Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное"»
Тема: Повторение изученного по теме «Имя числительное».
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить навыки правописания числительных.
2. Развивать коммуникативную и познавательную деятельность учащихся.
3. Воспитывать интерес к предмету, языковое чутье; воспитывать любовь к своей Родине.
Оформление: плакаты с рисунками животных, таблица «морфологический разбор числительных», стихотворение М. Дудина «Берегите землю», схема для задания №11, игра «Молчанка», план по теме.
Ход урока.
1. Тема урока.
2. Чтение стихотворения М. Дудина «Берегите землю».
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите…
3. Ассоциативное восприятие и анализ текста.
1).Если бы для стихотворения нужно было выбрать палитру красок, какой цвет вы бы выбрали?
2) Какая насыщенность света может быть?
3) Существуют ли для вас какие-то звуки? Можно ли передать состояние текста через звуки?
4) Связан ли образ с запахами? Хочется ли вспомнить какие-то запахи?
5) Если бы можно было передать состояние образа через движение, то как можно было бы передать это?
6) Какова основная мысль?
7) Какие слова несут на себе основную смысловую нагрузку? Почему?
8) Какую роль играет предложение с однородными членами?
Какие задачи, по-вашему, мы должны поставить перед собой, повторяя тему? (правописание, склонение, разряды) Выполняя поставленные задачи, я приглашаю вас в «зоопарк», где с помощью числительных мы больше узнаем о «братьях наших меньших»
6. Но чтобы попасть в «зоопарк», мы должны проверить домашнее задание.
1 группа – кроссворды (сам. работа, взаимопроверка);
2 группа – план по теме(на доске записать заранее);
3 группа – словарный диктант «Игра в учителя» (проводит один ученик). Проверка комментированием.
7. «Кто сколько живет?» Выписать числительные, определить разряд, образовать другой разряд.
Рекордсмены долголетия – черепахи, они живут 300 лет. Белки и зайцы живут 10 лет, лиса – 13. Слон проживает 80 лет, а осел – 50. Среди рыб дольше всех живут щуки, они иногда проживают 200 лет.
8. Беседа.
1) Чем различаются количественные и порядковые числительные?
2) Что еще важно для склонения числительных?
9. Упр. 363. Определить, простые или составные числительные.
Морфологический разбор 2 числительных – у доски.
10. Игра «Молчанка» (1, 2 гр.)
Зачет – 3 гр. (правописание числительных).
11. Заполнить схему, объяснить правописание.
Аппетит.
Волк, если он голоден, может съесть за один присест 10 килограммов мяса, а тигр – 50 килограммов. Но они никуда не годные едоки по сравнению со слоном. Слон каждый день съедает по 360 килограммов корма да запивает 90 литрами воды. Медведь, чтобы накопить достаточное количество жира на зиму, съедает 700 килограммов ягод, не считая других кормов. Но мировой рекорд аппетита принадлежит китам. Только детеныш синего кита выпивает в день 580 литров молока.
12. Упр. 364 (с доской) – 2, 3 гр.
Тест - 1 гр.
13. Культура речи.
Род. пад. ед. ч. сочетание числ. с сущ.
часа два + сущ. (часа)
шага три + сущ. (шага)
ряда четыре + сущ. (ряда)
Запомните ударение в словах!
14. Итог урока.
1) Какую роль играют числительные в речи?
2)Занимательная страница «Знаете ли вы?» (сообщения).
3) Почему тройка, пятерка, сотня – сущ., а три, пять, сто – числ.?
4) В склонении каких числительных есть только две формы?
5) Чем различается склонение пять книг и стопка книг?
15. Дома:
1гр. – тесты;
2,3 гр. – упр. 365.
Приложение.
Схема.
Волк – 10 кг.
Тигр – около 50 кг.
Слон – по 360 кг. да 90 литрами
Медведь – не менее 700 кг.
Детеныш кита 580 литров.
Занимательная страница.
1. По частоте употребления числительные занимают 8 место. Среди слов самыми частотными являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10. В первую десятку самых частотных числительных входят 1000, 1000000, хотя часто они выступают и в роли существительного.
2. Числительные очень активны. На их основе возникло много других слов:
сущ. – одиночество, двойка, тройка;
прил. – одиночный, двойной, двоякий;
нар. – однажды, дважды, втроем.
Особенно много образовано сложных слов: одноразовый, двухгодичный, трехэтажный.
3. Семь – особое число, в нем есть волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете. Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов Ирака были уже первые астрономы. Они наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, разделили на 4 части и каждый из семи дней посвятили одному из 7 божеств. Так возникла семидневная неделя. Число 7 считалось священным.
4. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова мили, означающего тысяча, и оне, равного суффиксу ищ (домище). Таким образом, слово миллион соответствует не существующему в языке слову тысячища.