Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Однородные члены предложения"»
Однородные члены предложения (контрольная работа).
8класс (использовались при составлении работы материалы сайта http://videotutor-rusyaz.ru)
Вариант1
1. Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными членами (знаки препинания не расставлены). Выпишите их, постройте схемы.
(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки застывшие малые реки в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды висят яркие гроздья калины. (Соколов-Микитов И.) (4) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (5) Казалось, он раздувался сиял радостным светом играл улыбался. (6) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери освещённое лучами восходящего солнца. (Соколов-Микитов И.)
2. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке
1. [О, О, О]. 2. [О, О и О]. 3. [О, но О].
3.Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, укажите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.
1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров)
4. Выпишите из предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.
Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.)
5. Укажите предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Знаки препинания не расставлены.
1) Самым поразительным для Бима оказалось то что вместе с людьми живут разные животные и птицы коровы куры гуси овцы свиньи знакомство с которыми состоялось не сразу (Троепольский). 2) Все это: звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки (Горький). 3) Постоянное обращение к словарям справочникам наблюдение за живой речью людей все это способствует развитию и обострению «языкового чутья». 4) Вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем все заструится задрожит беглым блеском (Тургенев).
Вариант 2
1. Среди предложений 1-8 найдите предложения с однородными членами (знаки препинания не расставлены). Выпишите их, постройте схемы.
(1) На востоке разгорается заря и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (Соколов-Микитов И.) (6) Лопаются почки на деревьях вылезает из земли молодая травка. (7) Зеленеет лес с головы до пяток. (8) Сотнями тысячами прилетают птички с юга.
2. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:
1. [О или О]. 2. [Не только О, но и О]. 3. [То О, то О].
3.Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, укажите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.
1) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 2). Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица)
4. Выпишите из предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.)
5. Укажите предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Знаки препинания не расставлены.
1) Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров.) 2) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива. (В. Арсеньев.) 3) В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полна, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн. (А. Пушкин.) 4) Дремали не только леса но и лесные озера и лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский.) 5) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать. (А. Пушкин.) 6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)
Вариант3
1. Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными членами (знаки препинания не расставлены). Выпишите их, постройте схемы.
(1) Хороши чисты русские снежные зимы. (2) Глубокие сверкают на солнце сугробы. (3) Скрылись подо льдом большие и малые реки. (4) В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. (5) Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. (Соколов-Микитов И.) (6) Жители больших городов редко любуются восходом солнца.
2. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке
1. [О, О, а О]. 2. [О и О, О и О]. 3. [О, да О].
3.Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, укажите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.
Был соловей влюблен в весну и зори И свил гнездо в смородинном кусте И до утра в невыплаканном горе Он пел любовь послушную мечте. (К. Фофанов).Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей.
4. Выпишите из предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.
Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)
5. Укажите предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Знаки препинания не расставлены.
1) За столом обедали три человека старушка девушка и парень, глазами похожий на старушку. 2) Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. 3) Хотите чайку спросила Люда поглядывая то на Никодима Павловича то на бабушку и едва сдерживая смех. 4) И рука его и лицо и синяя спецовка л..снились от сажи и машинного масла.
Вариант 4
1. Среди предложений 1- 4 найдите предложения с однородными членами (знаки препинания не расставлены). Выпишите их, постройте схемы.
(1) Изменяется цвет самого неба золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (2) Пена на гребнях волн кажется золотою. (3) Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. (4) Алым золотом отсвечивают мачты блестит крашеный борт корабля. Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку? (Соколов-Микитов И.)
2. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:
1. [О да О]. 2. [Как О, так О]. 3. [либо О, либо О].
3.Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, укажите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.
6) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов) 7) И снова солнечный, холодный и приятный И день, и блеск садов. И легкой зелени серебряные пятна В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
4. Выпишите из предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.
В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.)
5. Укажите предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Знаки препинания не расставлены.
1) Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (К. Паустовский) 2) С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы. 3) На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (И. Тургенев)