kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевое развитие дошкольников посредством программы нерегламентированной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация театрализованной деятельности в учреждении дошкольного образования как нерегламентированной в форме кукольного театра, позволит предоставить ее содержание с акцентом на развитие у воспитанников речевого творчества, дополнить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Учебной программы дошкольного образования, развернуть театрализованную деятельность в форме кукольного театра в полном объеме. Организация театрализованной деятельности в учреждении дошкольного образования как нерегламентированной в форме кукольного театра, позволит предоставить ее содержание с акцентом на развитие у воспитанников речевого творчества, дополнить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Учебной программы дошкольного образования, развернуть театрализованную деятельность в форме кукольного театра в полном объеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие дошкольников посредством программы нерегламентированной деятельности»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шуляк Анна Сергеевна

Магистр педагогических наук , преподаватель

Учреждения образования

«Борисовский государственный колледж»

Беларусь, г.Борисов

Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных форм организации образовательного процесса.

На современном этапе большое внимание уделяется развитию речи и культуры речевого общения воспитанников. В особенности развитию уме­ния са­мос­то­я­тель­ны­ми уси­ли­я­ми вы­ра­зить в ус­тном выс­ка­зы­ва­нии самос­то­я­тель­ную мысль (К. Д. Ушин­ский): пра­виль­ное про­изно­ше­ни­е зву­ков и слов; пра­виль­ное упот­реб­ле­ни­е слов по смыс­лу; пра­виль­ное из­ме­не­ни­ем слов соглас­но грам­ма­ти­ке язы­ка, - а также ее ком­му­ни­ка­тив­ную целесообразность (Г. И. Ви­но­кур, Б. Н. Го­ло­вин, В. Г. Кос­то­ма­ров, А. А. Ле­он­ть­ев).

Правильность речи характеризуется тем, что го­во­ря­щий че­ло­век упот­реб­ля­ет языковые еди­ни­цы в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми язы­ка, а ком­му­ни­ка­тив­ная целесообраз­ность ре­чи рас­смат­ри­ва­ет­ся как оп­ти­маль­ное ис­поль­зо­ва­ние язы­ка в кон­крет­ных ус­ло­ви­ях об­ще­ния. Однако речевое развитие подразумевает не толь­ко фор­ми­ро­ва­ние на­вы­ков и уме­ний пра­виль­ной ре­чи, но и фор­ми­ро­ва­ние на­вы­ков и уме­ний точ­ной, вы­ра­зи­тель­ной ре­чи, сво­бод­но­го и умес­тно­го ис­поль­зо­ва­ния языко­вых еди­ниц, соб­лю­де­ния пра­вил ре­че­во­го эти­ке­та с уче­том воз­рас­тных особен­нос­тей и воз­мож­нос­тей де­тей [3, стр. 12].

Развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека является одной из основных задач дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольный период является сензитивным для развития речевого творчества, у детей отмечаются трудности в сочинении рассказов, сказок, стихов, отсутствие интереса к литературе в целом. Учебной программой дошкольного образования определяется, что в дошкольном возрасте необходимо формировать представления о литературных и фольклорных произведениях разных жанров и тематики, содействовать восприятию некоторых элементов художественной формы (рифма, ритм) [1, стр. 3]. И поскольку театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя, именно она способствует овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммунальных способностей, элементарному восприятию языковой действительности, развитию речевого творчества, воспитанию нравственных качеств личности, интереса к литературе, музыке и театру, поэтому организация кукольного театра позволит решить спектр задач связанных с развитием речи и речевого творчества воспитанников учреждений дошкольного образования.

Некоторые задачи развития воспитанников в театрализованной деятельности представлены в содержании образовательной области «Искусство», разделе «Художественная литература» Учебной программы дошкольного образования. Однако этого не достаточно для того, чтобы развернуть театрализованную деятельность с целью развития речи в форме кукольного театра в полном объеме. Это актуализирует более тщательную организацию нерегламентированной деятельности и разработку ее содержания (программы нерегламентированной деятельности) с акцентом на развитие у воспитанников от 4 до 7 лет речевого творчества средствами театра кукол бибабо.

Программа включает следующие разделы: «Основы театральной культуры», «Культура и техника речи», «Основы кукловождения», «Работа над спектаклем», которые тесно взаимосвязаны и направлены на формирование разнообразных умений и навыков театрализованной деятельности, общения, развитие речи и речевого творчества дошкольников, воспитание нравственных качеств личности.

Посредствам раздела «Основы театральной культуры» дошкольники познакомятся с литературными произведениями, его персонажами, куклами, устройством театра кукол бибабо (зрительного зала, ширмы, декораций, кукол). Научатся понимать образное содержание и идею театральной постановки, овладеют элементарными театральными терминами (сцена, ширма, зрители, аплодисменты, декорации) и будут применять их в процессе репетиций и подготовки спектакля. Овладеют правилами культурного поведения в театре, как в роли зрителя (снимать головной убор, внимательно смотреть спектакль, рассматривать актеров в бинокль; проходить к своему месту лицом к сидящим, не разговаривать, не шуршать фантиками; не вставать в полный рост во время спектакля; не уходить до окончания спектакля), так и в роли актера (внимательно слушать партнеров по спектаклю, произносить только свои реплики, не шуметь во время спектакля).

Посредствам раздела «Культура и техника речи» - овладеют культурой и техникой речи при исполнении роли: смогут подбирать слова, фразы и интонационные средства выразительности; овладеют способами правильного и четкого произношения слов и фраз (повторять, «пропевать» слово и фразу, ставить ударение, произносить отдельные звуки и их сочетания, утрированно произносить звук, образно их называть), научатся пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, активно применять способы (произносить отдельные звуки, когда экскурсия, выдержка и рекурсия разделены, и речевые цепочки, когда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука; регулировать силу голоса; произносить слова на выдохе) правильного владения артикуляционным и голосовым аппаратом, речевым дыханием при исполнении роли, в играх и упражнениях.

Содержание раздела «Основы кукловождения» позволит освоить строение куклы бибабо и особенности ее функционирования, овладеть способами вождения куклы, передавать характер и настроение куклы бибабо через движение и речь, синхронизировать движение куклы бибабо с произношением текста роли, равномерно размещаться и двигаться за ширмой во время драматизации сказки в театре кукол бибабо.

Посредством раздела «Работа над спектаклем» дети освоят приемы исполнения роли, запоминания текста театральной постановки (повторение, наводящие вопросы, установление связей при припоминании, вспомогательные средства), научатся оценивать характер и поступки героев спектакля, высказывать свое отношение к ним, выбирать роль из ряда предложенных. Смогут произносить текст роли в нужной последовательности и очередности, экспериментировать с фразой, рифмой, сочинять краткие выражения по тексту роли, начала или окончания сцены, сюжета постановки, выбирать декорации соответствующие театральной постановке, подготавливать сцену к инсценировке. С помощью взрослого анализировать премьеру: положительные и отрицательные эпизоды, возможные изменения в исполнении роли и сценарии.

Театрализованная деятельность, в виде драматизации сказок в театре кукол бибабо, открывает возможность ребенку оказаться в разнообразных позициях: актёра-исполнителя, зрителя действий партнеров, режиссера, оформителя. Действуя в сюжете спектакля, ребенок проходит все этапы художественно-творческого осмысления мира. Это помогает ему задуматься о том, что и зачем делает персонаж, как его действия оценивают и понимают зрители, что следует ценить в жизни. Театральные игры и спектакли позволяют воспитанникам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Особое значение в театральной деятельности отводится речи, она сопровождает театральную деятельность ребенка, совершенствует ее. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее его взаимоотношение с детьми и взрослыми, гармоничнее его поведение, а следовательно и его личность в целом [4, с. 17].

Освоение содержания программы способствует активному речевому развитию воспитанников, формированию у них высших нравственных чувств, положительных черт характера, театральных и художественных интересов, позитивному отношению к окружающим.

Организация театрализованной деятельности в учреждении дошкольного образования как нерегламентированной в форме кукольного театра, позволит предоставить ее содержание с акцентом на развитие у воспитанников речевого творчества, дополнить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Учебной программы дошкольного образования, развернуть театрализованную деятельность в форме кукольного театра в полном объеме. Данная форма организации нерегламентированной деятельности отвечает современным требованиям общества и способствует повышению качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А.Л. Давидович. – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 104с.

2.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2. – с.15-23

3.Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

4. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 119с.

5.Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. - 416 с.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шуляк Анна Сергеевна

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства