kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как сдать ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2015 году задания ЕГЭ по русскому языку несколько изменятся, а потому подготовлены некоторые рекомендации по их выполнению. Надеюсь, что они окажутся полезны не только учащимся, но и учителям. Рассматривается пошаговый подход к выполнению каждого задания. Приводятся примеры, позволяющие обратить внимание на наиболее сложные особенности того или иного задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как сдать ЕГЭ по русскому языку »

Чтобы выполнить задания ЕГЭ, нужно сделать следующее:


№ 1.

Внимательно прочитать (может быть, два-три раза!) и понять текст. Прочитать предложенные предложения и соотнести с тем, что вы поняли. Для умеющего мыслить человека это задание не должно оказаться трудным.


№ 2.

Продолжение задания №1. Требует элементарной логики.


№ 3.

Продолжение задания №1. Если вы поняли текст, то сообразите, в каким из своих значений употреблено в нём многозначное слово.


№ 4.

Орфоэпические нормы – постановка ударения. Выбрать слово, ударение в котором поставлено неправильно, и выписать его, поставив правильное ударение. Для того, чтобы выполнить это задание правильно, внимательно ознакомьтесь с соответствующим обсуждением в этой группе и выучите заблаговременно ударения, которые вызвали у вас недоумение.


№ 5.

Ошибка в словоупотреблении. Паронимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Например, ОДЕТЬ можно кого-то (ребёнка, куклу и т.п.), а НАДЕТЬ можно платье или брюки НА СЕБЯ. И знания и витамины можно УСВОИТЬ, а профессию или навык – ОСВОИТЬ. Документ или картину можно ПРЕДСТАВИТЬ, а отпуск или льготы – ПРЕДОСТАВИТЬ. Для того, чтобы справиться с этим заданием, посмотрите обсуждение о ПАРОНИМАХ в группе и словарик паронимов, который я рассылала.


№ 6.

Грамматическая ошибка в слове или словосочетании исправляется, и слово или словосочетание записывается в исправленном виде:

«шестистами учениками» – шестЬЮстами учениками

«нет шестиста учеников»- нет шестисОТ учеников

«песни грузинов» - песни грузин

«Зажгётся свет» - зажЖётся свет

и т.д.

Имейте в виду, что несимпатичное выражение «ЛАЗИТЬ ПО КРЫШАМ» с точки зрения грамматики, как ни странно, совершенно правильное (См. словари))

И да, есть глагол «мучИть», это правильно!

№ 7.

Самое дурацкое задание, потому что бессмысленное. ) Совершенно неважно, к какому виду вы отнесёте ту или иную ошибку, важно, чтобы вы её не допускали или, во всяком случае, могли исправить. Но те, кто придумывает ЕГЭ, думают иначе, поэтому нам придётся под них подстраиваться.

1) «Те, кто придумываЮТ ЕГЭ, думают иначе.» – Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. (кто придумывает!)

2) «В случае внезапной остановки эскалатора выполняйте распоряжения в соответствии с поступившей информацией по радиовещанию.» (Совсем недавно эта чудовищная грамматическая ошибка звучала в нашем метро!!!) – ошибка в построении предложения с причастным оборотом: определяемое слово «информацией» оказалось ВНУТРИ ОБОРОТА, а такого быть не может. Правильный вариант: «… в соответствии с информацией, поступившей по радиовещанию».

3) «Подъезжая к станции, у меня упала шляпа.» - ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. (К станции подъезжала не шляпа! В предложении с деепричастным оборотом деепричастие называет действие подлежащего! Если предложение безличное, то сказуемое должно содержать слова МОЖНО, НУЖНО, НЕЛЬЗЯ, в противном случае в нём нельзя использовать деепричастный оборот:

Взобравшись на холм можно увидать весь город. – можно: кто взберётся,тот и увидит.

«Прочитав эту книгу, хочется перечитать её ещё раз.» - нельзя: «хочется» - это нечно, возникающее иногда совершенно помимо нашей воли, т.е. это действие не наше, хотя мы его ощущаем.)

4) «Я задумался о романе Булгакова «Мастере и Маргарите».» - ошибка в предложении с несогласованным приложением. Если есть слово РОМАН, КНИГА, РАССКАЗ, ПЕРЕДАЧА, КАРТИНА и т.п., то название при нём стоит только в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже употреблено это видовое слово. Если такого слова нет, название можно изменять по падежам (хотя это свойственно скорее разговорному стилю.): Я задумался о «Мастере и Маргарите» Булгакова.

5) «Поезд прибывает согласно расписаниЯ.»

«По приездУ в город он навестил родных.»

«По окончаниЮ школы я собираюсь поступать в вуз.»

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Правильно: согласно расписаниЮ, по приездЕ, по окончаниИ!

6) Может быть ошибка в построении предложения с причастным оборотом – отсутствие согласования причастия с определяемым словом:

«Одному из героев романа, ищущИМ смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.» Мне кажется, что такую ошибку допустить сложно.)) И найти легко.

7) Может быть ошибка в построении предложения с однородными членами.

Во-первых, часто бывает примерно так:

«Поэт любуется и воспевает родную природу.» Это можно классифицировать и как ошибку в управлении. Глагол «любуется» требует от существительного творительного падежа, а глагол «воспевает» - винительного. Поэтому они не могут иметь общее дополнение в винительном падеже, как в приведённом примере. Правильно: «любуется родной природой и воспевает её».

Во-вторых, может быть неправильное употребление союзов при однородных членах предложения. Например, вместо второй части двойного сопоставительного союза НЕ ТОЛЬКО…, НО И … может оказаться присоединительный союз А ТАКЖЕ:

«Мы не только посетили выставку картин, а также видели, как художник над ними работает.»

В-третьих, двойной сопоставительный союз может соединять в примере задания то, что не должен: существительное и глагол, например.

8) Ошибка в построении предложения и причастным оборотом, когда вместо второго оборота появляется придаточное определительное:

Мы прочитали роман современного писателя, вызвавший оживленное обсуждение и который нам очень понравился.» Правильно – или два П.О., или два придаточных определительных.

9) Неправильное построение предложения с косвенной речью. (Напомню, что косвенная речь – это, в отличие от прямой речи, слова другого лица, которые мы передаем «от себя»: Классный руководитель предупредил нас: «Не берите на экзамен мобильные телефоны!» - Классный руководитель предупредил, чтобы мы не брали на экзамен мобильные телефоны.» Здесь может быть, например, употребление местоимения не того лица, которое вызывает неправильное понимание предложения. Есенин писал: «…Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…» - Получилось, что поэт писал не о себе, как это было на самом деле, а о говорящем.)) Правильно: Есенин писал, что «любовь к родному краю» его «томила, мучила и жгла”.

№ 8.

Среди пяти слов найти одно с проверяемой безударной гласной в корне и выписать его правильно.

1) Вычеркнуть слова с чередованием в корне!!! (кас/кос, лаг/ лож, бир/бер, пир/пер, тир/тер, блист/ блест, жег/жиг, мир/мер, раст/рос, равн/ровн, твар/твор, клан/клон, скак/скоч, мак/мок, плав/плов/плыв и т.д.) Основных проблем две: надо знать корни с чередованием и надо не путать их с омонимичными корнями без чередования:

Например: КАСаться, КОСнуться, КАСательная, приКОСновение – корень с чередованием. КОСить, КОСой, КОСогор и КОСить, КОСа, КОСарь – это два омонимиснях корня, оба проверяются ударением.

ЗаМЕРеть, уМИРать – это корень с чередованием.

ПриМЕРить, МЕРка отМЕРять и поМИРить, МИРный – это два омонимичных корня, проверяемые ударением.

2) К оставшимся словам попробовать подобрать проверочные. Помните, однако, что если вам подобрать проверочное не удалось, это может говорить не только о том, что в слове, действительно, непроверяемый корень, но и, увы, о бедности вашего лексикона.

Пов…р вАрит – корень проверяемый ударением ВАР.

Есть в…новные, а есть и невИнные – проверяемый корень ВИН

Св…детель – это тот, кто что-то вИдел

Гип…тетический – гипОтеза

Зав…зировать – вИза

Но умоляю вас запомнить, что правильно писать пЕссимист! Не пробуйте проверять это слово известными вам словами: проверочного нет!

трАмбовать, прЕцЕдент, инцИдент, прИвИлегия, прИорИтет, гАлерея, мАнифест, пАлисадник и т.д.

ВАЖНО выписать правильное слово БЕЗ ОШИБКИ: компьютер не засчитает слово с ошибкой! И правильно сделает.

№ 9.

Выписать два слова, в приставке которых пропущена одна и та же буква. Думаю, может быть стык приставки и корня и Ь и Ъ.)

1) Нужно как следует повторить правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, которое зависит от значения (ПРИ- - приближение, присоединение, близость, неполное действие, завершённое действие (приучить, приготовить), ПРЕ- - близка по значнию приставке ПЕРЕ- или слову ОЧЕНЬ. Есть целый рад слов, написание которых нужно просто помнить, так как значение приставки неясно.

2) Нужно помнить, что в приставках на З/С перед согласными буквами, обозначающими звонкий звук, пишется З, а перед обозначающими глухой звук пишется С: беЗВкусный, беСЦветный, беЗграмотный, беСПомощный, беСЧестный, беЗБрежный. Приставка «С» не имеет пары, поэтому пишется всегда только «С»: Сбежать, Сделать, неСделанный, неСданный. Слова «здесь», «здание» «здоровье» не имеют приставок.

3) Разделительный Ъ пишется ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРИСТАВОК и после первой части сложного слова ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- и ТОЛЬКО ПЕРЕД гласными Е, Ё, Ю, Я!!! В остальных случаях пишется Ь! ОбЪЯвить, предЪЮбиленый, обЪЁм, подЪезд, двухЪярусный, но собезЬянничать (в корне), завЬюжить (в корне), воробЬями (перед окончанием), муравЬиный (перед И, после корня)

Есть случаи, когда никакой разделительный знак не нужен! ПредЭкзаменационный, трёхОсный, например.

4) Перед РУССКИМИ приставками НА СОГЛАСНЫЙ, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- начальное И заменяется на Ы в строгом соответствии с правилами русской графики: иначе согласный должен читаться «мягко», а это исказит облик слова.

поИграть – раЗЫграть

доисторический – преДЫстория

ПредЫнфарктный, предЫюльский, подЫтожить. безЫскусный, небезЫнтересный. НО: сверхИнтересный, межИнститутский («жи и ши»!!!)

Если приставка иноязычная, правило не работает!

панИранский, дезИнформация, дезИнфекция

№ 10.

Задание на правописание суффиксов глаголов и прилагательных. Что нужно знать?

1) Если в 1 лице единственного числа глагол заканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в прошедшем времени и в инфинитиве пишется суффикс –ЫВА-/-ИВА-:

рассказЫВАЮ – рассказЫВАть – рассказЫВАл

поворачИВАЮ – поворачИВАть – поворачИВАл

Если в 1 лице единственного числа глагол заканчивается на –УЮ/-ЮЮ, то в прошедшем времени и в инфинитиве пишется суффикс –ОВА-/-ЕВА-:

рисУЮ – рисОВАть – рисОВАл

плЮЮ – плЕВАть – плЕВАл

Если в 1 лице единственного числа глагол оканчивается на -ОВАЮ/-ЕВАЮ, то в интересующих нас формах суффиксы –ОВА-/ -ЕВА- останутся.

2) У прилагательных есть суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ- , но нет суффиксов

«-лев-« и «-чев-«:

приветЛИВый, улыбЧИВый, задумЧИВый, насмешЛИВый

3) В безударном положении в прилагательных обычно пишется суффикс –ЕВ-:

щавелЕВый, фасолЕВый

Суффикс –ИВ- вообще бывает нечасто, в безударном положении – МИЛОСТИВЫЙ, лучше запомнить.))

№ 11.

Безударные личные окончания глаголов и суффиксы причастий.

1. Если у глагола ударное личное окончание, то его спряжение определяется по окончанию (независимо от того, на что глагол оканчивается в инфинитиве (неопределённой форме):

летИшь - II спряжение, потому что окончание -ИШЬ

2. Окончания I спряжения:

-У/-Ю, -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ/-ЮТ

Окончания II спряжения:

-У/Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ

3. Если у глагола безударное личное окончание, то окончание определяется по спряжению, а спряжение - по инфинитиву (неопределённой форме)

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ,

4 глагола на -АТЬ ( ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ ) и

7 глаголов на -ЕТЬ ( СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВЕРТЕТЬ )

Все остальные глаголы на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ, -ЫТЬ, -УТЬ относятся к первому спряжению.

Рассуждаем так:

СТРО...ШЬ - инфинитив - строИТЬ - глагол на -ИТЬ (не БРИТЬ и не СТЕЛИТЬ!), значит, II спряжение. Пишу СТРОИШЬ

ТОН...ШЬ - тонУТЬ - I спряжение - пишу ТОНЕШЬ.))

4. Все приставочные и постфиксные образования от исключений тоже являются исключениями. ( Постфикс - это возвратный суффикс - СЯ) :

ГонИШЬ - II спр. (искл.), погонИШЬся - II спр. (искл.)

СтелЕТ - I спр. (искл.), расстелЕТся - I спр. (искл.)

ЕЩЁ РАЗ О ТОМ ЖЕ...

ГЛАГОЛЫ с безударными личными окончаниями, инфинитив которых оканчивается НА

-АТЬ (кроме 4 исключений)

-ЕТЬ (кроме 7 исключений)

-ЯТЬ = I спряжение = в окончаниях - Е и -УТ/ЮТ

-ЫТЬ

-ОТЬ

-УТЬ

БРИТЬ и СТЕЛИТЬ

= I спряжение = в окончаниях - Е и -УТ/ЮТ

решАТЬ - I - решаю, решаЕшь, решаЕт, решаЕм, решаЕте, решаЮТ

расстелИТЬ - I искл. (стелить) - расстелю, расстелЕшь, расстелЕт, расстелЕм, расстелЕте, расстелЮТ

подсказАТЬ - I подскажу, подскажЕшь, подскажЕт, подскажЕм , подскажЕте, подскажУТ

ГЛАГОЛЫ с безударными личными окончаниями, инфинитив которых оканчивается НА

-ИТЬ (кроме 2 исключений) = II спряжение = в окончаниях И и -АТ/-ЯТ

4 глагола на -АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать)

7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть)

= II спряжение = в окончаниях И и -АТ/-ЯТ

построИТЬ - II - прострою, посторИшь, построИт, построИм, построИте, построЯТ

ударжАТЬся - II искл. (держать) - удержусь, ударжИшься, удержИтся, удержИмся, удержИтесь, удержАТся.

Вместе "Е" и "АТ/ЯТ" или "И" и "УТ/ЮТ" у глаголов с безударными личными окончаниями НЕ БЫВАЕТ!

ЗАПОМНИТЕ ГЛАГОЛЫ:

лаЯть, сеЯть, веЯть, реЯть, таЯть, лелеЯть, надеЯться, лелеЯть, каЯться, затеЯть, НО

клеИть!!!


СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА, ОТ КОТОРОГО ОБРАЗОВАНО ПРИЧАСТИЕ!!!


ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ образуются от основ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ глаголов НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА (действие в настоящем времени ещё не завершилось)))

1. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ при помощи суффиксов -УЩ-/-ЮЩ- (от глаголов I спряжения) или -АЩ-/-ЯЩ- (от глаголов II спряжения):

читаю (читать - I) — читающий (ЧИТА- + -ЮЩ-)

лечу (лечить — II) — лечащий (ЛЕЧ- + -АЩ-)

2. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ при помощи суффиксов -ОМ-/-ЕМ- (от глаголов I спряжения) и -ИМ- ( от глаголов II спряжения):

читаю — читаЕМый (читать — I спр.)

храню (хранить — II спр.) - хранИМый

Страдательные причасти образуются ТОЛЬКО ОТ ПЕРЕХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ, так как только переходные глаголы обозначают действие, направленное на некий предмет, отдельный от действующего: Читаю — что? Лечу — кого? Храню — кого?/что?


СУФФИКСЫ В ПРИЧАСТИЯХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ЗАВИСЯТ ОТ СУФФИКСА ИНФИНИТИВА!!!


3. Действительные причастия ПРОШЕДШЕГО времени образуются от основ неопределённой формы (инфинитива) глаголов ЛЮБОГО ВИДА (действие в прошлом могло завершиться или нет)) при помощи суффиксов -ВШ- (от основ на гласный: ЧИТАть + -ВШ- = читавший) или -Ш- (от основ на согласный: НЕСти — нёсШий); прочитать — прочитавший; принести — принёсший. Поскольку эти причастия образуются ОТ ОСНОВЫ ИНФИНИТИВА, перед суффиксом причастия в них СОХРАНЯЕТСЯ СУФФИКС ИНФИНИТИВА:

увидЕть - увидЕвший, услышАть - услышАвший, понадеЯться - понадеЯвшийся, заклеИть - заклеИвший.

4. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива глаголов СОВЕРШЕННОГО ВИДА ( предмет УЖЕ претерпел воздействие))

1) Если глагол оканчивается на -АТЬ/-ЯТЬ, то суффикс -НН- (при этом суффикс инфинитива А или Я сохраняется:

расстрелЯТЬ — расстреляННый, рассказАТЬ — рассказаННЫй.

2) Если глагол оканчивается на -ИТЬ, -ЕТЬ или -ЧЬ (это не суффикс, а часть корня!!!), то суффикс -ЕНН-/-ЁНН- (при этом И от основы «отсекается»):

построИТЬ — построЕННый, подстриЧЬ — подстрижЕННый, огорчИТЬ — огорчЁННый, просмотрЕТЬ - просмотрЕННый.

3) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -Т-: пролить — пролиТый, сшить — сшиТый, помыть — помыТый.

Таким образом, выбор ГЛАСНОЙ в суффиксах причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ зависит ОТ СПРЯЖЕНИЯ того глагола, от которого образовано причастие.

ГЛАСНАЯ перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ — это сохранившийся от основы инфинитива СУФФИКС ИНФИНИТИВА, по инфинитиву её следует проверять (как гласную перед Л в глаголах прошедшего времени!)). Суффикс страдательного причастия прошедшего времени зависит от того, оканчивается глагол, от которого образовано причастие, на -АТЬ/-ЯТЬ или нет: если да, то в причастии А+НН или Я+НН, если нет, то в причастии -ЕНН-. Советую это запомнить!)))

№ 12.

Правописание НЕ со словами разных частей речи.

1) Если слово НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ без НЕ, то больше ни о чём думать не надо: оно пишется с НЕ СЛИТНО. Правда, на практике получается так, что не все понимают, что слово всё-таки вполне можно употребить без НЕ. Чтобы решить для себя этот вопрос, просто закройте это НЕ пальцем и напрягите воображение, раз уж вы носители языка. НЕряха, НЕвежда, НЕлюдь, НЕздоровиться, НЕгодовать, НЕистовствовать, НЕдоумевать, НЕволить, НЕлепый, НЕгодуя, НЕдоумевая и т.д.

2) Если при слове есть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А (только с этим союзом!!!), то оно пишется РАЗДЕЛЬНО:

НЕ друг, А враг

НЕ красивый, А уродливый

НЕ умно, А глупо

3) Если слово употребляется без НЕ, а противопоставления с союзом А нет, нужно ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!

ГЛАГОЛЫ и ДЕЕПРИЧАСТИЯ (те, которые употребляются без НЕ) пишутся с НЕ РАЗДЕЛЬНО. НЕ знал, НЕ умею, НЕ стараясь, НЕ говоря


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ НА –О/-Е пишутся слитно с НЕ, если их можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением. Нельзя это сделать в том случае, если есть противопоставление с союзом А (см. пункт 2) или слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ:

Он объяснил своё плохое настроение НЕздоровьем. (=Болезнью)

Она была НЕкрасива, но обаятельна. («Уродлива», быть может, слишком сильно сказано, но смысл этот. Противопоставление есть, но не тот союз. НО не даёт раздельного написания.)

Я прочитал ВОВСЕ НЕ интересную книгу. (Пишу раздельно, потому что есть ВОВСЕ НЕ. Заменить синонимом без НЕ невозможно: «вовсе скучную» - не говорят.)

Всему виной твоя НЕрешительность. (=Отсутствие решительности)

Эта работа НЕаккуратная. (=выполненная при отсутствии аккуратности)

Краткие прилагательные пишутся с НЕ так же, как и полные. Исключение составляют краткие прилагательные, которые не имеют полной формы или в полной форме имеют другое значение: НЕ рад, НЕ готов, НЕ должен.


ПРИЧАСТИЯ (почему-то представляют сложность!)

СЛИТНО с НЕ пишутся ТОЛЬКО ПОЛНЫЕ ОДИНОЧНЫЕ ПРИЧАСТИЯ!

Если причастие КРАТКОЕ или В СОСТАВЕ ОБОРОТА, оно пишется РАЗДЕЛЬНО.

НЕрешённая задача (полное одиночное)

НЕ решённая НА УРОКЕ задача (в составе п.о.)

Задача НЕ решена. (краткое причастие)

НЕмигающие огни (полное одиночное)

НЕ рассказанная НА НОЧЬ сказка (п.о.)

Задание НЕ выполнено (кр. причастие)


МЕСТОИМЕНИЯ

НЕкому – НЕ К кому

НЕчего – НЕ ОТ чего

НЕкий, НЕкоторый, НЕкто


№ 13.

Слитное/раздельное написание предлогов, союзов, наречий.

1) Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся слитно. Нужно различать эти союзы и СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО:

Союз ТОЖЕ - местоимение ТО и частица ЖЕ

Союз ТАКЖЕ - наречие ТАК и частица ЖЕ

Местоимение ЧТО и частица БЫ

Предлог ЗА и местоимение ТО

Есть простые приёмы, позволяющие понять, что перед вами - союз или сочетание слов.

1. Союзы ТОЖЕ и ТАКЖЕ взаимозаменимы и могут заменяться союзом И (все они сочинительные соединительные):

Я ТОЖЕ хочу поехать на море. = Я ТАКЖЕ хочу поехать на море. = И я хочу поехать на море.

2. В сочетании ТО+ЖЕ частицу ЖЕ можно убрать:

На ней было ТО ЖЕ платье, что и вчера. - На ней было ТО платье, что вчера.

Если в предложении сочетание ТО+ЖЕ, то можно добавить слово САМОЕ:

На ней было ТО ЖЕ САМОЕ платье, что и вчера.

3.В сочетании ТАК+ЖЕ частицу ЖЕ тоже в принципе можно убрать:

Я ТАК ЖЕ уверен в успехе, как и ты. - Я ТАК уверен в успехе, КАК ты. (Имеется в виду "настолько же уверен")

Наличие или возможность появления в предложении выражения "КАК И" указывает на то, что ТАК ЖЕ пишется раздельно:

Она пробегает стометровку быстрее всех в нашем классе. Сегодня она бежала ТАК ЖЕ быстро (КАК И всегда). (Имеется в виду "настолько же быстро, как обычно")

3. В сочетании ЧТО+БЫ частицу БЫ можно переставить после глагола, т.к. она образует форму сослагательного наклонения глагола:

ЧТО БЫ ты хотел получить на день рождения? - ЧТО ты хотел БЫ получить?

ЧТО БЫ мне ни говорили о нём, я не поверю. - ЧТО мне ни говорили БЫ о нём, я не поверю.

Союз ЧТОБЫ часто, но не всегда (только когда он целевой!) заменяется союзным сочетанием ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ:

ЧТОБЫ хорошо учиться, нужно стараться. - ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ хорошо учиться, нужно стараться. (Переставить "бы" невозможно: "Что хорошо учиться бы..." - это бред.)

Союз ЧТОБЫ, присоединяющий придаточное ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ (отвечающее на падежные вопросы), заменить на это сочетание нельзя:

Учитель сказал, ЧТОБЫ мы открыли тетради. Здесь переставить "бы" тоже никуда нельзя. Можно придаточное предложение с ЧТОБЫ заменить инфинитивом: Учитель сказал нам открыть тетради.)

4. Союз ЗАТО сочинительный противительный. Он заменяется другим противительным союзом - НО или ОДНАКО:

Мы устали на экскурсии, ЗАТО увидели много интересного. = НО увидели много интересного = ОДНАКО увидели много интересного.

Союз ЗАТО соединяет однородные члены (устали, ЗАТО увидели) или простые предложения в составе сложносочинённого: Ученик огорчился из-за "двойки", ЗАТО после этого он всё-таки выучил союзы.

Местоимение ТО отвечает на вопрос КАКОЕ? и является определением, относящимся к существительному. После него можно вставить слово САМОЕ:

"Спрячься ЗА ТО дерево",- сказал мне брат. - Спрячься ЗА ТО САМОЕ дерево. Есть какое-то ТО дерево, в отличие от ЭТОГО дерева, и спрятаться нужно ЗА ТО, а не ЗА ЭТО дерево. Ни на какой союз сочетание ЗА ТО заменить нельзя.


ПРЕДЛОГИ НУЖНО ЗАПОМИНАТЬ.

ВСЛЕДСТВИЕ = из-за (отстал вследствие болезни)

Внимание! Не путать с наречием ВПОСЛЕДСТВИИ = потом (Впоследствии все этому удивлялись.)

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ

ИЗ НАРЕЧИЙ: близ, вдоль, вне, внутри, вместо, возле, вокруг, кругом, кроме, мимо, относительно, касательно, помимо (сочетаются с Р.п.)

Вопреки, согласно, вслед, подобно, сообразно, соразмерно и др. (сочетаются с Д.п.)

Многие из них уже совершенно перестали употребляться в качестве наречий и целиком перешли в предлоги: вместо, вопреки, кроме, подобно.

Сравните: бегал (где?) вокруг — наречие; бегал (где?) вокруг меня — предлог с местоимением.

ИЗ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: путём, по мере, по части, с помощью, по случаю, под видом, в виде, ввиду, насчёт, за счёт, по причине, во время, в лице, вследствие, в течение, в заключение, во избежание, за неимением, за исключением, по истечении и др. Став предлогами. Эти слова перестали сами по себе быть членами предложения, стали синонимичны другим предлогам, сочетаются с Р.п.: ввиду плохой погоды, вследствие плохой погоды = из-за плохой погоды.


ИЗ ЦЕЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ:

независимо от, впредь до, применительно к, одновременно, в связи с, по отношению к, в отличие от и др.

ИЗ ДЕЕПРИЧАСТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРЕДЛОГОМ: несмотря на, невзирая на, исходя из и др..

Праздник ПО СЛУЧАЮ именин

Построили В ВИДЕ куба

Использовали ЗА НЕИМЕНИЕМ лучшего

Выучили ВО ИЗБЕЖАНИЕ неприятностей

Не выучил, НЕСМОТРЯ НА предупреждения

Нарушил, НЕВЗИРАЯ НА просьбы

СОЮЗЫ ПОТОМУ ЧТО и ОТТОГО ЧТО взаимозаменяемы: Он плохо сдал ЕГЭ, потому что не готовился. = Он плохо сдал ЕГЭ, оттого что не готовился.


НАРЕЧИЯ

ПОТОМУ, ПОЭТОМУ и ОТТОГО взаимозаменяемы.

Мы устали и ПОТОМУ не могли идти дальше. = Мы устали и ОТТОГО не могли идти дальше. = МЫ устали и ПОЭТОМУ не могли идти дальше.


МЕСТОИМЕНИЕ «ТО» с предлогами пишется раздельно. Выражения «ПО ТОМУ» и «ПО ЭТОМУ» противоположны друг другу: Наша группа пошла ПО ЭТОМУ берегу реки, а другая – ПО ТОМУ. На «оттого» оба эти сочетания заменить нельзя.)


Многие слова пишутся по-разному в зависимости от контекста:

ПОНАЧАЛУ он стеснялся нашего общества, а потом привык. (ПОНАЧАЛУ = СНАЧАЛА, значит, это наречие.

ПО НАЧАЛУ книги не всегда можно судить о её достоинствах. (У книги есть НАЧАЛО и по ЭТОМУ началу нельзя сразу судить обо всей книге.)


ВДАЛИ виднелись силуэты кораблей. (ВДАЛИ = ВДАЛЕКЕ = ДАЛЕКО – наречие.)

Море… уснуло и неподвижно В ДАЛИ, облитой голубым сияньем луны… (Горький) (Есть ДАЛЬ, которая облита сиянием луны. К слову относится причастный оборот – слово – существительное, а существительные с предлогами пишутся раздельно!)


Наречия, в которых есть приставка ПО- и суффиксы –ОМУ/-ЕМУ, -И пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС!

ПО-моЕМУ

ПО-твоЕМУ

ПО-новОМУ

ПО-старОМУ

ПО-инОМУ

ПО-другОМУ

ПО-любОМУ (вообще-то это сленговое словечко, но раз уж вы его употребляете, пишите правильно!)))

ПО-зимнЕМУ (светит солнце)

ПО-летнЕМУ (тепло)

ПО-заячьИ

ПО-товарищескИ


Союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ТАК ЧТО, КАК БУДТО пишутся раздельно!

НЕТ НИ ОДНОГО СОЮЗА, КОТОРЫЙ ПИСАЛСЯ БЫ ЧЕРЕЗ ДЕФИС!


№ 14

Н и НН в суффиксах различных частей речи.


СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1) НН – на стыке основы и суффикса –Н-: туманНый, былинНый (от «былина»), пустынНый (от «пустыня»), истинНый (от «истина»). длинНый (от «длина»)

Запомнить: ИСТИННЫЙ (образование слова покрыто туманом)), ЮНЫЙ и РУМЯНЫЙ (нет суффикса!!!)

2) НН – в суффиксах –ОНН- и –ЕНН-: родствЕННый, веществЕННый, экскурсиОННый

Исключение – ВЕТРЕНЫЙ, но только пока нет приставки: БЕЗветрЕННый

3) Три слова- исключения с суффиксом –ЯНН- : СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

4) Н – в суффиксах –АН-, -ЯН-, -ИН-( кроме перечисленных выше исключений!))

серебрЯНый (!!), мышИНый, ржАНой

В СУФФИКСАХ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПИШЕТСЯ СТОЛЬКО ЖЕ «Н», СКОЛЬКО В ПОЛНОЙ ФОРМЕ:

незаконная – незаконна, туманная – туманна, истинная – истинна, юная – юна, румяная – румяна.

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

НН пишется:

1. Если в слове есть ПРИСТАВКА, кроме приставки «не» (она не влияет на написание):

ПОДстрижеННый, ПОкрашеННый, неПОгашеННый

2. Если в слове есть суффикс –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-:

асфальтИРОВАННый, иллюстрИРОВАННый, маринОВАННый

3. Если при слове есть ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА:

КОРОТКО стрижеННый, крашеННый ПОД ОРЕХ

4. Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме слова РАНЕНЫЙ. (Слова, образованные от глаголов с приставками, у нас в пункте 1.)

(Слово «раненый» относится к обоим видам, как некоторые другие, которых очень мало, поэтому оно и является исключением.)):

лишёННый (от «лишить» - сов. вид.)

решёННый (от «решить» - сов. вид)

куплеННый (от «купить» - сов. ид)

брошеННый (от «бросить» - сов. вид)

Если у слова «раненый» есть зависимые слова, то по 3 пункту пишется НН: ранеННый В ГОЛОВУ, ранеННый ВО ВЧЕРАШНЕМ БОЮ.

Н пишется в словах, в которых нет приставки или суффиксов –ова-, -ева-, -ирова-, при которых нет зависимых слов и которые образованы от глаголов НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА:

варЕНый (от «варить»), копчЁНый (но : копчЕННый над костром), солЁНый, жарЕНый (но: жарЕННый на масле), тушЁНый (но: тушЁННый с овощами), вязаНый (но: вязаННый крючком), плетЁНый (но: тлетЁННый из ивовых веток), коваНый (там нет суффикса «ова»!), жёваНый (там нет суффикса «ёва»!), стираНый, штопаНый, ткаНый (и, соответственно, домотканый) и т.д..

Обратите внимание, что в сложных прилагательных типа «стираный-перестираный» во второй части пишется Н, как и в первой, несмотря на наличие приставки. Но это уже частный случай, будем надеяться, что такие тонкости на ЕГЭ не попадутся.


Следующий пункт достаточно сложен, но постарайтесь вдуматься!


Н и НН в СУФФИКСАХ КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ и в СУФФИКСАХ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, образованных ПЕРЕХОДОМ из причастий.


1. Все вы, надеюсь, помните, что один из способов словообразования в русском языке - переход слова из одной части речи в другую. Мы с вами часто сталкивались с переходом из прилагательного в существительное: гостиная комната - гостиная, заливное блюдо - заливное и т.д. и т.п.. Возможно, вы помните, что наречия могут переходить в предлоги (об этом мы подробнее поговорим в этом году)): пробежал мимо меня - пробежал мимо.

Так вот, причастия могут переходить в прилагательные. Т.е. они начинают обозначать признак предмета, не связанный с действием. Легко догадаться, что образованные таким способом прилагательные имеют ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

ПРОСЕЯННАЯ мука - мука, которую просеяли, - признак по действию =причастие.

РАССЕЯННАЯ девочка - девочка невнимательная. ЕЁ НИКТО НЕ РАССЕИВАЛ! Это НЕ причастие. Это прилагательное.


ВЗВОЛНОВАННОЕ море - это море, которое взволновал (покрыл волнами) ветер.

ВЗВОЛНОВАННОЕ лицо никто волнами (!!) не покрывал. Никакого действия на лицо никто не направлял. Это НЕ причастие. Это прилагательное.

Лестница, ОБРАЗОВАННАЯ естественными неровностями почвы - неровности почвы образовали лестницу = причастие.

РАССЕЯННАЯ девочка - девочка невнимательная. ЕЁ НИКТО НЕ РАССЕИВАЛ! Это НЕ причастие. Это прилагательное.

ВЗВОЛНОВАННОЕ море - это море, которое взволновал (покрыл волнами) ветер.

ВЗВОЛНОВАННОЕ лицо никто волнами (!!) не покрывал. Никакого действия на лицо никто не направлял. Это НЕ причастие. Это прилагательное.

Лестница, ОБРАЗОВАННАЯ естественными неровностями почвы - неровности почвы образовали лестницу = причастие.

ОБРАЗОВАННАЯ девушка...)) - это девушка, которая училась. Она получила образование. Никакого действия на неё по этому поводу не направляли (вы ведь не скажете, что преподаватели, которые её учили, девушку "образовали"??)). Это НЕ причастие. Это прилагательное.

Список образованных таким способом причастий можно продолжить.

НАПИСАНИЕ ИХ В ПОЛНОЙ ФОРМЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЛОЖНОСТИ: ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ НЕ МЕНЯЕТСЯ НИ ОДНА БУКВА. Эти прилагательные пишутся точно так же, как и причастия, от которых они образованы.


НО ИХ КРАТКАЯ ФОРМА ПИШЕТСЯ ИНАЧЕ, ЧЕМ КРАТКАЯ ФОРМА ПРИЧАСТИЙ!

Правило гласит: В СУФФИКСАХ КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ПИШЕТСЯ ОДНА "Н".


В КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПИШЕТСЯ СТОЛЬКО ЖЕ "Н", СКОЛЬКО В ПОЛНЫХ. (туманная - туманна и т.д.)


Значит, ЕСЛИ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, ОБРАЗОВАННЫМ ОТ ПРИЧАСТИЯ, МЫ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ В КРАТКОЙ ФОРМЕ "НН", В ОТЛИЧИЕ ОТ КРАТКОЙ ФОРМЫ ПРИЧАСТИЯ.

Мука просеяНА - девочка рассеяННа

Море взволноваНо - лицо взволноваННо

Лестница образоваНа - девушка образоваННа, воспитаННа, начитаННа.


Н и НН в СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ

В наречиях пишется столько Н, сколько в том слове, от которого наречие образовано:

ВзволноваННый – взволноваННо

ЗаинтересоваННый – заинересоваННо

ВетреН – ветреНо (“Я очень ветрено, быть может, поступила,-“ Софья Фамусова)


Н и НН в СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Количество Н зависит от того, была ни Н в основе слова, от которого образовано существительное, и была ли Н в суффиксе, при помощи которого оно образовано.

варить – варЕНый – варенИК

ветреНый – ветренИК

Почему НН в слове ИМЕНИННИК, не очень понятно, рекомендую запомнить.

ПридаНое (от “придать”), но: беспридаННица (невеста, не имеющая приданого)

БессонНица

МаслеНица


№ 15.

Расставить знаки препинания и найти предложениЯ, в котором надо поставить ОДНУ ЗАПЯТУЮ. (ответов, скорее всего, будет несколько!)

Это задание на знаки препинания в предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЧЕРКНУТЬ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ И ЗАКЛЮЧИТЬ В КРУЖОК СОЮЗЫ!!!

1) Нужно помнить, что запятая ставится перед союзом ДА только в том случае, если он противительный, т.е. = НО: “Сегодня быть он обещал, ДА (=но), видно, почта задержала…” (“Е.О.”) Если ДА=И, запятая не ставится: “Кто-то терем прибирал ДА (=и) хозяев поджидал.”

2) Если соединительный союз повторяется, то запятая ставится МЕЖДУ ВСЕМИ однородными членами: «Холод, ветер, И мокрый снег в лицо, И темнота мешали нам продолжать путь.»

3) Если в предложении употреблён двойной сопоставительный союз КАК…, ТАК И…; НЕ ТОЛЬКО…, НО И…, НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО…, т запятая ставится ТОЛЬКО ПЕРЕД ВТОРОЙ ЧАСТЬЮ СОЮЗА:

Мы изучили КАК союзы, ТАК И частицы.

Мы НЕ СТОЛЬКО учимся, СКОЛЬКО пытаемся развлекаться.

Мы НЕ ТОЛЬКО повторили правописание причастий, НО И выполнили тестовую работу по этой теме.

4) Если в предложении ДВА РЯДА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, то нельзя говорить о повторяющемся союзе:

«Море словно замерло и тихо и ласково шепчет.» В ТАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ВООБЩЕ НЕТ ЗАПЯТОЙ!

ЗАМЕРЛО и ШЕПЧЕТ; ТИХО и ЛАСКОВО. В каждом ряду однородных членов – свой союз И. ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ СОЮЗА НЕТ: повторяющийся союз соединяет однородные члены одного ряда. Сравните: « И пращ, И стрела, И лукавый кинжал щадят победителя годы.»

5) Если однородные члены скомпанованы по парам, то ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ТОЛЬКО МЕЖДУ ПАРАМИ:

« Лексику И фразеологию, морфемику И морфологию, синтаксис И пунктуацию изучали мы на уроках русского языка.»

6) Между простыми предложениями в составе сложносочинённого ставится запятая, кроме тех случаев, когда в предложениях есть ОБЩИЙ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН:

«Солнце зашло, И стало темно.»

НО:

«МИНУТ ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ солнце зашло И стало темно.»

№ 16.

Знаки препинания в предложениях с ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ.

1) ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ обособляется тогда, когда стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА. Если он стоит до определяемого слова, то чаще всего он не обособляется.

2) ДО определяемого слова П.О. обособляется ЕСЛИ

Относится К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ: «Совсем измученная дорогой, ОНА не могла идти дальше.

Имеет добавочное ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: « Утомлённые дорогой, путешественники быстро уснули.» (Быстро уснули потому, что были утомлены.)

Определяемое слово, стоящее после П.О. отделено от него другими членами предложения: «Сопровождаемый адъютантами, НА КРЫЛЬЦО ШТАБНОЙ ИЗБЫ ВЗОШЁЛ главнокомандующий.»

3) ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ обособляется независимо от того, где он стоит по отношению к глаголу, к которому он относится. НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ деепричастный оборот, который представляет собой ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

4) Если два оборота оказались рядом, являются ОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ИЛИ ОДНОРОДНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ и соединяются союзом И, то между ними запятая не ставится:

Одинокое дерево, обдуваемое всеми ветрами и осыпаемое снегом, возвышается над обрывом реки.

Отвлекаясь во время урока и не выполняя домашнее задание, вы никогда не подготовитесь к ЕГЭ должным образом.

5) Если два Д.О. относятся к разным глаголам, то они обособляются по отдельности:

Пароход отошёл от пристани, шлёпая колесом по воде, и, набрав скорость, оказался на середину реки. (Отошёл (как?) шлёпая колесом по воде; оказался (когда?) набрав скорость.)


Судя по демоверсии 2015, никаких особых изысков ждать от этого задания не следует, поэтому помним прежде всего пункт 1. и пункт 3.


САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА РАССТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ - ЭТО ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА! НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ, ПОДЧЕРКНИТЕ ОСНОВЫ, НАЙДИТЕ ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ! ТОГДА БУДЕТ НАМНОГО ПРОЩЕ!


№ 17

Обособление вводных слов и вводных предложений.

Что нужно помнить?

1. Слово НАКОНЕЦ может быть вводным, а может и не быть. В предложении "НАКОНЕЦ выпал снег." Наконец - просто обстоятельство времени. В отличие от вводного слова, к нему модно "приделать" усилительную частиц -ТО: "НАКОНЕЦ-ТО выпал снег."

Если мы имеем дело с вводным словом (оно служит для того, чтобы упорядочить мысли), частицу "приделать" нельзя:

Начиная работу над сочинением, осмыслите тему, составьте план и, наконец, подберите необходимые цитаты. (Появление в этом предложении частицы "-то" привело бы к комическому эффекту.))


2. Слово ОДНАКО может быть вводным, а может быть противительным союзом.

Между однородными членами и на границе предложений это союз:

Он злился, ОДНАКО молчал.

Я звал его с собой, ОДНАКО он отказался.

В этом случае запятая ставится только перед союзом.

Союз ОДНАКО можно заменить союзом НО.


Если слово ОДНАКО нельзя заменить союзом НО, то это вводное слово, оно обособляется, т.е. выделяется с двух сторон.

Я звал его с собой, он, ОДНАКО, отказался. (На НО заменить нельзя!)


3. Надо вообще не путать вводные слова и члены предложения:

Всё, КАЗАЛОСЬ, уснуло. (вводное слово) - Всё КАЗАЛОСЬ УСНУВШИМ. (часть сказуемого)

Он живёт в доме НАПРОТИВ. (несогласованное определение, выраженное наречием) - Я ждал он него поддержки, а он, напротив, оказался в стане моих противников.


4. Следует помнить, что СОЮЗЫ и ЧАСТИЦЫ никогда не бывают вводными словами: не следует обособлять в качестве вводных следующие слова:

КАК БУДТО, ВЕДЬ, СЛОВНО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ИМЕННО, КАК РАЗ, ТАК КАК и т.п.


Наречия ВДРУГ, ВНЕЗАПНО, ОДНАЖДЫ тоже не обособляются.


5. Следует понять значение предложения и постараться выяснить синтаксическую роль интересующих нас слов:

К СЧАСТЬЮ, всё окончилось благополучно. - Слова К СЧАСТЬЮ показывают отношение говорящего к сообщаемому. Это вводные слова.

К СЧАСТЬЮ следует относиться бережно: оно очень хрупко. - ОТНОСИТЬСЯ (к чему?) К СЧАСТЬЮ - дополнение - не вводное слово.


ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ, НЕПЛОХО БЫЛО БЫ ЗАПОМНИТЬ ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ. (У вводных предложений аналогичные значения!)


№ 18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным, присоединённым при помощи союзного слова - относительного местоимения КОТОРЫЙ.


Вообще ничего сложного. Местоимение КОТОРЫЙ в косвенном падеже может оказаться не в начале придаточного предложения, а в середине. Но мы помним, что запятая ставится МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. Поэтому ПОДЧЁРКИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, расставляем скобки, чтобы понять, где какое предложение, и ставим запятую между.


Идея единого международгопо пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

ИДЕЯ ОБРЕЛА

МАЛИНОВСКИЙ БЫЛ ПОКЛОННИКОМ

(кто не понял: "первый директор Царскосельского лицея" - это приложение!)

Получается, что первая запятая - 1, а вторая - 4.

Проверим себя, посмотрим, какие получились предложения:

Главное: Идея единого международного пространства обрела множество сторонников.

Придаточное: Поклонником которой (=идеи) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский.

ВСЁ НОРМАЛЬНО, ЗНАЧИТ, МЫ ПРАВИЛЬНО РАССТАВИЛИ ЗАПЯТЫЕ!)


№ 19

Расставить знаки препинания в предложении с разными видами связи.

1. ПОДЧЕРКНУТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

2. ОБВЕСТИ ВСЕ СОЮЗЫ.

3. РАССТАВИТЬ СКОБКИ.


ПОМНИТЬ:

1. Между однородными придаточными, соединёнными союзом И, запятая не ставится. ВНИМАНИЕ! Во втором из придаточных может быть пропущен союз. Это ничего не меняет:

Когда машина проехала заставу И (когда) последние дома города скрылись из виду, пошёл дождь.


2. Если рядом оказались два союза, то запятая между ними ставится только в том случае, если дальше нет продолжения подчинительного союза (ТО, ТАК, ТОГДА и т.п.)

Брат сказал, ЧТО, ЕСЛИ обещал, нужно держать слово.

Брат сказал, ЧТО ЕСЛИ обещал, ТО нудно держать слово.


Я занят, НО, ЕСЛИ тебе очень нужно, приезжай.

Я занят, НО ЕСЛИ тебе очень нужно, ТО приезжай.


3. Нужно не путать сложное предложение и предложение с однородными сказуемыми.


4. Нужно подчеркнуть ВСЕ основы. Поэтому БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.


№ 20

Соответствие высказываний содержанию текста.

Сложного ничего нет: достаточно внимательно прочитать текст пару раз!

ПОМНИТЕ, что соответствуЮТ высказываниЯ! Не одно, а 2-3. В этом, наверное, есть некоторая сложность: раньше находили одно - и всё. Но в принципе для нормального вменяемого человека, умеющего читать и способного понять прочитанное (предполагается, что это - обо всех!), ничего сверхъестественного здесь нет. Внимательно читайте текст!


№ 21

Определение ТИПА РЕЧИ. (Не путать со стилем!!!)

Типов речи всего три: повествование, рассуждение, описание.

В чистом виде они встречаются не так уж часто. Как правило, это только 2-3 предложения. Или же попадается повествование с элементом описания, рассуждение с элементом повествования и т.п..

О ЧЁМ НАДО ПОМНИТЬ

1. Чистое ОПИСАНИЕ - это то, что можно передать целиком при помощи картинки или фотографии.

2. Чистое ПОВЕСТВОВАНИЕ - это то, что можно передать полностью при помощи короткого или не очень ролика. Чистое повествование может быть только коротким: дальше, как правило, просто обязан вклиниться "элемент описания": если по улице стремительно бежит девушка, то она непременно окажется "в красном пальто", или "длинноногая", или "со светлыми волосами". Это и бкдет элемент описания.

3. Если часть текста невозможно перевести к в конкретные зрительные образы, а автор размышляет на какую-либо тему, то, скорее всего, это РАССУЖДЕНИЕ.


№ 22

Выписать пару синонимов или антонимов.

СИНОНИМЫ - слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению.

АНТОНИМЫ - слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению.

КОНТЕКСТНЫЕ С. и А. - те, которые не зафиксированы в словаре.

Они являются таковыми только в данном тексте (в контексте).


№ 23

Связь предложений в тексте.


Общеизвестно, что текст - это несколько предложений (от 2 до неограниченного количества - "Война и мир", например)), связанных по смыслу и грамматически. По смыслу - это понятно. А вот про грамматическую связь нужно поговорить подробнее.


Для связи предложений в тексте используются СЛОВА, которые как бы перекидывают "мостики" от следующего предложения к предыдущему. Вариантов много, мы поговорим о тех, которые встречаются чаще всего. Возможно, потом появятся какие-то добавления и уточнения.)


1. ЗАМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Встречается очень часто. Кроме того, что связывает предложения, позволяет избежать постоянных повторов.

ВАСЯ - мой друг. Я знаю ЕГО с первого класса. (Я специально привожу нарочито примитивные примеры, чтобы смысл не отвлекал вас от предмета разговора.))


2. ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ.

В толпе я заметил ВАСЮ. ЕГО рыжая шевелюра хорошо видна издали.


3. УКАЗАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ. (Достаточно часто встречающийся вариант!)

В доме было очень тихо. ЭТО странное обстоятельство испугало нас.


4. СОЮЗ. (Союзы связывают не только однородные члены и простые предложения в составе сложных, но и отдельные предложения в тексте. В этом случае они стоят в начале второго предложения из двух. ВНИМАНИЕ! Подчинительный союз в начале предложения, скорее всего, говорит о том, что мы имеет дело со сложноподчинённым предложением, в котором первое из простых - придаточное, а главное - второе. Такой союз, несмотря на то, что формально стоит в начале предложения, связывает придаточное с главным, а не предложения в тексте!!!)


Каждый культурный человек читает книги. НО не любая книга стоит того, чтобы потратить на неё своё время.

(Союз не только связал предложения, но и противопоставил содержание второго предложения содержанию первого.)


5. ЧАСТИЦА. (Ведь, только, лишь, уж, всё-таки и др..)

Нужно быть добрее к людям и стараться им помогать. ВЕДЬ никогда не знаешь, что завтра случится с тобой.


6. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР. (Это повтор СЛОВА!)

ЧИТАЙТЕ книги! ЧИТАЙТЕ чаще и с удовольствием!


7. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

ЧИТАЙТЕ книги! ЧТЕНИЕ обогатит вас духовно.


8. СИНОНИМЫ (В том числе контекстные - слова и выражения, являющиеся синонимичными только в конкретном контексте.).

Во дворе мы заметили СОБАКУ. ЖИВОТНОЕ вело себя беспокойно.


9. АНТОНИМЫ.

Делать ДОБРО ЛЕГКО. ТРУДНО порой не сделать ЗЛА.


10. ВВОДНЫЕ слова.

Готовясь к сочинению, нужно ВО-ПЕРВЫХ, осмыслить тему и понять, о чём следует писать. ВО-ВТОРЫХ, подобрать материал, который следует использовать. В-ТРЕТЬИХ, необходимо, составить план.


11. НАРЕЧИЯ.

Мы расположились ПОД ДЕРЕВОМ. ТАМ была тень.

Я не прочитал рассказ к уроку. ПОЭТОМУ ответить на вопросы не удалось.


ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.


ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. (Последние три внешне совпадают с косвенным падежом личных, но, в отличие от него, отвечают не на падежный вопрос, а на вопрос "чей?" и являются неизменяемыми словами. Сравните: встретил (кого?) его - книга (чья?) его))


УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: это, то, этот, тот, эта, та, эти, те, такой, такая, такое, такие, таков, столько, этакий ..., сей (сие, сия, сие, сеи), оный (оное и т.д.). СЕЙ и ОНЫЙ - слова устаревшие, но я сама встречала их в сборниках ЕГЭ.


УКАЗАТЕЛЬНЫ НАРЕЧИЯ: так, там, туда, оттуда, тогда, оттого, затем, настолько.


Если вас просят найти предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора, например, то сначала ищем то, что "виднее" - союз в начале предложения.

Указательное местоимение и контекстные синонимы - ищем сначала указательное местоимение.


№ 24

Языковые средства, употреблённые автором текста.


СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

парцелляция (только 2-3 соседних предложения!!)

ряды однородных членов

обращение

вопросительные предложения

восклицательные предложения

синтаксический параллелизм

сравнительный оборот (не сравнение, а именно сравнительный оборот)

вводные слова


ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

жаргонизмы ("аська" - компьютерный, "отстой" - молодёжный и т.п.)

книжная лексика (претворение в жизнь, преддверие будущего)

разговорная лексика (обалдел, ошарашил)

эмоционально-оценочные слова (негодяй, подлец)

индивидуально-авторское слово (духоподъёмный)

антонимы (восхвалять - принижать)

контекстные антонимы

синонимы (разговаривать - беседовать)

контекстные синонимы


ТРОПЫ

эпитеты

метафоры

метонимия

синекдоха

олицетворение

ирония

сарказм (высшая степень иронии)

гипербола

литота

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ видны сразу, достаточно посмотреть на знаки завершения в конце предложений.


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - рядом оказываются предложения, которые по сути должны были бы быть одним целым. При этом одно из них (или два) получаются неполными, потому что какие-то необходимые для понимания члены предложения попали в соседнее. Мой любимый пример, который рекомендую запомнить всем:

Он устал, безумно устал, до потери сознания. (Предложение целое, парцелляции нет.) - Он устал. Безумно устал. До потери сознания. (Парцелляция. Три неполных предложения создают "эффект усталости".))


ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - обращение к тому, кто вряд ли ответит. (Люблю тебя, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ!)


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - два или несколько предложений, находящиеся в тексте рядом и имеющие сходное строение. Честно говоря, попадается в текстах ЕГЭ не слишком часто. ("Тучка по небу идёт, бочка по морю плывёт.")


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - обособленное обстоятельство с союзом КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ТОЧНО: Пруд блестит, КАК КОСО ПОСТАВЛЕННОЕ ЗЕРКАЛО.


№ 25

Написание сочинения

ПОШАГОВУЮ ИНСТРУКЦИЮ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ СЛОЖНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ СМ. НАМНОГО НИЖЕ!


КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ в любой доступной вам форме. На мой взгляд, самое простое - сначала сформулировать позицию автора (=основная мысль текста), а потом - задать такой вопрос, на который бы отвечало предложение, формулирующее позицию автора. (Если мысль неясна, перечитайте это предложение медленно.))

2. КОММЕНТАРИЙ к проблеме с ОПОРОЙ НА ТЕКСТ. Общая "характеристика" проблемы + "опора..." (Почему автор обратился к этой проблеме? или Почему это проблема его взволновала? или/и Что он делает для того, чтобы заставить читателя (нас) понять важность этой проблемы? и т.п..) Непременно - одна небольшая цитата, чтобы наличие "опоры на текст" зафиксировать в сознании эксперта.))


3.ПОЗИЦИЯ АВТОРА (законченная мысль!) Ни в коем случае в этом пункте не пересказывайте текст и не выдвигайте предположений относительно целей автора! (Что он хотел и т.д.) Просто представьте, что он писать текст поленился и главную мысль сформулировал в одном-двух предложениях.

4. ВАШЕ собственное МНЕНИЕ. Ни в коем случае не просто: "Я полностью согласен с автором."!!!)

"Действительно, ..." "..." - можно примерно то же, что в предыдущем пункте, но другими словами.))

5. АРГУМЕНТ №1 (мысль) + ИЛЛЮСТРАЦИЯ к нему (пример из литературы или из жизни).

6. АРГУМЕНТ №2 (мысль!) + ИЛЛЮСТРАЦИЯ к нему (пример из литературы или из жизни).

7. ВЫВОД.

Виды заключения:

1) Обобщение мыслей автора (есть опасность повторяться! ДРУГИМИ СЛОВАМИ!!!)

2) Риторический вопрос. (Имеем право: наше сочинение почти наверняка получилось в публицистическом стиле, а для него это свойствекнно) (Например: "Разве найдётся человек, которому хотелось бы прожить жизнь напрасно?")

3) Призыв. обращенный к читателю (имеем право по той же причине))

(Например: "Никогда не забывайте о тех, кому вы дороги!")

4) Цитата... Впрочем, с вашей памятью...(( Например: "Всегда справедливыми остаются слова А. (не Л.!!!) Н.Толстого: "Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно , приблизительно, неверно."

АРГУМЕНТАЦИЯ

После того, как вы сформулируете позицию автора ( в качестве законченной мысли, отвечающей на вопрос, который осознаётся вами как проблема текста), вы должны высказать собственную точку зрения. Это будет ТЕЗИС (для этой части работы). К нему нужно подобрать два АРГУМЕНТА, к каждому из которых должна "прилагаться" ИЛЛЮСТРАЦИЯ (пример). Предпочтение отдаётся иллюстрациям из литературы. Завершить эту часть работы и всё сочинеие в целом следует ВЫВОДОМ. Постарайтеь, чтобы он не совпадал дословно с ТЕЗИСОМ: это выглядит глупо.

Например, так:

"РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ КУЛЬТУРА СОСТАВЛЯЮТ НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО.". (Ваша точка зрения! Авторская была "выше"!!!)

Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. (аргумент №1) Не случайно Д.С.Лихачёв в книге оченков "Родная земля" назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые не только создают особый "культурный слой", но и отражают нравственное состояние народа. (иллюстрация к аргументу№1)

Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. (аргумент №2) Именно об этом писал И.С.Тургенев в своём стихотворении в прозе "Русский язык" ("Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома.") Вспомните также знаменитые строки стихотворения А.А.Ахматовой "Мужество", написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: "Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово." Мне кажется, что в этом произведении особенно ясно звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина. (иллюстрации к аргументу №2)

ВЫВОД:

Да, русский язык богат и выразителен, и задача каждого из нас - приобщиться к этому богатству и приумножить его.

Или ещё вот так:

"РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЯРКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ."

Действительно, порой речь "скажет" о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе "отрицательный заряд". Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?

Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики. Вспомним хотя бы Владимира Ленского, героя романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин". "Всегда восторженная речь" героя, его эмоциональность, часто излишняя, его приверженность возвышенной книжной лексике, включая "модное слово "идеал"", выдают не знающего жизни романтика, живущего в своём особом мире, мало общего имеющем с реальностью. Это во многом объясняет трагическую судьбу Ленского.

Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.( Прав был древний философ, призывая: "Заговори, чтобы я тебя увидел.")


ЗАДАНИЕ №25. ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

1. Перечитайте текст ещё 2 раза, несмотря на то, что вы уже его читали, выполняя предшествующие задания.

2. Сформулируйте МЫСЛЬ, которую, по-вашему, хотел донести до читателя автор. Если таких мыслей несколько, выберите ту, которая вам лично кажется важнее и интереснее и вызывает у вас литературные ассоциации: они понадобятся.

Запишите эту мысль отдельно на черновике и пометьте: «ПОЗИЦИЯ АВТОРА».

3. Сформулируйте ВОПРОС, ответом на который служит ПОЗИЦИЯ АВТОРА. Запишите этот вопрос под позицией автора и пометьте: «ПРОБЛЕМА».

4. Начинайте писать сочинение так:

1. Запишите формулировку проблемы в качестве риторического вопроса.

2. Прокомментируйте эту проблему:

1) Сиюминутная она или вечная?

2) Философская она, нравственная, социальная, экологическая и т.п.?

3) Касается всех людей или только каких-то определённых кругов?

Например: «Это вечная нравственная проблема, которая касается абсолютно каждого человека.» Или: « Это важная проблема, с которой в основном сталкивается молодежь.» И т.п..

4) Напишите фразу: «Именно к этой проблеме обратился … (инициалы и

фамилию автора текста вы найдёте непосредственно после текста).

5) Отметьте, на каких примерах автор рассмотрел эту проблему, почему она его заинтересовала, при помощи каких приёмов он привлекает к ней внимание читателей. (Комментарий БЕЗ ОПОРЫ НА ТЕКСТ не даёт баллов.)

5. Напишите фразу: «Позиция автора ясна:» или «Я думаю, позиция автора следующая:» или ещё какую-нибудь фразу в этом же духе и после двоеточия (с маленькой буквы)) впишите сформулированную вами ранее ПОЗИЦИЮ АВТОРА.

6. Сформулируйте своё согласие (частичное согласие) или несогласие с позицией автора и объясните свою точку зрения. (Просто «я согласен» или «я не согласен с автором» не засчитывается, соответственно вы получаете по этому критерию 0 баллов)

7. Для того, чтобы АРГУМЕНТИРОВАТЬ своё согласие или несогласие с автором, сформулируйте ответ на вопрос: «Почему автор прав (не прав)?» и ПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ это суждение примером из художественной или публицистической литературы. Второй пример можете взять из жизни, если литературного нет.

8. Подведите ИТОГ всему сказанному. Иногда годятся расхожие фразы типа: «Видимо, проблема, поднятая автором, ещё долго останется актуальной, потому что…» Или «Люди вечно спорят по поводу…, и неизвестно, удастся ли когда-нибудь разрешить эту проблему.» Или: «Эта проблема, безусловно, разрешима, только нужно, чтобы каждый человек для начала хотя бы задумался о ней.» В общем, возможны вариант

9. Написав черновик, прочитайте его насколько раз. Первый раз оцените содержание, подумайте, над чем могли бы вы посмеяться, если бы это было чужое сочинение. Исправьте то, что окажется нелепым, нелогичным, проверьте связь между частями и членение на абзацы.

10. Второй раз прочитайте текст с выражением (по возможности про себя: на экзамене вслух читать нельзя) и проверьте расстановку знаков препинания ( в русском языке не ставятся знаки там, где это не связано с интонацией).

11. Третий раз прочитайте только слова, причём начиная с конца сочинения, чтобы не отвлекаться на содержание, и проверьте правильность написания.

12. Перепишите работу на чистовик и ещё раз проверьте.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Как сдать ЕГЭ по русскому языку

Автор: Крапивина Светлана Леонидовна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiurokporusskomuiazykuslozhnyiepriedlozhieniiaiznakipriepinaniiavnikh"
    ["file_id"] => string(6) "300791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456803050"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства