kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Полезные сладости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Полезные сладости"»




МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»













Исследовательский проект

Полезные сладости









Работу выполнила:

ученица 5б класса

Кужлева Валерия

Руководитель:

Аристова М.А., учитель

русского языка и литературы















2016-2017





Содержание



Введение ------------------------------------------------------------------3

1. История возникновения фантика -------------------------------- 4

2.Русский язык на обертках конфет--------------------------------- 8

Заключение ---------------------------------------------------------------12

Приложение --------------------------------------------------------------13

Список литературы-------------------------------------------------------11

























Введение

Конфета бывает простой и с помадкой,

Немного с кислинкой и приторно-сладкой.

И каждый, кто пробовал, сам понимает:

Ненужной она никогда не бывает.


Конфеты. Маленькие, завернутые в обертки сладости. Их любят все. Съедая конфету, мы выбрасываем фантики, которые потом превращаются в мусор. Кажется, что интересного можно найти в фантике от конфет? Оказывается, он многое может рассказать, например, он может напомнить нам правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обертки, я предположила, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интереснее. В моем проекте приводятся примеры того, как на уроках русского языка можно использовать фантики. Фантики собирались от съеденных конфет. Собирать фантики мне помогали одноклассники.

  1. Название проекта: « Полезные сладости»

  2. Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, долгосрочный

  3. Цель проекта: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка.

  4. Задачи проекта:

  1. Познакомиться с историей возникновения фантика.

  2. Собрать фантики с разными наименованиями конфет.

  3. Рассмотреть названия с точки зрения разделов русского языка (фонетики, лексики,морфемики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса.).

  4. Составить из названий конфет карточки для индивидуальной работы по разным разделам русского языка.



  1. Продукт проекта : Карточки для индивидуальной работы по русскому языку






  1. История возникновения фантика.

Откуда взялось слово фантик? Слово фантик появилось из - за игры в фанты, в которой игроки давали некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обертка от конфеты была самым популярным "фантом", так и пошло.

Рассмотрим толкование данного слова в Современном толковом словаре русского языка В.В. Лопатина:

Фантик, -а, м.(разг.) Конфетная обертка, употр. детьми для игры

Какими были первые фантики?Оказывается, фантики существуют всего около полутора сотен лет. Когда говорят о великом изобретателе Томасе Эдисоне, вспоминают по крайней мере пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку. По проекту Эдисона в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости?..

В середине XIX века в Петербурге уже была открыта первая фабрика по производству конфет. Владельцем ее был знаменитый Ландрин.Сначала там производили карамель, но потом занялись и шоколадом. В то же время появился и прообраз нынешних букетов из конфет – украшения из карамели. Техника карамельного украшения считалась высшим достижением кондитерского искусства. К концу XIX века кондитеры Российской империи могли дать фору любому иностранному мастеру: цветы из карамели выходили у них ювелирно красивыми и при этом по-русски масштабными. Каждый карамельщик старался не копировать удачные работы конкурентов, а придумать что-то свое.




Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства.

В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила...

На фантиках красовались изящные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

Фантики для конфет и шоколадных плиток были очень красочными и рисовались как театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.



На дореволюционном фантике можно было найти все что угодно: не только изображения играющих детей, животных и сказочных героев, но и полную галерею портретов царей и цариц Российской империи.


Была дореволюционная серия конфет «Русские писатели» с репродукциями и отрывками из произведений.


Выпускалась так же серия конфет «Именные» под девизом «Собери имена всех друзей!»








В знаменитом Това­риществе купцов Абрикосовых, од­ном из старейших производителей сладостей в России, который теперь называется «Бабаевский», для из­готовления ори­гинальной упаковки держали целый цех рабочих в количестве аж тридцати человек, да еще и специальную группу художников! Поэтому каждая упаковочная ко­робочка, бумажная этикетка или обертка становилась настоящим шедевром. Покупа­тели долгие годы хранили пустые коробки из-под конфет и кра­сивые фантики.

После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели...

В первые годы Советской власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали названия «Чапаев», «Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».


Ассортимент шоколада в СССР был поистине огромен. Из всего многообразия можно было выбрать продукцию на любой вкус и материальный достаток, без этого лакомства не обходился ни один праздник, причем не только детский. Во времена СССР шоколадными конфетами украшали елки на Новый год. Заветную плитку шоколада в советские времена клали в любой подарок.

