Просмотр содержимого документа
«Конспект выступления на Заседания МО учителей естественно-математического цикла "От синергетического подхода к синергетической парадигме образования"»
«От синергетического подхода к синергетической парадигме образования».
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, имеет отличительной чертой определенный стиль. За время своей работы я пришла к выводу, что в стиле работы учителя проявляются личные качества, которые могут способствовать успешности педагогического процесса или наоборот оказывать отрицательное влияние. Важным аспектом в работе является самосовершенствование стиля работы. На проявление педагогом индивидуального стиля деятельности существенное влияние оказывает его личностная центрация, основанием которой является интерес (О. Н. Шевченко).Или в процессе своей работы мы приспосабливаемся к требованиям школы, которые тоже оказывают влияние на наш стиль работы.
В своей работе я стараюсь применять разнообразные активные формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные. И понятие синергетика для меня — многовариантность, сотрудничество, содействие, помощь. Синергетический подход к образованию, опирающийся на универсальную эволюционную картину мира, способствует новому взгляду на сложные системы, в том числе систему образования. При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика и учителя. Это приводит к принципиальному изменению роли учителя и его ответственности в жизни ученика. Главным становится не столько функция учителя как преподавателя определённого предмета и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребёнка, его будущее. Я считаю, что данная деятельность является особо актуальной при работе с выпускными классами.
Для смены педагогического стиля или его совершенствования необходимо не только четко понимать в каком стиле осуществляется моя работа ,но и уметь определять уровень развития стиля работы. Так, например, для комплексной диагностики трех уровней развития педагогического стиля Н. А. Аминовым предлагаются соответствующие диагностические методики. Автор предлагает «батарею» диагностических методик, которые могут быть использованы для определения склонностей к тому или иному стилю, его коррекции. Четкое определение стиля работы, его смена либо совершенствование является одним из основных компонентов педагогического мастерства. Индивидуальный стиль педагогической деятельности -характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности.