Сегодня перед учителем русского языка и литературы стоят очень важные задачи:
необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения
и навыки,обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. И решить их можно только путём применения современных информационных технологий.
Задача учителя-словесника –сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему
современным. Для достижения нового качества подготовки школьников по русскому
языку и литературе я активно внедряю в учебный процесс и в надпредметную деятельность современные проектные и информационные технологии.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний,
умений и навыков.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами МS Office (Word,Power Point,Microcoft Publisher),
- работа с ресурсами Интернет. Успешно применяю в работе готовые программы: методический комплекс компании» Медиахауз», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,»Энциклопедия русской литературы»),Интернет-ресурсы, тесты, презентации учебного материала, разработанные самими учащимися.Их применение позволяет мне как учителю-словеснику одновременно решать ряд проблем:
- помогают повысить уровень своих знаний;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроке,но и
в домашних условиях. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса,по коррекции и учёту знаний
учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера
Специальные интерактивные тренажёры позволяют мне развивать навыки
подготовки учащихся к экзамену в тестовой форме. В режиме зачёта учащиеся
выполняют экзаменационные задания на время. На этих уроках организуется выполнение всех традиционных упражнений на зрительное восприятие,вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста.
А ещё применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение.
Пока первый вариант(дети,менее успевающие)выполняют задание по учебнику,
второй вариант(сильные ученики)работают с различными программами(тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык»
Издательского дома «Первое сентября».)
На своих уроках я активно внедряю метод проектов, который позволяет формировать
исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать
полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности может служить проект по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского,
созданные самими учащимися. Содержательные,интересные работы представили
мои ученицы на муниципальных научно-практических конференциях на темы
«Книга А.П.Чехова »Остров Сахалин»»-гражданский подвиг писателя и «Скорбный
лист, или История болезни А.С.Пушкина».
В процессе работы с программой Microsoft Publisher у ребят вырабатываются навыки творческой деятельности: они делают компьютерные рисунки, оформляют буклеты,
материал для школьной газеты «Литературка», информационные листы, набирают тексты своих творческих работ.
Через Интернет можно найти много различного материала как для использования на уроке, так и для организации внеклассной работы по предмету. Это позволяет мне пополнять банк наглядных и дидактических материалов, критических статей,рефератов,
докладов.
На уроках литературы использую прослушивание электронных дисков с текстами
художественных произведений, что позволяет выработке у учащихся навыков
выразительного чтения. А электронные словари и энциклопедии помогают ребятам
оперативно получать дополнительные знания и использовать их на уроке.
Одним из интересных,на мой взгляд, видом работ стало написание сочинения на свободную тему и создание фильма по своей работе. В подобном творчестве мне удаётся заинтересовать даже слабоуспевающих учащихся.Они пытаются не только проявить свои актёрские качества, но и учатся правильно излагать свои мысли, подбирать соответствующее музыкальное сопровождение. И весь этот процесс сопровождается
работой с компьютером, мультимедийным оборудованием. При просмотре-анализе фильма-сочинения работу оценивают другие учащиеся-зрители, которые акцентируют внимание на художественной обработке и,главное, на орфографии. Ведь не секрет, что дети, часто не замечая своих ошибок, легко их определяют в чужих работах.
Применение ИКТ на уроках литературы даёт свои положительные результаты:
- повышает качество обучения;
- активное участие школьников в работе научных обществ по литературе;
- усиливает интерес к изучению предмета;
- помогает повысить информационную плотность урока;
- создание медиатеки.
Применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе,конечно, не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения. Но используя их, я стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом,
формирую познавательный интерес, прививаю навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживаю самостоятельность в освоении компьютерных технологий. В результате достигается заметное повышение
объёма и качества знаний, умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект выступления »
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Сегодня перед учителем русского языка и литературы стоят очень важные задачи:
необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения
и навыки ,обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. И решить их можно только путём применения современных информационных технологий.
Задача учителя-словесника –сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему
современным. Для достижения нового качества подготовки школьников по русскому
языку и литературе я активно внедряю в учебный процесс и в надпредметную деятельность современные проектные и информационные технологии.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний,
умений и навыков.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами МS Office (Word,Power Point,Microcoft Publisher),
- работа с ресурсами Интернет. Успешно применяю в работе готовые программы: методический комплекс компании» Медиахауз», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,»Энциклопедия русской литературы»),Интернет-ресурсы, тесты, презентации учебного материала, разработанные самими учащимися.Их применение позволяет мне как учителю-словеснику одновременно решать ряд проблем:
- помогают повысить уровень своих знаний;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроке ,но и
в домашних условиях. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса,по коррекции и учёту знаний
учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера
Специальные интерактивные тренажёры позволяют мне развивать навыки
подготовки учащихся к экзамену в тестовой форме. В режиме зачёта учащиеся
выполняют экзаменационные задания на время. На этих уроках организуется выполнение всех традиционных упражнений на зрительное восприятие ,вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста.
А ещё применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение.
Пока первый вариант(дети ,менее успевающие)выполняют задание по учебнику,
второй вариант(сильные ученики)работают с различными программами(тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык»
Издательского дома «Первое сентября».)
На своих уроках я активно внедряю метод проектов, который позволяет формировать
исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать
полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности может служить проект по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского,
созданные самими учащимися. Содержательные ,интересные работы представили
мои ученицы на муниципальных научно-практических конференциях на темы
«Книга А.П.Чехова »Остров Сахалин»»-гражданский подвиг писателя и «Скорбный
лист, или История болезни А.С.Пушкина».
В процессе работы с программой Microsoft Publisher у ребят вырабатываются навыки творческой деятельности: они делают компьютерные рисунки, оформляют буклеты,
материал для школьной газеты «Литературка», информационные листы, набирают тексты своих творческих работ.
Через Интернет можно найти много различного материала как для использования на уроке , так и для организации внеклассной работы по предмету. Это позволяет мне пополнять банк наглядных и дидактических материалов, критических статей ,рефератов,
докладов.
На уроках литературы использую прослушивание электронных дисков с текстами
художественных произведений, что позволяет выработке у учащихся навыков
выразительного чтения. А электронные словари и энциклопедии помогают ребятам
оперативно получать дополнительные знания и использовать их на уроке.
Одним из интересных ,на мой взгляд, видом работ стало написание сочинения на свободную тему и создание фильма по своей работе. В подобном творчестве мне удаётся заинтересовать даже слабоуспевающих учащихся.Они пытаются не только проявить свои актёрские качества, но и учатся правильно излагать свои мысли, подбирать соответствующее музыкальное сопровождение. И весь этот процесс сопровождается
работой с компьютером, мультимедийным оборудованием. При просмотре-анализе фильма-сочинения работу оценивают другие учащиеся-зрители, которые акцентируют внимание на художественной обработке и ,главное, на орфографии. Ведь не секрет, что дети, часто не замечая своих ошибок, легко их определяют в чужих работах.
Применение ИКТ на уроках литературы даёт свои положительные результаты:
- повышает качество обучения;
- активное участие школьников в работе научных обществ по литературе;
- усиливает интерес к изучению предмета;
- помогает повысить информационную плотность урока;
- создание медиатеки.
Применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе,конечно, не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения. Но используя их, я стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом,
формирую познавательный интерес, прививаю навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживаю самостоятельность в освоении компьютерных технологий. В результате достигается заметное повышение