Главными производителями сладостей в СССР были фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская» и «Большевик», которые располагались в столице Советского Союза – Москве. Именно они задавали тон остальным фабрикам, как в качестве, так и в дизайне сладкой продукции. Какие конфеты в СССР пользовались особой популярностью? Конечно же, «Мишка косолапый», «Южная ночь», «Сливочная помадка», ирис «Кис-кис , «Белочка», «Гулливер» и множество других


В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Красота фантика зависит от художника, создавшего эскиз. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки.

2. Русский язык на обертках конфет

Собирая и рассматривая современные фантики, я пришла к выводу о том, что они не выполняют той функции, которую выполняли фантики дореволюционной России т. е. на них мы не увидим, например, портрет нашего президента или портреты современных писателей. Нет также фантиков с таблицей умножения, азбукой. Современные фантики не несут познавательной информации, не развивают ум. Зато их можно использовать в качестве заданий по русскому языку. Я собрала 74 фантика. Среди названий 49 существительных, 1 прилагательное ( прилагательные в основном входят в состав словосочетаний) 24 сочетания слов, в числе которых словосочетания и одно предложение: котик хочет молока. Глаголов и наречий нет.

Среди названий конфет оказались такие, значений которых я не знала: Эллис, Крокант, Джаззи, Стэп, Курьез, Грильяж, Джульетта. Это в основном иностранные слова. Я познакомилась с их значением и выяснила, что :

Эллис –женское имя

Крокант -оригинальная посыпка для кондитерских изделий, мелкорубленые орехи или овсяные хлопья, обжаренные с сахаром и сливочным маслом

Джаззи– название, связанное с видом музыки, джазом.

Стэп - танец американского происхождения, возникший на основе ирландского, голландского и негритянского танцевального фольклора. Особенность его в четких, разнообразных по ритму ударах ног (подошвами и каблуками).

Курьез - 1) любопытное, забавное, смешное обстоятельство или происшествие.2) Диковинка, необычная, любопытная вещь.

Грильяж - французский десерт из жареных орехов с сахаром


Джульетта- женское имя





Поскольку среди названий встретились сочетания слов, я решила составить задание по теме «Словосочетание» и добавила к нему задание по морфологии( Карточка1 )

Также в названиях есть слова в прямом и переносном значении. Они связаны с темой «Лексика». Я составила задание по этой теме. ( Карточка 2)

В названиях конфет встретились и орфограммы: безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые, разделительный мягкий знак, сочетания жи-ши, чк-чн. Карточки по орфографии связаны с этими орфограммами. ( Карточки 3,4,5)

Еще я выяснила, что большинство существительных и прилагательных образовано суффиксальным способом (Ореховая, Лимонная, Батончик, Хохотушка и другие) и лишь два названия способом сложения. (Самоцветы, Буревестник) Так появилась карточка с заданием по теме «Словообразование». ( Карточка 6) Также я составила карточку к разделу «Морфемика» ( Карточка 7)

Наверное, самым сложным разделом русского языка является фонетика. Я выяснила, что среди названий есть слова, в которых буквы е,ю,я обозначают два звука и один звук. Получилось задание по фонетике ( Карточка 8)




















Заключение


Заканчивая работу над проектом я пришла к следующим выводам:

  1. Фантики действительно не простые бумажки, они могут рассказать о том времени, в которое были созданы и, конечно же, являются своеобразными памятниками культуры и быта.

  2. Названия многих конфет имеют интересное лексическое значение, а сами фантики могут являться хорошим материалом для работы на уроке: в них можно найти различные орфограммы русского языка.

Результаты исследования:

1. Составлен список названий фантиков (79 названий конфет);

2. Составлена таблица по результатам классификации;

3.Составлены карточки по темам: «Лексика», «Синтаксис», «Морфология», «Словообразование», «Морфемика», «Фонетика»























Список литературы


  1. Разумовская М.М., Русский язык.учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа,2013.

  2. Лопатин В.В.и Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь.- М.: «Русский язык», 1998.


