Формирование устного монологического высказывания у
учащихся старших классов на уроках географии
в С(К)ОУ V вида
Выполнила:
Мелентьева Надежда Владимировна
учитель географии
I кв.категория.
задачи :
1 )на основе междисциплинарного анализа теоретической и
методической литературы изучить состояние проблемы
формирования монологического высказывания
у учащихся старших классов С(К)ОУ V вида;
2 ) выявить, обосновать и экспериментально подтвердить
условия формирования монологического высказывания у
учащихся старших классов
на уроках географии в С(К)ОУ V вида;
3 ) разработать и апробировать коррекционные занятия
направленные на формирование монологического
высказывания у учащихся старших классов
на уроках географии в С(К)ОУ V вида.
Проблема исследования заключается в выявлении условий формирования устного монологического высказывания у учащихся старших классов С(К)ОУ V вида на уроках географии. Таким образом, актуальность работы как учителя географии и логопеда, позволила определить тему: «Формирование устного монологического высказывания у учащихся старших классов на уроках географии в С (К)ОУ V вида.
Цель исследования : выявление, обоснования и подтверждения условий формирования устного монологического высказывания учащихся старших классов на уроках географии в С(К)ОУ V вида.
Объект исследования - устное монологическое высказывание учащихся старших классов с ТНР.
Предмет исследования – процесс формирования устного монологического высказывания у учащихся старших классов на уроках географии в школе V вида
Гипотеза: Формирование устного монологического высказывания у учащихся старших классов на уроках географии в С(К)ОУ V вида будет возможным при условии целенаправленной организации педагогического процесса, специально ориентированного на работу над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, текстом с использованием специальных методов и приёмов.
В эксперименте принимали
участие
10 учащихся 6 класса.
Из них: 2девочки, 8 мальчиков .
Экспериментальное изучение навыков
сформированности устного монологического
высказывания проводилось на базе
МС(К)ОУ «СКОШ V вида»
г. Березники.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по физической географии /начальный курс /
для 6 класса
один год обучения
на 1и 2 полугодие
2013 – 2014 учебный год.
Количество часов по учебному плану в неделю 2 часа
в год 68 часов
Составлен в соответствии с программой, утвержденной от 2000 г
Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ
Основной учебник: Лобжанидзе А.А. География планета Земля «Просвещение»- 2006г
Образовательные задачи курса: дать учащимся знания
о литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере; показать значение взаимосвязей в природе, ввести понятие о природном комплексе;
научить детей читать топографические план, физико – географическую и климатическую карты, составлять на их основе описания природных объектов, маршрутов и т.д.;
формировать у школьников навыки общей и повседневной географической культуры , приучить их к выполнению основных правил поведения на природе;
Коррекционно-образовательные задачи курса:
развитие психологической базы речи (воспитание учебной мотивации, коррекция психических процессов);
формирование навыков употребления предметной лексики при построении учебного высказывания;
использование в связной речи изученные типы грамматических конструкций;
коррекция навыка построения связного высказывания, пересказа текста учебного характера.
Тематическое планирование по темам
№
Раздел
1
часы
Развитие географических знаний о Земле
2
6
Земля – планета Солнечной системы
3
5
Изображения земной поверхности и их использование
4
5
Литосфера – каменная оболочка Земли
7
7
Гидросфера – водная оболочка Земли
6
9
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
7
9
Биосфера – оболочка жизни
8
9
10
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс
Региональный компонент
Экскурсии
6
9
8
2
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
СЛОВО
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД
Упражнения : распознавание объектов и явлений по словесным описаниям; перенос соответствующих понятий знаний в новые ситуации; сравнение объектов по их существенным признакам; повторение.
Моделирование и зарисовки обьеков , решение логических задач с новыми понятиями.
Игры : « Отгадай , где я был», « Назови столицу», «Богатые названия» и т.д
Структурирование словосочетания и предложения;
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД
Карта, глобус, макеты, полоски, ленты, флажки, учебник, видео, компьютер,
иллюстрации, картины, ПРИБОРЫ,
опорные слова.
таблицы, схемы, карточки, работа со словарями
Текст
Упражнения: выделение словосочетания из предложения, включение словосочетания в предложение;
установка связи между словосочетанием и предложением
(закончить предложение); составлять значительные по объему предложения. Уметь вводить научные сведения.
Моделирование: составление словосочетаний с новыми словами,
Игры: «Путешествие в ПЗ». «Продолжи..». «Лабиринт».
Рассказ : определение существенных признаков (общее для всех и разное), рассказ по картине, рассказ из опыта.
Беседы: умение доказывать, рассуждать, умение задавать вопросы.
Чтение: определений, высказываний.
Клеше, таблицы, схемы, карты, глобус, текст учебника, иллюстрации, опорные слова, приборы,
видео. ИКТ. словари., пословицы, поговорки, крылатые выражения, наблюдение, экскурсии,
Упражнения: поэтапное работа с текстом, сравнительная характеристика,
Клеше, таблицы, схемы, карты, глобус, текст учебника, иллюстрации, опорные слова, приборы,
видео. ИКТ. словари., пословицы, поговорки, крылатые выражения, наблюдение, экскурсии,
Рассказ: словарная работа, составлять развёрнутые сообщения по плану.
умение выделять главное, выявлять незнакомое.
Беседа: найти в тексте ответы на поставленные вопросы, строить высказывания (- Я считаю, что..;
- Мне кажется, что…;
Чтение: пословицы, поговорки, крылатые выражения, стихи, текст учебника, дополнит.литерат
Расширение словарного запаса
Комментирование текста, описание географических объектов и явлений, анализ, придумывание эпитетов, определений с использованием прилагательных, составление устных характеристик с использованием карт, планов, опорных слов.
Составление высказываний, используя таблицы схемы,
Описание объектов -повествование(глаголы)
Уникальная планета-Земля
Приём определения географического положения гор.
План
1.Название, высоты
2.Географическое
п о ложение:
а) на материке;
б) направление и
пр о тяжённость;
в)относительно других объектов
Действия
- Назвать и показать горы на карте; определить, каким горам относятся по высоте.
- Определить:
а) на каком материке и в какой его части находятся горы, между какими меридианами и параллелями
;б) в каком направлении протянулись и на сколько километров;
в) как расположены относительно соседних равнин, морей, рек и т.д.
-Я считаю, что….
- Мне кажется, что….
(Ф.И. ученика) ответил на вопрос… недостаточно
(достаточно полно).
- Мне бы хотелось добавить по этому вопросу следующее….