Просмотр содержимого документа
«Контроль и оценка знаний учащихся - одно из средств повышения качества обученности по русскому языку и литературе»
14
Контроль и оценка знаний учащихся - одно из средств повышения качества обученности по русскому языку и литературе
Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных в современном учебном процессе. Требования при определении образовательного рейтинга обучающихся, получение данных о состоянии и результатах образовательного процесса должны быть объективными.
Проверка знаний у школьников - один из важнейших этапов процесса обучения. Однако она играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для преподавателя имеют такие функции проверки, как обучающая, развивающая и воспитывающая.
В учебной практике нами используются в основном три вида контроля:
1) контроль уровня первичного восприятия;
2) текущий контроль;
3) итоговый контроль.
Контроль уровня первичного восприятия чаще всего осуществляется нами в виде самостоятельной работы обучающего характера. Смысл такой работы заключается в самостоятельном выполнении учащимися заданий, данных преподавателем после объяснения нового материала. Цель - привлечение внимания каждого обучающегося к тому, что объясняется на уроке. Здесь сразу дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают успешно освоить новый материал. Обучающая самостоятельная работа проводится после объяснения нового материала при первичном закреплении знаний, поэтому она состоит в основном из заданий репродуктивного характера, проверяется на уроке. Оценки выставляются по желанию учеников. Кроме самостоятельной работы нами предлагаются следующие виды работ:
1) после изучения темы «Глагол» предлагаю ученикам «Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй – третьему и так далее. Время на ответ - несколько секунд. Такой вид работы помогает проверить уровень усвоенности теоретического материала и умения грамотно ставить вопрос;
2) «Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится школьникам. Предлагаю прослушать предложения и решить, правильное ли было высказано мною утверждение. Например, при изучении темы «Синтаксис»:
а) в простом предложении две грамматические основы;
б) односоставное предложение - это предложение, где есть и подлежащее, и сказуемое;
в) распространенное предложение – это предложение, где есть второстепенные члены предложения и т.д.;
3) для того чтобы проверить знание текста художественного произведения, предлагаю ученикам составить один вопрос на знание содержания текста, но такой, на который никто не сможет ответить. Данное задание ориентировано на внимательное прочтение текста. Такая работа оценивается в «5» баллов;
4) для проверки знания текста можно предложить еще следующие вопросы:
- Какой момент рассказа вам показался самым интересным? Почему?
- Какая часть рассказа вам запомнилась больше всего?
- Какую картину вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?
- Кто из героев вам особенно понравился?
- Что вас привлекло в этом человеке?
- С кем из действующих лиц вы хотели бы поспорить?
- С чем именно вы не согласны?
- Когда вам было особенно радостно (или грустно)?
Текущий контроль выявляет степень накопления (усвоения) знаний обучающимися в процессе конкретного задания. Цель такого контроля - корректировка представления об уровне знаний обучаемых. Обычно работы для этого вида контроля составляются из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. В этот период ученик имеет право на ошибку, на подробный, совместный с преподавателем анализ последовательности учебных действий. Эта работа необходима для выработки основных умений и навыков и создаёт тем самым базу для дальнейшего обучения русскому языку. Отметки выставляются по желанию учеников. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение к контролю.
Одним из видов текущего контроля может быть
защита информационного проектапо изучаемым темам. В ходе работы над проектом ученики проводят исследование по сбору и обработке информации, а затем на уроке представляют результат в виде реферата, плаката, фоторепортажа, видеоматериала, выставки, презентации. Примером может служить задание при изучении темы «Имя». Ученикам предлагается найти этимологию своего имени, узнать, кто из выдающихся людей носит это имя и рассказать о нем. При изучении темы «Фразеологизмы» предлагается выбрать несколько фразеологизмов и дать им толкование;
одним из распространенных видов текущего контроля в современном образовании является тестирование. Оно может проводится как по конкретной теме урока, так и по блоку. Например:
Тестовые задания для текущей проверки знаний, умений и навыков обучающихся при изучении синтаксиса
Тема: «Словосочетания»
Тест 1
Укажите словосочетания, соответствующие схеме «сущ. + прилаг.»
едем направо;
в синюю высь;
тоскуешь по дому
помощь друга;
слушаю песню.
Укажите словосочетания, соответствующие схеме «сущ. + сущ.»
беседуем за столом;
густых елок;
резкого ветра;
на вершине ели;
учиться с желанием.
Укажите словосочетания, соответствующие схеме «глаг. + сущ.»
