Карточки для индивидуальной работы по русскому языку "Имя прилагательное"
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку "Имя прилагательное"
Сорок две карточки по теме "Имя прилагательное". Можно использовать как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Карточки составлены по принципу - от простого задания к сложному. Это помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы. Работа поможет учителю организовать самостоятельную работу как во время изучения темы, так и при повторении материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Карточки для индивидуальной работы по русскому языку "Имя прилагательное"»
Тема «Имя прилагательное», составлены для учащихся 4 класса.
Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Карточка №1.
Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в П.п.: синее небо.
Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: На высок_ дер_в_ дят_л д_лбил к_ру.
Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: В светл_ неб_, о верн_ друг_, у син_ моря.
Карточка №2.
Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Р.п.: родное село.
Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: В ближн_ с_снов_ л_су много гр_бов нашли дети.
Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: О забавн_ случае, в соседн_ дом_, с голуб_ неба.
Карточка №3.
Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Тв.п.: летнее утро.
Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи.: На урок_ ру_ к_ языка р_бята п_сали о дружб_.
Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного.: В х_лодн_ роднике, о син_ мор_, ясн_ летн_ утром.
Карточка №4.
Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Д.п.: з_лёный луг.
Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: Со старш_ братом мы встретились у соседн_ дома.
Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: О хорош_ друг_, с весёл_ криком.
Из темн_ подземн_ царства проб_вается х_лодный ключ. Свеж_ чист_ водой утолит он от летн_ жажды все ж_вое. В каждой тр_винке бл_стит по прозрачн_ кап_льк_. Маленьк_ пестр_ птичка ни_ко склонилась к студен_ в_дичк_. Сп_шит быстр_ ручей по глубок_ оврагу к прозрачн_ речк_, которая в_ется серебрян_ лентой за темн_ л_сочком.
Карточка № 7 Подбери однокоренные прилагательные разных родов:
Мы получили нов_ кв_ртиру в высотн_ дом_ на верхн_ этаже. Около наш_ дома построилии закрыт_ ст_янку для час_н_ транспорта. По соседн_ ул_ц_ пустили по нов_ маршруту автобус. На лестничн_ пл_ща_к_ вместе с нами пос_лилась старенька я п_нсионерка. У нее пл_х_ зд_ров_е. Я часто прин_шу ей хле_ из бл_жайш_ м_г_зина. Иногда она уг_щает меня горяч_ чаем с з_мл_ничным в_рен_ем. В соседнем_ под_езд_ ж_вут р_бята из наш_ класса.
На в_сток_ ух_дила вверх под голубое небо сн_гов_ г_ра. Др_мучий темный лес поднимался у ее поднож_я. Кое-где на в_рш_н_ д_рев_ев еще д_ржалась дли_ая п_л_са бледного тумана. День медленно продвигался в глубь л_сной ч_щи. А зу_чатый гре_нь г_ры купался в в_лнах з_л_того со_нца.
Карточка №11
Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели окончания.
Вставь в текст подходящие имена прилагательные. Выдели их окончания.
Наступила весна. Появилась травка. Дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок.
Карточка №13
Вставь в текст подходящие имена прилагательные. Выдели их окончания.
Проснулось солнышко. Наступило утро. На травке засверкала роса. Запели птицы.
Карточка №14
Выпиши из текста имена существительные и относящиеся к ним имена прилагательные. Покажи окончания имен прилагательных. Текст списывать не нужно.
По утрам на лесную полянку прилетали тетерева. Птицы гуляли по свежей травке и поедали семена растений. В соседней роще жили сороки. Однажды ранним утром с неудачной охоты возвращалась голодная лиса. Она почуяла вкусный запах. У лисы заблестели хитрые глаза, задрожал пушистый хвост. Но тут с макушки высокого дерева затрещала сорока. Тетерева взлетели в воздух. Белобокие сороки спасли их от лисицы.
Карточка №15
Придумай и запиши рассказ со следующими словосочетаниями. Покажи окончания имен прилагательных.
Усталая мама, вкусная колбаса, хитрый котенок, почуял запах, лежит на столе, прятался под кроватью.
Март — первый в…сенн ___ месяц. Днем на тепл___ солнышке таяло, ночью подморозило. Сне… подернулся льдист___ корочкой. С д…лек___ юга л…тят гр…чи. Если в…сна поз...н___, гр…чи могут опаздывать.
Недавно я встретил п...хуч___ облако. Я с...дел у крохотн___ оз...ра в сенов___ б..ру. Над бором опускалось б...льш___ рыж___ облако. Это цв...ли сосны. Ле.. .к___ пыльца с...дилась на землю, на воду и пахла хвоей. На вкус она была сла...к___ .
Пр...шло тепл___ лето. Идет ненас...н___ д...ждлив___ осень. П...р...летн___ птицы сбираются в путь. Первые поднимают тревогу юрк___ ласточки. Рани___ отлёт этих птичек предсказывает ранн___ зиму.
Огромн___ л..хмат___ вся в брызгах з… лот___ д...ждя, ст...ит новогодн___ ёлка ср...ди просторн___ зала. В зале звучит громк___ музыка, слышится звонк___ смех. Все рады новогодн____ празднику.
Замените выделенные слова именами прилагательными.
Лестница из мрамора, стужа зимой, утро летом, платок из шёлка, забота матери, следы зверей, руда из свинца, погода осенью, солнце зимой, статуя из бронзы, лапы ели, листья из золота, каша из перловки, тигр в полоску.
План-конспект урока по теме «Повторение имён прилагательных» (с использованием информационных технологий и дидактического материала). 4-й класс
Цели:
развивать умение точно употреблять прилагательные в речи,
совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе,
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: компьютер, проектор, экран-доска, толковый словарь и правильного письма, навыки работы с толковым словарём, С.И. Ожегова, “Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса”
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Чистописание. (Приложение 1). На этом этапе урока традиционно дети не просто работают над каллиграфией письма, но и выполняют задания развивающего и опережающего характера.
При подготовке к уроку на листе тетради по русскому языку учитель пишет материал для чистописания. Сканирует его. На уроке этот материал отображает на доске-экране. Пропущенные орфограммы дети вставляют маркером красного цвета. Цель работы: перед детьми находится образец, по которому они могут определить высоту и ширину букв, наклон, количество слов на одной строке и т. д.
III. Работа со словарными словами.(Приложение 2).
1. Повторение изученных слов. (Часто на уроках русского языка учим слова, которые не входят в список словарных слов данного учебника, но являются активной лексикой младших школьников и соответствуют времени года)
При подготовке к уроку учитель на клавиатуре компьютера набирает изученные словарные слова с пропущенными орфограммами. Отображает их на доске. Дети красным маркером вставляют пропущенные буквы.
IV. Проверка домашнего задания. Упр. 368.
- О чём говорится в тексте? (О родной земле, о её красоте и щедрости; о том, что защита родной земли – наш долг.)
- Сегодня на уроке мы ещё будем говорить о родной земле, о природе, о животных; о бережном отношении к ним.
- Назовите род и падеж прилагательных, их окончания.
V. Работа с текстом.(Приложение 3).Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображён на доске.
Дети читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных. Учитель останавливает детей на том прилагательном, которое употребил автор.
- Хорошо. Ребята, автор употребил к существительному “болотце” прилагательные: “зелёное”, “лесное”. (Часто ответы детей совпадают со словами автора)
- Прочитайте предложение с этими прилагательными, объясните падежные окончания.
Учитель ставит курсор на нужное место в тексте и вносит в текст пропущенные имена прилагательные. Это могут сделать и ученики.
- Запишите первое предложение. (Учитель отображает фотографию незабудок на доске-экране и обращает на неё внимание детей).(Приложение 4).
- Прочитайте выразительно текст И.Соколова-Микитова вслух.
- Какова роль прилагательных в тексте?
- Какие слова делают описание незабудок выразительным? Назовите их.
- Попробуйте объяснить происхождение названия цветка.
VI. Физминутка. Дети под музыку выполняют хореографические движения.
VII. Определение рода имён прилагательных. (Приложение 5).
Учитель отображает на экране заранее подобранные фотографии растений и животных.
- Составьте словосочетания прилагательное + существительное. (Дети составляют различные варианты словосочетаний. Например, белый медведь, мохнатый медведь, косолапый медведь, огромный медведь, неуклюжий медведь, толстый медведь и т. д.)
- 1 ряд - запишите словосочетания с прилагательными мужского рода (Например, белый гриб, чудесный закат, зелёный луг, косолапый медведь, розовый мак и т. д.)
- 2 ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода (Например, широкая река, рыжая собака, прекрасная роза, высокая волна и т.д.)
- 3 ряд - запишите словосочетания с прилагательными среднего рода (Например, голубое море, высокое небо, лёгкое облако, яркое солнце, огромное поле и т. д.)
Проверка. Объяснение падежных окончаний имён прилагательных м.р., ж.р., ср.р. в И. п.
- Поставьте ваши словосочетания во множественное число. Запишите. Расскажите о правописании окончаний прилагательных мн. числа.
VIII. Работа с “Дидактическим материалом”. (Приложение 6)Стихотворение М. Дудина.
Задание носит опережающий характер. Продолжаю учить распознавать и не путать имена прилагательные с причастиями, грамотно писать окончания причастий, сравнивать их с окончаниями прилагательных, употреблять причастия в своей речи.
1. Основную мысль: беречь нашу Землю, беречь природу, замечать её красоту.
2. Работа со словарём.
IX. Итог урока. Оценки. (Приложение 6)
Д. з: карточка (текст А.Кузина “Скромность”)
Приложение №1
На доске-экране:
без бес бе..звучный бе..шумный бе..брежный
- Прочитайте сочетания букв на первой строке.
- Назовите соединения букв.
- Что напоминают вам эти сочетания букв? (Приставки)
- Объясните правописание слов на этой строке.
- Спишите. Выделите приставки, подчеркните двойные согласные. Придумайте словосочетания с этими прилагательными.
На доске-экране:
ик ек ореш..к горош..к шар..к
- Прочитайте сочетания букв на второй строке.
- Назовите соединения букв.
- Что напоминает вам это сочетание букв? (Суффиксы)
- Объясните правописание слов на этой строке.
- Спишите. Выделите суффиксы.
- Образуйте от этих существительных имена прилагательные. Запишите, выделите суффиксы.
- Дети, приближается Новый год. Выберите и запишите в тетрадь те слова, которые напоминают вам об этом празднике.
Знакомство с новыми словарными словами.
На доске-экране:
Изморозь, изморось, свитер, компьютер.
- Чем отличается написание слов “изморозь” и “изморось”?
- Что означают эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
(Работа со словарём)
- Запишите эти слова в тетрадь, запомните их.
- Придумайте предложение с одним из этих слов, употребляя имена прилагательные
(Проверка.)
- Обратите внимание на произношение слов: “свитер” и “компьютер”. (В классе возникла необходимость в изучении этих слов).
- Запишите эти слова в тетрадь, запомните их. Придумайте предложение с одним из этих слов, употребляя имена прилагательные.
- Запишите в тетрадь. (Проверка.)
Приложение №3
Незабудки.
На самом берегу ручья у ..... ….. болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти ….. ….. цветы. В ….. их лепестках как бы отразилась голубизна ….. неба.
Приятно смотреть на ….. ….. ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется ….. ручеёк. А высоко-высоко в ….. ….. небе, над неподвижными макушками ….. леса тихо плывут ….. ….. облака.
- Прочитайте текст про себя. Как сделать его более выразительным, точным?
- Да, в тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст И.
С.Соколова-Микитова, подбирая подходящие по смыслу прилагательные.
Приложение №4
Приложение №5
Приложение№ 6
Дидактический материал:
Карточка № 1
Прочитайте стихотворение М. Дудина. Назовите основную мысль стихотворения. - Как слово “зенит” толкуется в словаре С.И.Ожегова? - Почему слово “Земля” написано с заглавной буквы? - Выпишите имена прилагательные, вставьте окончания. - Выпишите причастия, вставьте окончания. - Придумайте предложение с одним из причастий.
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, На тропинке солнечн.. блики, На камнях играющ.. краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящ.. над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку мелькающ.. в жите. Берегите Землю! Берегите…
Карточка № 2
Прочитайте текст. О какой главной особенности незабудок пишет автор? Спишите. Укажите род, число и падеж прилагательных.
Скромность. Эти цветы не бросаются в глаза, даже прячутся, будто им претит роскошь лесных красавиц. Перед золотистыми купальницами и мраморными лилиями незабудки меркнут. Их надо искать где-нибудь у воды. Под ними синеет опрокинутое небо, а солнце играет на голубых лепестках. Их аромат теряется в настоянном на разнотравье воздухе. Похолодают ночи и росы, полиняет трава, и от воды потянет холодком, а они продолжают цвести. Только теперь начинаешь замечать, мимо чего проходил летом. Они всегда напоминают мне человека, скромность которого не позволяет рисоваться перед другим.