Ресурсы Интернета:

  1. http://pochemuha.ru/istoriya-fantika История фантика и конфет

  2. http://humus.livejournal.com/1927164.html Обертки конфет дореволюционного периода

  3. http://www.savok.org/produkty/1099-sovetskie-konfety.html Обертки советского периода

  4. http://allday.ru/index.php?newsid=407533 Обертки советского периода

  5. http://www.uniconf.ru/ru/catalog/ Обертки современного этапа развития государства

  6. http://kvartaplast.ru/st/142-fant.html Современное производство конфет



















Приложение 1


существительные

прилагательные

сочетания слов

Ласточка

Лимонная

Дядя Ваня

Щелкунчик


Южный вечер

Бурёнка


Дискотека 80х

Халва


Ешкина коровка

Алёнка


Бешеная пчёлка

Барбарис


Очумелыйшмелик

Бубенчики


Батончик Рот-Фронт

Грильяж


Молочная сказка

Взлёт


Птичье молоко

Мечта


Ореховая роща

Легенда


Птица дивная

Лимончики


Котик хочет молока

Сказка


Праздник Сластёны

Слива


Маленькое чудо

Белочка


Хохотушка Маша

Лёвушка


Лунная история

Лебёдушка


Мягкий грильяж

Каприз


Львиное сердце

Москвичка


Нежный персик

Снежинка


Детский сад

Эллис


Морские чудеса

Добрянка


Красная шапочка

Ломтишка



Тортмилка



Сливки



Марсианка



Крокант



Муза



Лакомка



Франкуша



Маска



Яшкино



Гаечка



Ромашка



Сладонеж



Картошка



Джаззи



Стэп



Глобус



Джульетта



Коровка



Вася -Василек



Курьез



Мята



Суфле-люкс



Буревестник



Дюшес



Самоцветы



Бим-Бом





Приложение 2


Карточка 1

Запишите словосочетания. Обозначьте в них главное и зависимое слово. Найдите и выпишите сочетание слов, которое не является словосочетанием. Обозначьте склонение существительных.

Южный вечер, Бешеная пчелка, Очумелый шмелик, Молочная сказка, Ореховая роща, Птица дивная, Праздник Сластены, Маленькое чудо, Лунная история, Мягкий грильяж, Котик хочет молока, Нежный персик, Детский сад.


Карточка 2

Распределите словосочетания в 2 столбика.

Прямое значение

Переносное значение




Молочная сказка, Птичье молоко, Львиное сердце, Птица дивная, Мягкий грильяж, Нежный персик, Южный вечер, Гусиные лапки.


Карточка 3

Найдите и исправьте ошибки в словах. Запишите в исправленном виде. Обозначьте орфограмму.

Щелкуньчик, Ласточька, Очюмелыйшмелик, батоньчик, Молочьная сказка, Маленькоечюдо, Морскиечюдеса, Мечьта, Лимоньчики, Москвичька, Гаечька, Снежынка, Ореховая рощя.


Карточка 4

Для чего служит в этих словах мягкий знак? Какие еще функции может выполнять мягкий знак в слове?

Грильяж, Джульфетта, Курьез, Птичье молоко, Львиное сердце


Карточка 5

Распределите слова с орфограммой в корне в два столбика: с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной. Орфограмму обозначьте.

Щелкунчик, Мечта, Легенда, Лимончики, Лебедушка, Москвичка, Снежинка, Добрянка, Марсианка, Ромашка, Коровка, Молочная сказка, Ореховая роща, Морские чудеса.



Карточка 6

Определите способ образования выделенных слов.

Аленка, Лимончики, Добрянка, Хохотушка Маша, Лунная история, Львиное сердце, Буревестник, Самоцветы.


Карточка 7

Разберите слова по составу

Взлет, Мечта, Лимончики, Сказка, Каприз, Снежинка, Добрянка, Птичье молоко, Лимонная, Львиное сердце, Птичье молоко, Детский сад.


Карточка 8

Выпишите слова, в которых буквы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука. Какие это звуки? Обозначьте их. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Щелкунчик, Буренка, Аленка, Грильяж, Взлет, Легенда, Левушка, Яшкино, Гаечка, Курьез, Мята, Южный вечер, Ешкина коровка, Птичье молоко, Морские чудеса, Лунная история.







22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект "Полезные сладости"

Автор: Аристова Марина Анатольевна

Дата: 14.05.2017

Номер свидетельства: 415238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Учебно-исследовательский проект "С кашей жить - до ста лет прожить" "
    ["seo_title"] => string(71) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-s-kashiei-zhit-do-sta-liet-prozhit"
    ["file_id"] => string(6) "193107"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427564995"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Проект "Зелёный чай" "
    ["seo_title"] => string(22) "proiekt-zielionyi-chai"
    ["file_id"] => string(6) "180939"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425280695"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Проект «Шоколад: вред или польза? » "
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-shokolad-vried-ili-pol-za"
    ["file_id"] => string(6) "212740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431918396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства