Просмотр содержимого документа
«Коммуникативно – ситуативный тренинг»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21 города Макеевки»
Коммуникативно – ситуативный
тренинг
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы и украинского языка и литературы
Учитель Иванцова Л.А.
Макеевка
Коммуникативные упражнения –«вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода такие упражнения считаются ведущими на занятиях Группы коммуникативных упражнений *респонсивные (или вопросно-ответные), *ситуативные, *репродуктивные (пересказ текста или видеоряда), *дискутивные, *композиционные (устное выступление по предложенной теме, импровизация, драматизация), *инициативные, *игровые. Учебная речевая ситуация –это модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений, которая побуждает потенциальных собеседников к общению путём использования языковых средств. Коммуникативно-ситуативные целевые установки*установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника: согласитесь, подтвердите, продолжите сказанное; *установки, формирующие у учащихся умение выражать своё отношение к явлениям, фактам, согласие (несогласие) с чем-либо: докажите, согласитесь, возразите, откажите, не соглашайтесь, выразите радость, огорчение, сомнение, удивление; *установки, побуждающие к совершенствованию действия или его запрещению: попросите, предложите, запретите, пригласите; *установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора: уточните, выясните, попросите и т.д. Модель коммуникативно-ситуативного упражненияЖизненная ситуация 1.Мотивация коммуникативных действий 2. Языковое задание 3. Модель предъявления информации Технология проведения коммуникативного практикума/тренинга
МОДЕЛИ: «лидер» / «спикер» «снежинки»
«снежный ком» «альтернатива»
Форма (вид) презентации коммуникативного акта Конструирование «свободных текстов» * конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» («словесная пирамида») ) ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА) Три вида информации:*Фактуальный – передаёт факты действительности *Концептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения, его смысл *Имплицитный – скрытый, не выраженный словом .
«Сконденсированное» содержание
«Смысловая пирамида» СУЩ.РОДНИКПРИЛ. ПРИЛ.ЖИВОЙ ЗВОНКИЙГЛАГ, ГЛАГ. ГЛАГ.НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬП Р Е Д Л О Ж Е Н И Е РОДНИК - СИМВОЛ СВЯТОЙ И ВЕЧНОЙ РУСИ «СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ» Могут быть рифмованные и «белые», могут быть написаны как одним человеком, так и несколькими. Стихотворение «Я …» *Требования: *Пишется от лица предметов окружающей среды или героя литературного произведения, художественного фильма, спектакля *Словами «Я …» начинается каждая нечётная строка*Я ручеёк. *Устремляюсь вдаль. *Я ручеёк. *В пути много увидал. *Я ручеёк. *Лист кленовый увидал и весело ему сказал: *«Я ручеёк». *И в путь с собой позвал. «Стихотворение по метафоре» *состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определённой последовательности *последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний *первое слово каждой строки – название стихотворения Лето *Лето – это яркое солнце. *Лето – это сладкие яблоки. *Лето – это запах сена. *Лето похоже на добрую фею. *Лето – это трели соловья. *Лето – это радость отдыха. СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ С ОПОРОЙ НА ПИРАМИДУ1. Имя героя истории (человек, животное, растение, предмет) 2. Два слова, описывающие героя 3. Три слова, описывающие место события 4. Четыре слова с описанием проблемы (что произошло) 5. Пять слов о первом событии 6. Шесть слов о втором событии 7. Семь слов о развязке Возможные темы : друг, книга, компьютер, цветок, город и т.д. *Подснежник. *Чистый, свежий. *Распускается, прислушивается, улыбается. *Радостно смотреть на него. *Весна! Методический портфель педагога как фиксатора его методических достижений (образцы самостоятельно выполненных учителем во время прохождения курсов повышения квалификации работ репродуктивного, репродуктивно-конструкторского, собственно конструкторского, конструкторско-творческого, творческого типа, компилятивного, поискового, исследовательского характера, проектного вида; материалы для коммуникативных практикумов и тренингов, алгоритмические предписания, критерии оценивания.)