kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему" Как мы обращаемся друг к другу."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе прослеживается изменение слов-обращений,которыми мы обращаемся друг к другу на протяжении двух веков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему" Как мы обращаемся друг к другу."»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4



Направление - культурология







Исследовательская работа











Выполнила

Феоктистова Виктория,

ученица 6"А" класса





Руководитель

Кульнева Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы



Семёнов

2013г

Содержание

Введение...........................................................................................................................3 стр.

Глава 1. Теоретическая часть исследования

1.1 Что такое обращение.................................................................................................5 стр.

1.2 Использование обращений.......................................................................................6 стр.

Глава 2. Обращение в художественной литературе

2.1 Роль обращений в художественной литературе.....................................................7 стр.

Глава 3. Обращение в обыденной речи

3.1 Обращение в бытовой сфере.....................................................................................8 стр.

3.2 Обращения, принятые в XVIII, XIX веках..............................................................8 стр.

3.3 Обращения, принятые в XX веке.............................................................................9 стр.

3.4 Обращения XXI века...............................................................................................10 стр.

Глава 4. Практическая часть

4.1 Использование обращений взрослыми при общении с детьми..........................11 стр.

4.2 Какие обращения используют ученики в среде сверстников..............................12 стр.

Заключение.....................................................................................................................13 стр.

Список литературы........................................................................................................14 стр.

Приложения..............................................................................................................15-17 стр.















ВВЕДЕНИЕ

Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, а новая еще не создана. Имеющихся обращений явно недостаточно, поэтому возникает постоянное желание их разнообразить.

Последнее время я стала замечать, что мне не совсем нравится, как мои ровесники и ребята постарше - помладше обращаются друг к другу. Очень редко можно услышать, что зовут друг друга по имени, чаще всего- это" полуимена", прозвища, какие-то придуманные словечки. Порой обращения звучат даже агрессивно. А ведь для любого из нас нет ласковее звука, чем звук нашего имени.

Я поняла, что проблема дефицита обращений в нашей речи очень серьезная и злободневная, и решила, что ею должны заниматься не только специалисты по культуре речи, но и психологи. Я обратилась к ресурсам Интернета, так как мне хотелось узнать, одну ли меня интересует данная проблема, и увидела, что множество людей спрашивают совета, как обращаться к незнакомым, так как неоднократно оказывались или в трудных, или смешных, или даже скандальных ситуациях. Ведь все хоть раз слышали, как к немолодой продавщице покупатель обращался: "Девушка!" Или пожилую женщину

называли "бабушкой", на что та обижалась. А молодой человек, желая исправить ситуацию, добавлял: "Простите, женщина." И это обращение тоже звучало как-то оскорбительно. А так важно обратиться к человеку и не обидеть его. Ведь таким образом мы показываем свое отношение к нему.

Исследования, которые были проведены в ходе подготовки данной работы, показали, волнует ли данная проблема моих одноклассников, их родителей, учителей.

Актуальность исследования

Исследования показали, что современное молодое поколение недостаточно осведомлено об общепринятых обращениях прошлого , наверное, потому что школьники мало читают художественную литературу, невнимательно смотрят фильмы, плохо владеют историческими знаниями. Более глубокие знания показали люди старшего возраста. Но никто не дал однозначного ответа, какое обращение было бы нейтральным и уважительным и прижилось в обществе в настоящее время.

Данное исследование заинтересует учащихся и педагогов и, возможно, поможет найти новые вежливые формы обращения.

Цель исследования:

рассмотреть роль обращений в нашей речи, проследить, как со временем изменялись обращения, выяснить, существует ли в настоящее время универсальное обращение, которое можно употребить к любому человеку.

Объект исследования:

художественные произведения школьной программы, научная литература, мнения по данному вопросу учащихся 6"а", 8 "а", 9 "б" классов, родителей, учителей.

Предмет исследования:

обращения в русском языке и цель их употребления

Гипотеза:

Какие обращения используют современные школьники и взрослые, устраивают ли они? Можно ли найти нейтральное обращение, единое для всех ? Среди ответов на эти вопросы, возможно, найдется та вежливая форма, которая поможет восполнить дефицит обращений в русском языке.

Задачи:

  • изучить обращения в произведениях художественной литературы;

  • проследить, как изменялись обращения на протяжении XIX -XX веков;

  • обнаружить, существует ли в настоящее время нейтральная форма обращения;

  • провести анкетирование среди школьников, учителей, родителей;

  • проанализировать полученный материал.

Методы исследования:

изучение художественной, научно-популярной литературы, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ, статистические исследования

Материал исследования:

произведения школьной программы по литературе 6 класса, данные анкетирования учащихся 6"а", 8 "а", 9 "б" классов, родителей, учителей.



Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое обращение.

В учебнике русского языка 5 класса сказано, что обращением называется слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. Оно не является членом предложения и характеризуется звательной интонацией. В роли обращения чаще всего употребляется одушевленное имя существительное. Языковед В.Е. Гольдин пишет: " Обращение к собеседнику - это самое употребительная языковая единица, связанная с этикетными знаками". В самом деле, обращаясь к человеку, мы как-то его называем, обозначая в избранном обращении или пол, или социальный статус, или наше отношение к нему, как ролевое, так и личностное.

Установление речевого контакта с помощью обращения - это важная общественная функция, поэтому употребление обращений становится предметом забот и обсуждений людей. Недаром время от времени возникают споры о том, как нам обращаться друг к другу. Мнения ученых: "В человеческом обществе придают большое значение установлению контакта. Все виды приветствий, обращений, титулований предназначены для установления контакта".

Обращения возникают на базе слов - названий, личных имен, обращений - профессий, наименований родства. Основная функция обращения - привлечение внимания, призыва собеседника - дала ему определенную оформленность, специфическую звательную форму, существующую и сейчас в ряде славянских языков и бывшую в древнерусском. Например, болгарский язык сохранил звательную форму, но утратил все падежные окончания существительных. А русский язык, напротив, сохранил шесть падежных форм, но утратил звательную. Это одно из косвенных доказательств, что звательная форма не падеж. Однако, само явление звательности очень значительно и стремится к оформленности. Так в разговорном стиле наблюдается усечение суффикса или окончания в обращении из собственного или наименовании родства: Мам! Пап! Нянь! Тань! Но подобные формы обращения ограничены в употреблении. Только устная речь допускает их.

1.2 Использование обращений

В нашей речи обращения используют для нескольких целей.

Во-первых, они выделяют адресата речи, ведь речи, никому не адресованной, не бывает. Указывать адресата речи просто необходимо.

Во-вторых, обращения имеют этикетное значение. Они заставляют общаться в определенном тоне, соблюдая правильные отношения: отношения людей близких и чужих, равных и неравных. Именно обращение указывает на дружеское, фамильярное, почтительное отношение людей.

Обращения типа "брат" (когда человек таковым не является) нужны для того, чтобы регулировать отношения с теми, к кому мы обращаемся. В науке такие обращения имеют специальное название - регулятив( еще примеры: браток, голубчик).

У обращений типа "водитель", "няня" и подобных задача иная - обозначить адресата речи. Поэтому такие обращения называют индексами( еще примеры: мальчик, девочка, дежурный, строитель, коллеги и др.). Любое название, примененное для обозначения адресата, - индекс.

Но если бы обращение было нужно только для того, чтобы было ясно, кому мы говорим или пишем, достаточно было бы одного - двух обращений - слов. Мы же должны выражать своё отношение к адресату, напоминать ему об этом отношении в наиболее важные моменты речи, подчеркивать то одну, то другую сторону этих отношений. Например, в письме, если оно не деловое или официальное, может встретиться несколько обращений, называющих одного и того же адресата. И чем эмоциональнее письмо, чем разнообразнее его содержание, тем чаще встречаются в нем обращения.







Глава 2. Обращение в художественной литературе.

2.1 Роль обращений в художественной литературе.

Художественная литература дает возможность проследить, какую роль играют обращения. Для исследования были взяты обращения из произведений первой части учебника литературы 6 класса под редакцией В. Полухиной( таблица 1).

Исследования показали, что обращения, встречающиеся в работах писателей XIX века, сейчас почти не употребляются. А роль обращений в художественном тексте велика. Эти слова помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития; используются с целью создания комического эффекта, вводят в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, отношения друг к другу и чувства людей.





















Глава 3. Обращение в обыденной речи

3.1 Обращение в бытовой сфере

Казалось бы, очень просто назвать того, с кем хочется поговорить (например, позвать: "Мальчик!", "Эй, впереди!", "Водитель, остановитесь возле магазина."). Но, оказывается, не всегда удается безобидно выполнить это действие. К примеру, юноша, считающий себя взрослым, может обидеться на обращение "мальчик". И женщина обидится на безликое "бабушка" или "гражданка". В обычной речи мы пользуемся разными обращениями и далеко не все они нас удовлетворяют. Может быть, поэтому междометие "эй" служит способом привлечения внимания, становится своего рода обращением. Но такое обращение довольно грубое и чаще звучит среди подростков в форме "эй, ты!". Общаться же с человеком, так обратившимся на улице, не захочется.

3.2 Обращения, принятые в XVIII, XIX веках

На протяжении нескольких веков существовали такие обращения как князь, граф, сударь, барин, любезный, голубчик и др. Эти слова передавали отношения и личностные, и социальные. Какие - то обращения допускались только при общении внутри коллектива равных ( например, "господа" выражало равенство в одной среде), часть - для общения людей, принадлежащих к разным общественным слоям (барин - слуга).

До революции 1917 года употребление общепринятых обращений было строго регламентировано, соответствовало социальному статусу людей. Так, благородие указывало на дворянское происхождение. А вот высокоблагородие было титулом штаб-офицера, полковника, майора и всех приравненных к нему чинов. Высокопревосходительство - титул так называемых полных генералов и действительных тайных советников, особ I и II классов. Превосходительство - титул или генерала, или гражданских сановников IV и III классов. Высокородием титуловали статских советников, чиновников V класса. Сиятельство или светлость - это титул князей и графов, а также их жен и детей. К царям и царским особам обращались со словом величество, высочество. К особам церковного звания - преподобие, высокопреподобие, священство, преосвященство, святейшество (в соответствии со степенью). Многие из последних сохранились в современном церковном обиходе.

В быту ваша милость было общим вежливым обращением простолюдина к кому - либо по принципу "снизу - вверх". Барин - всякий господин для тех, кто ему служит (женская форма - барыня, барышня). Девушкой называли служанку, горничную. Приближенную к госпоже дворовую девушку иногда называли барская барышня. Такие слова, как мадам, сударыня, были почтительным обращением к замужним и пожилым женщинам высшего сословия. Родственными являются слова сударь, государь, господин. Выражение милостивый государь было самым вежливым обращением к кому - либо.

3.3 Обращения, принятые в XX веке.

Мои современники мало знают об общепринятых обращениях XIX, XX веков, наверное, потому, что плохо знают историю. А вот люди постарше показывают глубокие знания в этом вопросе.

Трудно представить, что мы когда-нибудь будем называть друг друга милостивыми сударями и сударынями, но видно, что входят в обиходную речь слова "господин" и "госпожа". Правда, эти слова - обращения тоже не всех устраивают. Ко второму десятилетию XX века исчезают такие обращения как "барин", "государь", "превосходительство" и т.п. Им на смену приходят "гражданин" и "товарищ". Исконно русское звучание слова "горожанин" явилось заимствованием из церковной лексики и стало звучать "гражданин". Оно получило новое значение и быстро приобрело популярность еще в XIX веке. Его можно найти в стихах выдающихся поэтов, например, Н. А. Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан!".

Основным же обращением XX века стало слово "товарищ", которое на сегодняшний день является уже практически вышедшим из активного употребления. У этого слова много значений, и все можно применить при обращении к окружающим. Нередко его можно встретить в художественных произведениях. Например, в одном из значений оно присутствует в стихотворении А.С. Пушкина " К Чаадаеву": "Товарищ! Верь: взойдет она, звезда пленительного счастья."

Сейчас такое обращение, на мой взгляд, кажется безликим. Оно делает человека бесполым. А вот результат интернет - опроса (приложение 2) показал, что именно такое обращение было самым популярным и выражало уважение и равенство.

У другого популярного обращения "гражданин" есть пара - "гражданка". Один из первых декретов советской власти гласил: "Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и т.д.), титулы (княжеский, графский и пр.) и наименования чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются и устанавливается общее для всего населения России наименование гражданина Российский республики."

Эти два обращения существовали долгие годы в нашей стране и показывали равенство полов и сословий. И в настоящее время нередко люди старшего поколения используют их в своей речи .

3.4 Обращения XXI века.

В последние два десятилетия обращения "товарищ" и " гражданин" функционируют редко. Вероятно, потому что изменилась обстановка в стране. Никто не хочет быть безликим, никем. Стали возвращаться забытые "господин", "госпожа". Но и это обращение не всегда уместно. Слово "господин", как правило, сочетается с фамилией, т.е. применительно к знакомому человеку. А к незнакомому, например, в транспорте обращение: "Господин, вы не можете подвинуться?" звучит неуместно, даже с некоторой долей насмешки.

Несколько лет назад писатель В. Солоухин предложил ввести в употребление забытые обращения "сударь", "сударыня". Они были широко распространены в XVIII, XIX веках. И слова очень теплые, русские. Но пока это обращение не прижилось. Предложение писателя обсуждалось на страницах печати. Было высказано много мнений "за" и "против". До сих пор лингвисты рассуждают, почему это обращение не совсем принимает общество. А ведь не всякая женщина ощущает себя сударыней. Чаще всего это слово ассоциируется с женщиной определенного облика, может быть, "тургеневской", воспитанной, родовитой. А выражение: "Сударыня, что расселась, убери сумки" звучит неуважительно, взаимодействие с незнакомым человеком вряд ли удастся найти.

По результатам опроса учащихся нашей школы и родителей, 84% не приняли бы это обращение, так как считают его устаревшим или шутливым, 11% оно понравилось, 5% затруднились ответить (приложение 3).

Глава 4. Практическая часть

4.1 Использование обращений взрослыми при общении с детьми.

Мне было очень интересно проследить, как мои ровесники, родители, учителя общаются между собой, какие обращения используют.

По исследованиям Интернета, 34% предпочитают обращение "товарищ", 32% - "гражданин", 19% -"мужчина", "женщина", 10% - "сударь", "сударыня", 3% - "барышня", 2% - "господин", "госпожа" (приложение 2).

По моим наблюдениям, взрослые стараются обращаться, не называя незнакомых людей: "Передайте на билет", "Пропустите, пожалуйста", "Не подскажете, как пройти к вокзалу" и т.п. Часто используются обращения "мужчина", "женщина", "девушка". Последнее не имеет возрастных границ, оно звучит как комплимент. Но звучит нелепо по отношению к взрослой женщине (50 лет и старше). Часто подобное обращение можно услышать в учреждениях сферы обслуживания (магазинах, банках, на почте и т.д.). Порою слово "дама" некоторые женщины принимают как оскорбление. Проведенное исследование показало, что взрослые, с которыми мы общаемся ежедневно, тоже обращаются к нам по-разному (приложение 4).

Разговаривая с маленькими детьми и в минуты душевного расположения, взрослые употребляют в роли обращений наименования разных зверушек, птичек, рыбок (зайчик, голубок, галчонок, солнышко и др.). Практически все существительные имеют уменьшительно - ласкательные суффиксы (русалочка, ангелочек, медвежонок). В минуты гнева взрослых в обращениях эти суффиксы исчезают.

Учителя чаще всего используют в обращении нейтральные "дети", "ребята" (приложение 4). По мнению школьников, некоторые из обращений, свойственных определенным учителям СОШ №4, легко узнаваемы, например: "дорогие мои", "хорошие мои" принадлежит Н.Н. Козловой, "бойцы" - А.В. Бурдейному, " орлята" - Е.М. Кульневой.

Многообразие форм обращений учителей к учащимся выявляет широкий спектр оценки (осуждение, одобрение) адресата.

4.2 Какие обращения используют ученики в среде сверстников?

Был проведен опрос среди учащихся 6 "а", 8 "а", 9 "б" классов с целью выявления, какие обращения они используют по отношению к своим друзьям и какие обращения хотят слышать по отношению к себе. Анкетирование показало, что 40% используют нейтральную форму имени, 25% - недоброжелательную форму имени, 20% называют по прозвищу, кличке, 10% применяют уменьшительно - ласкательную форму имени, 5% - оскорбительную форму (приложение 5).

Меньше половины опрошенных обращаются друг к другу нейтральной формой имени, остальные же ребята при обращении, может быть, неосознанно обижают собеседника. Это говорит о невысокой культуре общения. Нужно стремиться с детства уважать друг друга, начать можно с самого элементарного - вежливо обратиться с просьбой к незнакомому человеку.

Может быть, подобное поведение моих ровесников можно объяснить тем, что в обществе отсутствуют общепринятые формы обращения. Одни устарели, другие еще не появились. Взрослые задумываются над решением данной проблемы. Но и родители, и учителя своим примером должны воспитывать в нас культуру общения друг с другом.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование данной темы показало, что в нашей стране ни одно из обращений не может считаться универсальным. В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков. Например, в Польше - пан, пани, в Англии - мистер, миссис, в Германии - герр, фрау, в Испании - сеньор, сеньора. В России в настоящее время нет таких обращений.

Исследование показало, что в русском языке обращения существовали всегда, но постоянно претерпевали изменения. Чаще всего из-за исторических предпосылок.

Наше общество уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения и реклама, что в школах, лицеях, гимназиях открываются факультативы с названиями "Культура общения", "Этикет", "Деловой этикет". Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной ситуации, быть культурным.

Ведь широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.

Одно из самых больших достояний человека и самых больших удовольствий - возможность общаться с себе подобными.

Главное, на мой взгляд, найти те самые нужные слова, которые помогут найти общий язык с собеседником. Найти те формулы вежливости, которые навсегда закрепятся в великом русском языке. Давайте искать их вместе.







Список литературы

1. Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы.- Саратов, 1987 г. - с. 125

2. Учебник литературы в 2-х частях под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс - М.: Просвещение, 2010 г. - 1 часть

3.Формановская Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!". Речевой этикет в нашем обществе. - М., 1982 г.- с. 95

Интернет - источники:

1. Кулыгин, К. Правила обращения. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.manners.ru/address.html, свободный.

2. http://www.linux.org.ru/forum/talks/4211883



























Приложения.

Приложение 1

Обращения, используемые в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы в 6 классе

Примеры

Автор

Произведение

Государь мой премилостивый,

Братец,

Батюшка,

Папенька,

Сестрица,

Голубушка


Государь ты мой батюшка,

Батюшка,

Православные,

Мужественный старик,

Подлецы,

Ребята


Голубчик мой,

Друг,

Дружок


Сестрица,

Дружище,

Голубушка,

Наглец,

Кум милый,

Неблагодарная


Красавица,

Мой первый друг,

Мой друг бесценный,

Друг прелестный

А.С. Пушкин







Н.С. Лесков







А.П. Чехов




И.А. Крылов







А.С. Пушкин

"Дубровский"







"Левша"







"Толстый и тонкий"




Басни







Стихи



Приложение 2

Результаты опроса, проведенного журналистами в 2009 году

Приложение 3

Результаты опроса учащихся, родителей.

Хотели ли бы вы, чтобы к вам обращались сударь, сударыня?

Приложение 4

Результаты опроса родителей и учителей

об использовании форм обращения к детям

Родители

Учителя

Моя миленькая,

Русалочка,

Мой сладкий,

Заюша,

Котенок,

Мой хороший,

Радость моя,

Доченька/сыночка,

Красота моя и др.

Здравствуйте!(без обращения)

Здравствуйте, ребята,

Здравствуйте, мои дорогие,

Петров к доске(по фамилии)

Мои орлята,

Мои хорошие,

Бойцы,

Светлые головушки,

Голубчики мои,

Дети

Приложение 5

Результаты опроса учащихся 6 "а", 8"а", 9"б"

МБОУ СОШ №4

Какие обращения используете при общении?

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательская работа на тему" Как мы обращаемся друг к другу."

Автор: Кульнева Елена Михайловна

Дата: 12.03.2018

Номер свидетельства: 461567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Исследовательская работа «Тайна русского имени» "
    ["seo_title"] => string(50) "issliedovatiel-skaia-rabota-taina-russkogho-imieni"
    ["file_id"] => string(6) "134449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416749880"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Исследовательская работа "Я и мой друг черепаха" "
    ["seo_title"] => string(55) "issliedovatiel-skaia-rabota-ia-i-moi-drugh-chieriepakha"
    ["file_id"] => string(6) "244204"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445883943"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек""
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-skazka-lozh-da-v-niei-namiek"
    ["file_id"] => string(6) "258823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448565645"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский". "
    ["seo_title"] => string(111) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-istorizmy-i-arkhaizmy-v-romanie-a-s-pushkina-dubrovskii"
    ["file_id"] => string(6) "224226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438605447"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Исследовательская работа "О чём могут рассказать денежные купюры?" "
    ["seo_title"] => string(73) "issliedovatiel-skaia-rabota-o-chiom-moghut-rasskazat-dieniezhnyie-kupiury"
    ["file_id"] => string(6) "159071"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421848927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства