kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "О чём могут рассказать денежные купюры?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "О чём могут рассказать денежные купюры?"

 

С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Беря в руки денежные купюры, я обращал внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения, а вот надписи нанесены одним способом, имеется изображение герба страны. От своих родителей я узнал, что деньги были не всегда такими. Они изменили размер, цвет, рисунки. Все это связано с изменениями в истории страны. А если сравнить денежные купюры разных времен, можно ли узнать об этих изменениях?

Гипотеза: предположим, что денежные знаки являются своеобразным источником при изучении истории страны.

Цель исследования: проверить, поможет ли изучение денежных купюр расширить мои знания по истории страны.

Задачи:

Изучить денежные купюры последних десятилетий.

Сравнить мои выводы с историческими сведениями.

Провести исследование знаний моих одноклассников по теме данной работы.

Объект исследования: денежные купюры

Предмет исследования: изменение денежных купюр последних десятилетий

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

поиск денежных купюр

изучение денежных купюр

составление сравнительной таблицы

изучение литературных источников

анкетирование учащихся

Систематизировать денежные знаки по периодам.

Был составлен план исследования:

Выяснить у взрослых, менялись ли деньги в последнее время.

Найти денежные купюры разных годов выпуска.

Сравнить денежные купюры последних десятилетий.

Обобщить свои выводы.

Если будут выявлены проблемы, то:

Изучить литературные источники.

Найти информацию в сети Интернет.

Спросить у других людей.

Обобщить полученные сведения.

Сделать выводы.

По ходу работы план был дополнен следующими пунктами:

Составить анкету для одноклассников.

Провести анкетирование одноклассников по теме исследования.

Обобщить полученные результаты анкетирования.

Обобщить результаты всей работы.

Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.

Определить, можно ли продолжить исследование в данном направлении.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение»


Приложение 1

Купюры образца 1961 года








Приложение 2

Купюры образца 1993 года














Приложение 3


Купюры образца 1997 года











Приложение 4












Просмотр содержимого документа
«иследовательская работа О чём могут рассказать денежные купюры»












ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


О чём могут рассказать денежные купюры?








Автор: обучающийся 4 класса

МКОУ «Начальная школа – детский

сад № 16 г. Алзамай»

Руководитель: Викулова О.А.









2012г.






Содержание


Введение


Глава I.О монетах и банкнотах.

1.1.Что такое монета?

1.2.Что такое банкнота?

1.3.История монеты.

1.4. Мифические места


Глава II. Результаты исследования

2.1. Результаты изучения денежных купюр.

2.2.Результаты поиска информации

2.3.Результаты анкетирования обучающихся


Заключение


Литература


Приложение


























Введение


С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Беря в руки денежные купюры, я обращал внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения, а вот надписи нанесены одним способом, имеется изображение герба страны. От своих родителей я узнал, что деньги были не всегда такими. Они изменили размер, цвет, рисунки. Все это связано с изменениями в истории страны. А если сравнить денежные купюры разных времен, можно ли узнать об этих изменениях?


Гипотеза: предположим, что денежные знаки являются своеобразным источником при изучении истории страны.


Цель исследования: проверить, поможет ли изучение денежных купюр расширить мои знания по истории страны.


Задачи:

Изучить денежные купюры последних десятилетий.

Сравнить мои выводы с историческими сведениями.

Провести исследование знаний моих одноклассников по теме данной работы.


Объект исследования: денежные купюры


Предмет исследования: изменение денежных купюр последних десятилетий


Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

поиск денежных купюр

изучение денежных купюр

составление сравнительной таблицы

изучение литературных источников

анкетирование учащихся

Систематизировать денежные знаки по периодам.


Был составлен план исследования:

Выяснить у взрослых, менялись ли деньги в последнее время.

Найти денежные купюры разных годов выпуска.


Сравнить денежные купюры последних десятилетий.

Обобщить свои выводы.



Если будут выявлены проблемы, то:

Изучить литературные источники.

Найти информацию в сети Интернет.

Спросить у других людей.

Обобщить полученные сведения.

Сделать выводы.


По ходу работы план был дополнен следующими пунктами:

Составить анкету для одноклассников.

Провести анкетирование одноклассников по теме исследования.

Обобщить полученные результаты анкетирования.

Обобщить результаты всей работы.

Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.

Определить, можно ли продолжить исследование в данном направлении.


































Глава I . О монетах и банкнотах.


Что такое монета?

Согласно классическому определению монета – это товар, обладающий определённой ценностью, подтверждённой и гарантированной властями, которые определяют вес, размеры и состав металла, используемый для его изготовления.


Что такое банкнота?

В отличие от монеты главная характеристика банкноты состоит в том, что она сама по себе не обладает ценностью: её стоимость никак не связана с использованием для её производства металлов. Банкноты появились как своеобразные чековые депозиты золотых или серебряных монет.


История монеты.

Несмотря на многочисленные исследования и гипотезы по поводу того, кто «изобрёл» монету, определённого ответа на этот вопрос ещё не найдено. Установить, кто первым придумал систему обмена, распространённую и принятую практически всеми древними племенами, очень сложно. Однако поиски ответа на этот вопрос не прекращаются.


Мифические места.

Есть мнение, что первые золотые монеты возникли при Крезе, короле Лидии, в VI веке до н.э.: богатство креза было легендарным настолько, что того, кто обладает большими финансовыми средствами, даже сегодня называют Крезом. А легенда, как это часто бывает, обязательно содержит зерно истины. Лидия, которая находилась на территории современной Турции, была богата золотыми месторождениями и при этом имела очень мало сельскохозяйственных земель. Поэтому её жители занимались торговлей, сначала в форме обмена, а затем с использованием денег. Так и появились первые монеты.




А другое мнение, что рождение монет произошло на берегах Малой Азии, где обосновались первые греческие колонии, активно осуществлявшие торговлю. Современные сведения основаны на находках монет из сплава золота с серебром в Эфесе, на побережье Малой Азии: они считаются первыми монетами, которые использовались на востоке с VII века до н.э. оттуда монеты распространились в Грецию.



Распространение монет в Малой Азии.

В начале VII века до н.э. в качестве единицы расчёта




Выводы: Деньгами человек пользуется уже очень давно. На протяжении этого времени они видоизменялись и дошли до нашего времени. Мы не представляем жизнь сегодняшних людей без использования денег.






















Глава II. Результаты исследования


Результаты изучения денежных купюр


Мною были собраны и изучены бумажные денежные знаки образца 1961 г.(приложение1), 1993 г.(приложение2) и 1997г. (приложение 3)


В результате исследования бумажных купюр была составлена сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

Параметры

1961 г.

1993 г.

1997 г.

Название страны

СССР

Россия

Россия

Государственная символика

Герб Советского Союза

Трехцветный флаг

Герб России

Изображения

денежный знак 3-рублевого достоинства – Большой Кремлевский дворец


5-рублевого – изображение Спасской башни Московского Кремля


на банкнотах достоинством в 10; 25; 50 и 100 рублей – портрет В.И. Ленина

трехцветный российский флаг над домом Советов;


аббревиатура НБР – Национальный Банк России

Памятники городов России:

денежный знак 10-рублевого достоинства – Красноярска


50-рублевого достоинства – Санкт- Петербурга


100-рублевого достоинства – Москвы


500-рублевого достоинства – Архангельска


1000-рублевого достоинства – Ярославля

Язык, на котором выполнены надписи

Номинал денежной купюры на 15 языках

На русском языке

На русском языке




Проделанная работа помогла узнать, что раньше наша страна называлась СССР (Союз Советских Социалистических Республик). Герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев, переплетенных 15 ленточками. На верху герба имеется пятиконечная звезда. Первым руководителем страны был В.И. Ленин.


С начала 90-х годов наша страна стала называться Россией. Символами государства являются трехцветный флаг и герб, на котором изображен двуглавый орел.


В то же время у меня появились вопросы:

Почему на купюрах 1961 года обозначение номинала выполнено на 15 языках.

Почему к 1993 году наша страна стала называться Россией, не СССР?

Почему на банкнотах образца 1993 года нет изображения герба?

Почему на купюрах образца 1997 года появились изображения различных городов?



Результаты поиска информации


Я обратился к литературным источникам, к взрослым. В результате поиска мне удалось установить:

В 1961 году в состав СССР входило 15 союзных республик: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Молдавия, РСФСР, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Эстония. Денежные знаки были едиными для всего государства, поэтому обозначение номинала денежной купюры было выполнено на 15 языках, а на гербе 15 ленточек.

В 1990 году был учрежден пост президента СССР. Первым и единственным президентом стал М.С. Горбачев. Свои президенты были избраны и в республиках. Республики стремились к самостоятельности и постепенно, одна за другой, заявили о своем выходе из состава Советского Союза. В декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. Все республики стали независимыми государствами. В составе Советского Союза наша республики называлась РСФСР (Российская Советская Социалистическая Республика), с начала 90-х годов она стала называться Россией или Российской Федерацией.

В связи с распадом Советского Союза, прежний герб, как символ единства 15 республик, утратил свою значимость. Новый герб еще не был учрежден. Поэтому на купюрах образца 1993 года нет изображения герба.

Денежная купюра является изделием художественного ремесла, отражает культуру народа, страны, поэтому на купюрах стали изображать памятники и памятные места различных городов.


Билеты банка России выпуска 1997 г., в ходу и сейчас. В 2006 г. в обращение была выпущена купюра номиналом 5000 рублей. Возможно, что Госбанк России может выпустить купюры и другого номинала. Что можно изобразить на этих купюрах?



Странные денежные приметы

Счастливая монета:

русские-неразменный пятак

американцы- первый заработанный доллар

немцы-держат в кармане или в кошельке согнутую или просверленную монету.

У китайцев денежный амулет - три юаня, соединенных через дырочки красной шелковой ленточкой. Как талисман, так и сами деньги полагается время от времени ласково поглаживать и беречь.

Считается, что в день зарплаты нельзя тратить не единого рубля. Вся сумма должна переночевать дома. Также нельзя вечером давать деньги в долг.



Результаты анкетирования обучающихся


С целью изучения приоритетов обучающихся нашей школы было проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 26 обучающихся 3 и 4 классов. Им было предложено ответить на вопросы:

Что бы вы предложили изобразить на денежной купюре?

Почему именно это изображение?


Результаты анкетирования учащихся


На первый вопрос учащиеся ответили, что они хотели бы изобразить на купюре:

Города России - 5 чел (19%)

Президента России – 3чел. (11 %)

Знаменитых людей страны – 7 чел. (27%)

Животных – 3 чел. (11%)

Цветы – 2чел. (8%)

Озеро Байкал – 2 чел. ( 8%)

Эйфелеву башню – 1чел. (4%)

Предложили свою кандидатуру- 3чел. (11%)

На второй вопрос пояснили:

Продолжить изображение исторических памятников различных городов, чтобы все люди о них узнали.

Думают, что президент сделает жизнь в стране лучше.

Чтобы люди не забывали знаменитых людей своей страны.

Изображение животных могут напомнить людям, что они нуждаются в их защите.

Такого озера, как Байкал, нет ни в одной стране.

А те, кто предложили свои кандидатуры очень хотят прославиться.


Вывод: Данные анкет позволяют сделать вывод, что многим обучающимся нашей школы интересна данная тема. Они любят свою Родину, гордятся своим президентом, своими предками, хотят, чтобы страна стала еще лучше.






































Заключение


Подводя итог работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза нашла свое подтверждение:

-денежные знаки являются источником при изучении истории страны;

-по денежным знакам можно проследить изменение государственных символов;

- монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства.


Данная работа помогла мне узнать, что изучением бумажных денег занимается бонистика, а изучением монет – нумизматика. Бонистика выделилась из нумизматики в XX веке. Термин “бона”, от которого происходит слово “бонистика”, возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Бонистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в конкретную историческую эпоху.


Я так же создал свои альбомы. (приложение 4)

В альбоме «Монеты и банкноты» у меня собрана информация о монетах, о валюте, о банкнотах, информация об истории монеты, история банкноты, советы по коллекционированию монет и банкнот

Моя коллекция на сегодняшний день насчитывает:

97 – монет 36 - банкнот


Исследования по данной теме можно продолжить по некоторым направлениям:

можно ли по денежным знакам проследить экономическое или политическое развитие страны;

изображение животного мира на банкнотах разных стран;

геральдика и бонистика;

нумизматика

и др.











Список литературы


1.Я познаю мир. История. Москва, АСТ, 1997г.

2.История. Энциклопедия для детей. Москва, “ОЛМА – ПРЕСС”, 2003г.

3.www.bonistika.net

4.www.bonistikaweb.ru

5.«Монеты и банкноты» журнал 1,2,3,4,5,6 выпуски

18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа "О чём могут рассказать денежные купюры?"

Автор: Викулова Ольга Александровна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства