Речевое развитие дошкольников посредством программы нерегламентированной деятельности
Речевое развитие дошкольников посредством программы нерегламентированной деятельности
Организация театрализованной деятельности в учреждении дошкольного образования как нерегламентированной в форме кукольного театра, позволит предоставить ее содержание с акцентом на развитие у воспитанников речевого творчества, дополнить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Учебной программы дошкольного образования, развернуть театрализованную деятельность в форме кукольного театра в полном объеме. Организация театрализованной деятельности в учреждении дошкольного образования как нерегламентированной в форме кукольного театра, позволит предоставить ее содержание с акцентом на развитие у воспитанников речевого творчества, дополнить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Учебной программы дошкольного образования, развернуть театрализованную деятельность в форме кукольного театра в полном объеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие дошкольников посредством программы нерегламентированной деятельности»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шуляк Анна Сергеевна
Магистр педагогических наук , преподаватель
Учреждения образования
«Борисовский государственный колледж»
Беларусь, г.Борисов
Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных форм организации образовательного процесса.
На современном этапе большое внимание уделяется развитию речи и культуры речевого общения воспитанников. В особенности развитию умения самостоятельными усилиями выразить в устном высказывании самостоятельную мысль (К. Д. Ушинский): правильное произношение звуков и слов; правильное употребление слов по смыслу; правильное изменением слов согласно грамматике языка, - а также ее коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).
Правильность речи характеризуется тем, что говорящий человек употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, а коммуникативная целесообразность речи рассматривается как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Однако речевое развитие подразумевает не только формирование навыков и умений правильной речи, но и формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета с учетом возрастных особенностей и возможностей детей [3, стр. 12].
Развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека является одной из основных задач дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольный период является сензитивным для развития речевого творчества, у детей отмечаются трудности в сочинении рассказов, сказок, стихов, отсутствие интереса к литературе в целом. Учебной программой дошкольного образования определяется, что в дошкольном возрасте необходимо формировать представления о литературных и фольклорных произведениях разных жанров и тематики, содействовать восприятию некоторых элементов художественной формы (рифма, ритм) [1, стр. 3]. И поскольку театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя, именно она способствует овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммунальных способностей, элементарному восприятию языковой действительности, развитию речевого творчества, воспитанию нравственных качеств личности, интереса к литературе, музыке и театру, поэтому организация кукольного театра позволит решить спектр задач связанных с развитием речи и речевого творчества воспитанников учреждений дошкольного образования.
Некоторые задачи развития воспитанников в театрализованной деятельности представлены в содержании образовательной области «Искусство», разделе «Художественная литература» Учебной программы дошкольного образования. Однако этого не достаточно для того, чтобы развернуть театрализованную деятельность с целью развития речи в форме кукольного театра в полном объеме. Это актуализирует более тщательную организацию нерегламентированной деятельности и разработку ее содержания (программы нерегламентированной деятельности) с акцентом на развитие у воспитанников от 4 до 7 лет речевого творчества средствами театра кукол бибабо.
Программа включает следующие разделы: «Основы театральной культуры», «Культура и техника речи», «Основы кукловождения», «Работа над спектаклем», которые тесно взаимосвязаны и направлены на формирование разнообразных умений и навыков театрализованной деятельности, общения, развитие речи и речевого творчества дошкольников, воспитание нравственных качеств личности.
Посредствам раздела «Основы театральной культуры» дошкольники познакомятся с литературными произведениями, его персонажами, куклами, устройством театра кукол бибабо (зрительного зала, ширмы, декораций, кукол). Научатся понимать образное содержание и идею театральной постановки, овладеют элементарными театральными терминами (сцена, ширма, зрители, аплодисменты, декорации) и будут применять их в процессе репетиций и подготовки спектакля. Овладеют правилами культурного поведения в театре, как в роли зрителя (снимать головной убор, внимательно смотреть спектакль, рассматривать актеров в бинокль; проходить к своему месту лицом к сидящим, не разговаривать, не шуршать фантиками; не вставать в полный рост во время спектакля; не уходить до окончания спектакля), так и в роли актера (внимательно слушать партнеров по спектаклю, произносить только свои реплики, не шуметь во время спектакля).
Посредствам раздела «Культура и техника речи» - овладеют культурой и техникой речи при исполнении роли: смогут подбирать слова, фразы и интонационные средства выразительности; овладеют способами правильного и четкого произношения слов и фраз (повторять, «пропевать» слово и фразу, ставить ударение, произносить отдельные звуки и их сочетания, утрированно произносить звук, образно их называть), научатся пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, активно применять способы (произносить отдельные звуки, когда экскурсия, выдержка и рекурсия разделены, и речевые цепочки, когда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука; регулировать силу голоса; произносить слова на выдохе) правильного владения артикуляционным и голосовым аппаратом, речевым дыханием при исполнении роли, в играх и упражнениях.
Содержание раздела «Основы кукловождения»позволит освоить строение куклы бибабо и особенности ее функционирования, овладеть способами вождения куклы, передавать характер и настроение куклы бибабо через движение и речь, синхронизировать движение куклы бибабо с произношением текста роли, равномерно размещаться и двигаться за ширмой во время драматизации сказки в театре кукол бибабо.
Посредством раздела «Работа над спектаклем» дети освоят приемы исполнения роли, запоминания текста театральной постановки (повторение, наводящие вопросы, установление связей при припоминании, вспомогательные средства), научатся оценивать характер и поступки героев спектакля, высказывать свое отношение к ним, выбирать роль из ряда предложенных. Смогут произносить текст роли в нужной последовательности и очередности, экспериментировать с фразой, рифмой, сочинять краткие выражения по тексту роли, начала или окончания сцены, сюжета постановки, выбирать декорации соответствующие театральной постановке, подготавливать сцену к инсценировке. С помощью взрослого анализировать премьеру: положительные и отрицательные эпизоды, возможные изменения в исполнении роли и сценарии.
Театрализованная деятельность, в виде драматизации сказок в театре кукол бибабо, открывает возможность ребенку оказаться в разнообразных позициях: актёра-исполнителя, зрителя действий партнеров, режиссера, оформителя. Действуя в сюжете спектакля, ребенок проходит все этапы художественно-творческого осмысления мира. Это помогает ему задуматься о том, что и зачем делает персонаж, как его действия оценивают и понимают зрители, что следует ценить в жизни. Театральные игры и спектакли позволяют воспитанникам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Особое значение в театральной деятельности отводится речи, она сопровождает театральную деятельность ребенка, совершенствует ее. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее его взаимоотношение с детьми и взрослыми, гармоничнее его поведение, а следовательно и его личность в целом [4, с. 17].
Освоение содержания программы способствует активному речевому развитию воспитанников, формированию у них высших нравственных чувств, положительных черт характера, театральных и художественных интересов, позитивному отношению к окружающим.
Организация театрализованной деятельности в учреждении дошкольного образования как нерегламентированной в форме кукольного театра, позволит предоставить ее содержание с акцентом на развитие у воспитанников речевого творчества, дополнить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Учебной программы дошкольного образования, развернуть театрализованную деятельность в форме кукольного театра в полном объеме. Данная форма организации нерегламентированной деятельности отвечает современным требованиям общества и способствует повышению качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А.Л. Давидович. – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 104с.
2.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2. – с.15-23
3.Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
4. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 119с.
5.Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. - 416 с.