объясняем пример;
вырос гриб;
поздним вечером;
растаяли снега;
беседовать с другом.
Укажите словосочетания, соответствующие схеме «глаг. + сущ.»
подарить книгу;
на дальней прогулке;
вода заполнила;
поговорить по душам;
росли стебли.
Тест 2
Укажите словосочетания
I.
1) в осеннем лесу;
2) на прогулке;
3) поздним вечером;
4) у юннатов;
5) лист крутился;
6) на мокрой террасе.
II.
1)свежим утром;
2)бежать на зарядку;
3)у дома;
4)расшумелись деревья;
5)резкого ветра.
III.
1)вечная мерзлота;
2) около дома;
3) налетел ветер;
4) разбросал листья;
искрится звезда.
Тест 3
Укажите глагольные словосочетания:
1)принес тетрадь;
2)сверкали молнии;
3)красный оттенок;
4)вспышки молнии;
5)написал хорошо
Укажи именные словосочетания:
1)чистое стекло;
2) уходим в море;
3)серебрится иней;
4)сильный ушиб;
5)печь пироги.
Тест 4
Вариант 1
Укажите верно выписанные из предложения словосочетания
Ваня сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой ложкой горячую и необыкновенно вкусную крошенку.
1)сидел на ветках;
2)сидел и ел;
3)на еловых ветках;
4)видел в палатке;
5)в палатке разведчиков;
6)ел из котелка;
7)ел ложкой;
8)ел крошенку;
9)вкусную крошенку;
10)необыкновенно вкусную;
11)горячую и вкусную;
12)большой ложкой.
Вариант 2
Укажите верно выписанные из предложения словосочетания
Весенние ветерки пахнули свежей травой и травой и птичьими гнездами.
1)Весенние ветерки;
2)пахнули травой;
3)пахнули гнездами;
4)травой и гнездами;
5)свежей травой;
6)птичьими гнездами.
Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее»
Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
1.Я иду берегом реки.
2.Грянул веселый майский гром.
3.Карандаш принес мне брат.
4.Хлынули потоки звуков и затопили лес.
5.Всякий радуется весне.
Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
1.Встает заря во мгле холодной.
2.Все дружно зааплодировали.
3.Смолой пахнут набухшие почки.
4.Долго смотрели мы вслед стае птиц.
5.На стройках нам помогают машины.
Найдите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов, отвечающим на вопросы кто? что?
1.Ты смотришь в окно и видишь голубое небо.
2.Всю осень погода стояла теплая.
3.У кромки воды сидели два медвежонка.
4.Никто не плывет по опасной реке.
5.Биденко и Ваня удобно устроились у самой кабины водителя.
Тема: «Главные члены предложения. Сказуемое»
Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголами.
1.Литература – учебник жизни.
2.Я люблю свой родной край.
3.В туманной дали сверкнула река.
4.Небо высокое и прозрачное.
5.В вышине несутся лебединые стаи.
Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем прилагательным.
1.Своим блеском луна все вокруг серебрит.
2.Радостна, шумна и пахуча весна!
3.Вдруг из густых елок вышел заяц.
4.Ученье – свет.
5.Весела весна в лесу!
Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным.
1.Далеко на горизонте вспыхивает и медленно плывет голубая ракета.
2.Вышла на край леса старая лосиха.
3.Гранит – прочный камень.
4.Амур – самая длинная река в России.
5.Пахуч весенний ландыш!
ТЕМА: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
I вариант
Указать предложения, в которых есть дополнение.
1.Отправилась осень в поле, в луга.
2.Вот под самыми облаками летят большие птицы.
3.Зашумел в лесу золотой дождь.
4.Сметала осень в высокие стога душистые копны сена.
5.Шлют птицы прощальный привет родным местам.
Указать предложения с определением.
1.Листья налились, отяжелели и потекли.
2.Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои лучи, будить землю.
3.Небо медленно заволоклось тучами.
4.В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва.
5.Зайчик весело запрыгал по росистому лугу и побежал добывать себе сочной травки на завтрак.
Найти предложения с обстоятельствами.
1.Утром мы во двор идем.
2.Золотая осень землю наряжает.
3.К далекому пути готовятся дикие утки.
4.По опушкам леса еще растут подосиновики.
5.По высокому синему небу плывут облака.
II вариант I.
Найти предложения с дополнением.
1.Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга.
2.В кустах послышался едва заметный шорох.
3.Закат тяжело пылает на кронах деревьев.
4.От края до края раскинулась широкая радуга.
5.Настало доброе летнее утро.
Найти предложения с определением.
1.Днем и ночью бьются о скалы морские волны.
2.Они выбегают на берег, потом уходят обратно в море и уносят с собой песок.
3.Близко к морю подходят парки, сады, рощи.
4.Высокой стеной стоят горы и защищают южный берег от холодных туманов.
5.На берегу моря растут пальмы.
Найти предложения с обстоятельствами.
1.Постепенно гаснут в небе звезды.
2.Чист и прозрачен воздух росистым утром.
3.Сильный порыв ветра вырвался из-за скалы.
4.Проходит летняя гроза.
5.Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами;
К текущему контролю можно отнести объяснительный диктант на определенную тему, который позволит выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.
3. Итоговый контроль выявляет степень усвоения логически законченного фрагмента учебного материала за определённый период. Цель такого контроля - сформировать заключение об уровне знаний обучающихся. Задания для итогового контроля способствуют развитию логического мышления, требуют применения различных правил. Это может быть диктант, комплексный анализ текста, сочинение, изложение, тестовые задания. Оценки выставляются всем ученикам.
К контролю знаний обучающихся мы применяем конкретные требования: систематичность, разнообразие форм проведения, всесторонность, объективность, единство требований.
Средствами обеспечения требований являются:
1) открытость, конкретность и обоснованность требований на каждом этапе усвоения знаний, умений и навыков;
2) активное включение обучающихся в самоанализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Постоянно возрастает воспитательная, формирующая личность роль отметки. Каждый из нас знает по своей работе, что отметки могут вдохновлять или быть помехой в зависимости от того, воспринимаются ли они как справедливые или нет.
Психологи утверждают, что отношение каждого из нас к той или иной деятельности зависит в значительной мере от того, воспринимает ли общество нашу деятельность и как. Конечно, контрольные работы, устная проверка знаний, экзамены и другие формы контроля и оценки предъявляют к школьникам особые требования. Ученики должны быть крайне внимательны и сосредоточены, работоспособны и активны, прилагать физические и душевные сил. Из-за неуверенности (смогут ли они справиться со всеми этими требованиями) возникает напряжение. Когда возникнет чувство, что упустил что-то в учёбе, то появляются и угрызения совести, в результате которых рождаются добрые намерения. Часто можно слышать о «школьном стрессе». Конечно, верно то, что (прежде всего у учеников, которым учеба дается нелегко) могут появиться «стресс» и боязнь. Если проверки ведется в соответствии с нормами и отметки выставляются объективно, то они вынуждают обучающихся проявить себя на деле, что важно с педагогической точки зрения. Кроме контролируемых знаний и возможностей, сюда относятся также готовность и способность полностью показать свои знания, умения и навыки и добиться наивысших результатов тогда, когда от тебя требуется максимум усилий. В жизни приходится постоянно сталкиваться с подобными ситуациями, особенно на работе. Поэтому экзамены, проверки и отметки готовят также к жизни и труду. Я против любой недооценки отметок и экзаменов, против любых «советов» отменить их.
Как часто, когда и какими способами следует проверять и оценивать обучающихся? В своей работе руководствуюсь правилом: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное. И обязательно должна проводиться работа над ошибками. Это один из важных этапов усвоения материала. К этому еще добавляются индивидуальные карточки для тех учеников, которые слабо усвоили материал. Поэтому на уроках применяю следующие виды опроса:
1) устный опрос:
а) при проверке правила, который ученик должен рассказать, подтвердить примерами и приготовить карточку на это правило. Например, «Н и НН в причастии», «Н и НН в прилагательном», «Не с существительными», «Правописание приставок на З и С» и другие:
б) на зачетном уроке по определенной теме – обучающиеся заранее получают вопросы, на которые готовят ответы с примерами. Например, по теме «Причастие», куда входят следующие вопросы:
а)когда пишется суффикс УЩ-ЮЩ, а когда АЩ-ЯЩ в причастиях;
б) когда НЕ пишется с причастиями слитно, а когда раздельно;
в) когда пишется Н, а когда НН в причастиях и другие;
2) письменный контроль:
а) применяю на уроках накопительную систему «Кто первый» - приклеиваю в тетрадки смайлики за правильное выполнение задания. Это приучает учченика к быстрой и четкой работе на уроке, 10 смайликов – «5»;
б) один раз в неделю выставляю средний балл за выполнение домашних заданий, работы проверяются каждый раз у всех, а оценка выставляется только некоторым суворовцам по выбору преподавателя и по желанию ученика;
в) отдельную отметку выставляю за упражнение с большим объемом заданий по выбору преподавателя и желанию ученика;
г) за обучающие и самостоятельные работы выставляю только положительные оценки, так как считаю, что на этом этапе обучающийся может допустить ошибки, а затем еще раз вместе с преподавателем отработать правило;
д) за контрольные работы выставляю оценки всем ученикам, так как это является подведением итогов знаний за определенный период обучения.
Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит дальнейшее развитие обучающихся в направлении решения задач, поставленных обществом. Решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер.
Какие бы реформы ни проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы отметка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности во внутренний фактор познавательной деятельности самого обучающегося. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учеников.
Оценочной деятельностью должен заниматься не только преподаватель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы обучающиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Поэтому на уроках я часто предлагаю ученикам обменяться тетрадями и проверить выполненное упражнение. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих. Мы это называем апелляцией.
Особенно эффективен этот метод работы на обобщающих уроках. При проведении урока по теме «Обобщение. Причастие» ученики получают задание подготовить карточки-задания к определенным вопросам. Затем каждый проводит самостоятельную работу, сам проверяет эти карточки, отвечает на вопросы своих одноклассников и дает рекомендации для совершенствования своих знаний.
Мною применяется еще один вид контроля – это рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности, которая предполагает включение каждого ученика в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Цель – научить адекватно оценивать себя и других. Во время подготовки к устному экзамену по русскому языку в 9-м классе предлагаю ученикам оценить устные сочинения своих товарищей. Заранее знакомлю с критериями оценивания. Во время ответа одноклассников предлагаю обучающимся сделать краткие записи, в которых они отмечают положительные и отрицательные стороны ответа. Таким образом отрабатывается умение правильно строить монологическое высказывание и адекватно реагировать на замечания преподавателя и одноклассников.
Интересна такая форма урока, как урок-презентация, на котором ученики в течение 5-6 минут представляют какого-либо писателя, поэта или какое – либо произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый школьники дает оценку работе своего одноклассника по следующим критериям:
№
Критерии
Оценка
1
Структура
– количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов) – наличие титульного слайда и слайда с выводами.
2
Наглядность
– иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается;
– используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
3
Дизайн и настройка
– оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления.
4
Содержание
– презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы);
– содержит полную, понятную информацию по теме работы;
– орфографическая и пунктуационная грамотность.
5
Требования к выступлению
– выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал;
– выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории;
– выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут).
Какие же принципы следует положить в основу формирования у учеников умения самооценки?
Обучающийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности, о познавательных результатах своей учебной деятельности, четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе, понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? Главное, на мой взгляд, – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции. Работа эта нелегкая и требует много времени. Мы порой экономим время на уроке за счет момента подведения итогов, а на развитие навыков самооценки и подавно. Но, экономя в малом, мы проигрываем в большом.
Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Эмоциональная реакция преподавателя должна соответствовать эмоциональной реакции ученика (радоваться и огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что школьник спокойно примет оценку преподавателя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений ученика и учебной среды. Он превращается в равноправного участника процесса обучения и не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего достиг и что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ученикам с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.
По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем, и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы его умственной работы.
И заключительный этап самооценки – это рефлексия. В конце урока предлагаю школьникам ответить на следующие вопросы:
Памятка для учеников «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
- Мне больше всего удалось ...
- За что я могу себя похвалить?
- За что я могу похвалить одноклассников?
- Что приобрёл?
- Что меня удивило?
- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Все эти методы и формы, на мой взгляд, дают положительную динамику обучения.
Итак, можем сделать следующие выводы:
- любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
- отметка не должна носить в первую очередь контролирующей и констатирующей функции на каждом уроке, она должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у него проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
- контролирующие и констатирующие функции отметки проявляются на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
- отметка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим, она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учеником, позитивные или негативные;
- отметка не должна быть наказанием для обучающегося со стороны преподавателя;
- отметке преподавателя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить их самооценке и саморефлексии;
- отметка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
- отметка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
- нельзя абсолютизировать роль отметки на уроке, ученик должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль преподавателя во многом состоит в том, чтобы разъяснить обучающимся, зачем нужна отметка на уроке;
- отметку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}