kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История слова "хлеб".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 История слова «хлеб».

            Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся еще в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский баобин, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шуемры ели ячменные лепешки, а в XII веке до нашей эры египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та. В захоронении тохаров была найдена сумка с зерном и решето, что, несомненно, свидетельствует об использовании хлеба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История слова "хлеб". »

История слова «хлеб».

Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся еще в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский баобин, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шуемры ели ячменные лепешки, а в XII веке до нашей эры египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та. В захоронении тохаров была найдена сумка с зерном и решето, что, несомненно, свидетельствует об использовании хлеба.

Под именем «хлеб» известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия. Главнейшие хлебные культуры: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овес, сорго и дурра. Кроме злаков роль хлебных растений принадлежит и некоторым другим: например, маниоку, нескольким видам пальм, хлебному дереву, арророуту и прочим.

Считается, что хлеб из дрожжевого тесте впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное в раннединастический период в Египте, состояло в том, что была найдена и выращена пшеницы, которую можно было молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковины (белка), стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба.

Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до нашей эры, но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до нашей эры несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.

Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Эта технология до сих пор используется при изготовлении хлебной закваски. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более легкий (то есть менее плотный) хлеб, что делали другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.

Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо – хлебные завитки, запеченные на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной (хорошо просеянной) муки является первым, после него – хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из просеянной муки».

У древних египтян, евреев, греков и римлян в большом распространении был хлеб из ячменя. И в настоящее время ячменный хлеб употребляется в южной Германии, Швейцарии и Греции, хлеб из овсяной муки (с неприятным привкусом) – в Шотландии и Швеции, из кукурузы – в Венгрии и Румынии, Северной и Южной Америках. В Индии, Южной Китае и некоторых других странах роль хлебного растения принадлежит рису.

В Индии, Южно Китае и некоторых других странах роль хлебного растения принадлежит рису. Хлеб из дурры (кислого неприятного вкуса) употребляется в Египте. В Африке и Азии лепешки из сорго служат у местного населения важным пищевым материалом. Во всех же современных культурных странах под хлебом известны пищевые продукты исключительно из пшеницы и ржи, причем в течение XIX века в Западной Европе ржаной хлеб вытеснен пшеничным, как наиболее легко усваиваемым нашим организмом. Ржаной хлеб потребляется главным образом в России (хотя в XX веке в значительной степени утратил былое преобладание) и, отчасти, в Германии.

В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15см на 10см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили им собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».

Нарезенный хлеб стал популярен в магазинах многих стран. Отто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912г Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928г, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоти, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке.

На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный (ржаной) хлеб. Однако, в XX веке среди некоторых слоев населения предпочтения стали обратными – серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

В последнее время становятся популярными домашние хлебопечки, автоматически делающие тесто и выпекающие хлеб.1



1 http://музей-хлеба.рф/istorija-hleba


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
История слова "хлеб".

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-k-istokam-slova-bioghrafiia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "184503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426061921"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока: " Хлеб - главное богатство России" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khlieb-ghlavnoie-boghatstvo-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "101627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424299"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методические разработки "Хлеб - всей жизни голова""
    ["seo_title"] => string(50) "mietodichieskiierazrabotkikhliebvsieizhiznigholova"
    ["file_id"] => string(6) "273502"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452240984"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час  «Хлеб – всей жизни голова» "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-khlieb-vsiei-zhizni-gholova"
    ["file_id"] => string(6) "144135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418659088"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Классный час: "Хочу сказать о хлебе!" "
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-khochu-skazat-o-khliebie"
    ["file_id"] => string(6) "147187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419341694"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства