведенное время. Точно также можно поступить и со скороговорками. Здесь множество вариантов. Одна команда быстро произносит «Осип охрип, Архип осип», вторая – в таком же темпе: «Архип осип, Осип охрип». Скороговорки могут задаваться на дом, можно меняться заданиями.
Как мы уже говорили, на занятиях желательно применять игровые ситуации. Например, вы задаете проблему. Одной из проблем может стать участие в собеседовании, которая является актуальной для всех студентов. Роли распределяются следующим образом: Соискатель – человек, пришедший на собеседование; работодатели – люди, анализирующие кандидатуры; эксперты - дающие оценку действиям сторон. Таким образом, вся группа оказывается вовлеченной в ситуацию. Экспертам можно предложить следующие вопросы:
Достиг ли цели соискатель?
Достигли ли цели работадатели?
Правильно ли были сформулированы вопросы?
Корректно ли вели себя партнеры по отношению друг другу?
Верной ли была жестикуляция?
Грамотной ли была речь сторон?
Были ли сложности в разговоре и как они преодолевались? И т.д.
После этого студентам предлагается оценить всех участников. В конце игры можно предложить ребятам провести рефлексию, примерно по такой схеме: «Я узнал…», «Я почувствовал…», «Я осознал…».
Особое внимание следует уделить общению медсестры и пациента. Здесь есть свои особенности. И,первая из них касается умения слышать. Социологи подсчитали, что слышим мы лишь треть сказанного. Медику необходимо научиться слышать все, быстро анализировать и отвечать. Как этому научиться? Тут опять помогут упражнения. Объединяем троих и даем им разные инструкции: первому: «Всем своим видом изображаешь невнимание, однако внимательно слушаешь», второму: «Изображаешь повышенное внимание, однако мыслями далеко», третьему: «Кто слушал более внимательно?» После этого студентам объясняется разница между глаголами «слушать» и «слышать» и предлагается упражнение: «Кто больше услышал?» С техникой активного слушания и сопереживания студенты знакомятся при разборе реальных ситуаций.
Необходимо побудить медиков к состраданию больному, и здесь требуется особая тональность речи и совершенно особые жесты и мимика. Чтобы в полной мере овладеть искусством жестов, целесообразно показать видеофильм, который есть в Интернете. Но лучше, если такой фильм снимут сами ребята, одновременно выступая как актеры.
Применение технологий активного обучения на занятиях предполагает активное обсуждение и тренинг на занятиях. Поэтому в конце каждого занятия необходим мотивационно - рефлексивный этап, цель которого не только выразить свои эмоции, но и оценить свою деятельность на занятий. Здесь совершенно незаменим опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение). Так, студент оценивает, в каком настроении он пришел на занятия, изменилось ли его самочувствие, что на это повлияло.
Не следует забывать, что предмет носит общегуманитарный характер, поэтому взаимосвязь с профессиональными дисциплинами должна прослеживаться постоянно. На занятиях можно не только разбирать профессиональные термины, но и связать культуру речи с профессиональной этикой и психологией. И необходимо помнить, что изучение русского языка и культуры речи влияет на становление ключевых профессиональных компетенций. И вне всякого сомнения, владение культурой речи значительно повышает профессионализм любого специалиста.
Пользуясь богатством русского языка, мы выбираем точные и нужные слова для передачи своих мыслей, чувств, самых тонких, страстных и глубоких. Обладая таким богатством, мы должны трепетно относиться к такому сокровищу, как язык: должны вырабатывать в себе культуру устной и письменной речи. Не зря гласит русская пословица: «Умные речи и слушать приятно».
На занятиях профессионального русского языка мы часто работаем с текстами по специальности, изучаем функциональные стили речи, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки. Разные условия и цели общения требуют разных средств речевого выражения. Известно, что каждый стиль требует своих средств выражения и представляет собой определённую систему правил употребления языковых средств. Каждый из функциональных стилей в зависимости от формы общения реализуется в устном и письменном виде. Например, для разговорного стиля более типична устная форма, а для научного и официально-делового — письменная. При работе с текстом развивается не только устная связная речь, но идет практическое овладение стилистическими навыками. При работе над текстом выполняется сначала словарная работа: знакомство со значением «новых» слов, их проговаривание, составление с ними словосочетания или предложения. Ведь для того, чтобы правильно писать слова, надо знать его лексическое значение, как оно произносится, его правописание. Внимательно, осмысленно читается текст для того чтобы запомнить, о чём идёт речь. Чем больше читаем текст, тем больше запоминаем «новые» слова: их написание. Тем самым развивается зрительная память, что немаловажно для запоминания правописания многих слов. Часто на занятиях русского языка пишем «Письмо по памяти». Такая работа проводится после заучивания отрывков или целого текста стихотворений. Это даёт возможность проверить не только зрительную память, но и развивает пунктуационные и стилистические навыки. Прежде чем приступить к такой работе, выразительно читаем стихотворение; знакомимся с лексическими значениями неизвестных слов в тексте, соблюдая интонацию, проговариваем вслух по строчкам всё стихотворение. Затем каждый читает текст. Конечно, такая предварительная работа с текстом требует много времени, но она даёт свои плодотворные результаты: знаем стихотворение наизусть, грамотно можем его написать и пополняем свой словарный запас, то есть «убиваем сразу нескольких зайцев». Получается, что, работая с любым текстом, мы повторяем и лексику, и грамматику, и фонетику русского языка.
Каждая лексическая тема практических занятий связана с определённой грамматической темой. Например, грамматическая тема «Синтаксис научного текста» рассматривается на основе лексической темы «Внутренние органы человека», а «Сложное предложение с двойной связью» — на основе лексической темы «Нервная и иммунная системы человека». Такая тесная взаимосвязь лексики и грамматики является одним из путей, способствующих развитию профессиональной речевой культуры. На занятиях составляются диалоги: «На приёме у врача-терапевта», «В кабинете у стоматолога», «Больной и врач», даются образцы рекомендуемых фраз для составления диалогов. При составлении диалогов используются слова-вежливости, так как речь врача уже должна располагать, пришедшего к нему на приём пациента. В одном мудром высказывании говорится, что «лучшим ответом на плохую речь является хорошая речь». Имеется в виду речь не только правильно составленная, но грамотно написанная.
Знать больного для медика - это значит найти с ним общий язык. «Если после разговора с врачом не станет легче, значит это не врач», — напоминал известный отечественный невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев. Этот «общий язык», эту общую точку соприкосновения со своим пациентом медик найдёт в том случае, если подберёт слова, задевающие за живое, если будет обладать основами культуры речи, как устной, так и письменной. Хочется привести один афоризм: «Хорошая речь — результат хорошего мышления». Если человек способен на глубокие чувства и мысли, конечно же, он будет осознанно, доходчиво говорить.
В нашем современном мире, чтобы быть успешным, нужно овладеть средствами современного русского языка для повышения культуры устной и письменной речи в сферах, связанных с будущей специальностью; совершенствовать навыки грамотного письма и профессионального общения. Сегодня высокая речевая культура — непременное качество общественно активной личности. Ценность и востребованность специалиста на современном рынке труда во многом зависит от наличия у него грамотной устной и письменной речи, умения общаться, воздействовать на других людей посредством слова. Еще В. Вересаев сказал: «Врач может обладать огромным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, но все это останется бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе душу больного».
Кто заинтересован стать в будущем высококвалифицированным специалистом, должен правильно, грамотно писать, в полном объёме овладеть нормами устного и письменного литературного языка, овладеть культурой письменной речи. Это нужно и при заполнении Истории болезни, выписке рецепта и при непосредственном общении с пациентами и коллегами по работе.
Древнегреческий философ Сократ призывал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».