kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование живописи на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана специфика работы над картиной, иллюстрациях на уроках русского языка (написание сочинеий0 и литературы(работа над произведением).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование живописи на уроках русского языка и литературы»


Использование живописи на уроках русского языка и литературы.


В действующей школьной программе по русскому языку и литературе большое внимание уделяется системе формирования умений и навыков связной речи учащихся, обучению их различным видам высказывания. Важное место в системе работы по развитию речи занимают сочинения по произведениям живописи , которые «вписываясь» в общую систему работы по развитию речи учащихся, служат формированию указанных в программе коммуникативных и метапредметных умений: умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, умения писать сочинения определенной композиционной формы. Перед учителем стоят задачи:

1. Раскрыть значение работы над картиной для развития мышления, речи, наблюдательности, внимания, художественного вкуса учащихся.

2. Повышение эстетической воспитанности учащихся.

Изучение литературы на уровне ее диалога с другими искусствами, как убеждает практика,- естественный и плодотворный подход, отражающий суть изучаемого предмета, объективную картину истории развития словесного творчества и, наконец, законы восприятия произведения искусства.

Исходя из своего опыта работы, могу отметить, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли, они вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника. Использование репродукций картин делают урок более эмоциональным, заинтересовывает учащихся, повышает их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Я согласна с высказыванием П. В. Булыгина, что «чем интереснее и живее проходят занятия, тем быстрее развиваются и тверже закрепляются навыки речи, ибо те знания прочнее, в усвоении которых участвовали эмоции».

Работа по картине помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.

Работа по картине включает в себя умение писать сочинения разных жанров, определенной композиционной формы, знакомит с особенностями произведений изобразительного искусства, в которых отражается отношение художника к изображаемому.

Картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы.

Работа над картиной позволяет учителю на языковых особенностях и обогащении лексики учащихся. Учитывая, что описание картины легче, чем составление рассказа по ней, учим детей составлению рассказа на основе изображенного, т.к. этот вид работы требует более развитого творческого воображения.

В работе над картиной использовала такие приёмы, как *рассказ о художнике и истории создания картины, * беседу по картине, *проведение словарно-стилистической работы на тему картины, *составление плана высказывания, * составление устного высказывания (сочинения).

Успех работы по произведениям живописи на уроках литературы во многом зависит от их отбора с учетом изучаемой темы Так пейзажная  живопись  легко  сопоставляется  с   пейзажной    лирикой  или описаниями  пейзажа в эпических  произведениях (например,  полотна   А. Куинджи, И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова и др.). Живописный портрет можно соотнести с описанием портрета героя литературного произведения (например, портрет Е. Пугачева работы неизвестного художника и образ Пугачева в «Капитанской дочке А. С. Пушкина). Натюрморт может привлечь внимание читателя к словесным описаниям вещей (например, натюрморт Н.Н. Смирнова «Пушкинские страницы»). Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении (например, С. Ю. Жуковский «Поэзия старого дворянского гнезда» и романы И. Тургенева). Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных с их описанием в художественном произведении. Использование картин исторического жанра позволяет преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе (Суриков И.В. «Утро стрелецкой казни»). Наиболее широко соприкасается с составными элементами анализа художественного произведения – бытовой жанр или жанровая живопись. Анализ картины бытового жанра можно соединить с такими элементами анализа литературного произведения как «тема», «идеал», «сюжет», «герой», «описание», «композиция» и т. д. (например, «Вишневый сад» А.П. Чехова и картина И.Н. Крамского «Осмотр старого дома» - в чем тематическая близость, сюжетное сходство?).

Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. нашла широкое отражение и в литературе и в изобразительном искусстве. Воинскому подвигу посвящены тысячи ярких и впечатляющих произведений живописи, которые были созданы как во время войны, так и в последующие десятилетия. Среди них картины А. А Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», Ю. М. Непринцева «Отдых после боя», М. Савицкого «Мать партизана», Б. В. Щербакова «Зло мира. Век ХХ», Н. Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» и другие. Использование  репродукций картин при изучении произведений о Великой Отечественной войне делает уроки более эмоциональными, помогает лучше понять  трагизм военных лет, расширяет представления школьников об исторической эпохе.

Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно этой своей особенностью иллюстрация представляет большую ценность при изучении литературы.

Художник-иллюстратор призван помочь читателю. Образы писателя, переведенные в зримые образы рисунка, подчеркивают, какие стороны композиции и сюжета произведения, оттеняют особенности его стиля, обращают внимание читателя на облик действующих лиц.

Повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи» дает очень скудный материал для иллюстратора, в ней почти нет внешних событий, сюжетная канва однообразна, фантастический мир мечтателя с трудом поддается изображению.

Иллюстратор Мстислав Валерианович Добужинский находит интересное графическое решение в иллюстрациях к повести Достоевского. Художник рисует петербургские пейзажи. Эти пейзажи как будто наполнены ночным воздухом, тишиной и прозрачностью белых ночей.

Почему иллюстрации выполнены в черно – белом цвете?

Добужинский оказался самым внимательным читателем книги Достоевского. Он открыл, что уже в названии повести содержится два цветовых начала – белое и черное, поэтому и рисунки он в выполнил именно в этой цветовой гамме. Задание: найти в тексте слова, которые можно использовать в качестве подписи к иллюстрациям.

Иллюстрация к «Ночи первой», изображающая Настеньку на берегу канала, воскрешает восторженное описание первой белой ночи: «Была чудная белая ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо такое звездное, такое светлое небо». Его волшебный свет падает на стены домов, отражается в воде и контрастно выделяет фигуру девушки.

На иллюстрации к «Ночи второй» изображен герой повести, возвращающийся вечерней зарей после долгих блужданий по Петербургу. Он «разве только мельком, почти невольно, может уделить время на все окружающее…». Согнувшись, одинокий прохожий прижимает к груди шляпу, как будто несет в руках какое-то сокровище, которое боится уронить. Погруженный в свой мир, он словно бы бережет мелькнувшую мечту и надежду на счастье. Его согбенной фигуре вторит одинокий фонарь с изогнутой дугой для лампы. Но ее отсутствие на кронштейне привносит в рисунок элемент надлома и мотив безнадежности.

Интересны иллюстрации Саввы Бродского к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Создавая образы Ромео и Джульетты, Бродский обращается к итальянским портретам раннего Возрождения. Облик Джульетты навеян картиной А. Пизанелло «Портрет Джинервы де Эсте». Внешность принцессы горделивого рода де Эсте, ее прическа и одежда находят творческое переосмысление в портрете шекспировской героини. А облик Ромео подсказан полотном С. Боттичелли «Портрет юноши». Лица героев на этих портретах обращены друг к другу, что подтверждает симметричность трагедии Шекспира (две семьи,  двое возлюбленных, два наперсника, две страсти, две смерти в финале). Задание: ответить на вопрос «Почему художник, создавая иллюстрации к драматическому произведению, обратился к жанру портрета? Почему лица героев на этих портретах обращены друг к другу?»

        Представленный в данной работе материал наглядно демонстрирует реализацию межпредметных связей уроков литературы и изобразительного искусства. Способствует желанию учащихся самим подбирать произведения живописи к изучаемым литературным произведениям.  Работа над произведением живописи активизирует речевую деятельность учащихся, способствует эффективности работы по развитию речи, обогащению речи учащихся словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами, помогает глубже проникнуть в содержание литературного произведения или теоретико-литературного понятия, содействует эстетическому воспитанию обучающихся.

        Использование произведений живописи на уроках литературы способствует интеллектуальному развитию учащихся, повышению уровня культуроведческой компетенции.

Работа над сочинениями по произведения живописа на уроках русского языка влияет на эффективность всей работы по развитию речи. Она способствует повышению уровня развития речи учащихся. Это находит отражение в том. Что возрастает словарное богатство сочинений. Лексика учащихся обогащается образно-выразительными средствами языка, что способствует эстетическому воспитанию детей, привлекает к урокам родного языка.

Литература

1 Межпредметные связи при изучении литературы в школе // Е. Н. Колокольцев, А. В. Дановский, М. А. Дмитриева и др.: Под ред. Е. Н. Колокольцева.- М.: Просвещение, 1990.

2 Островский Г. Рассказы о русской живописи.- М.: «Изобразительное искусство», 1987.

3Туберовская О. М. В гостях у картины.- Л.: «Детская литература», 1964.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование живописи на уроках русского языка и литературы

Автор: Красинская Ирина Фёдоровна

Дата: 22.10.2019

Номер свидетельства: 523772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по русскому языку на тему : "Обособленные определения и приложения" "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-obosobliennyie-opriedielieniia-i-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426533196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование метода проектов на уроке литературы "
    ["seo_title"] => string(54) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-na-urokie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "231756"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442605743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Урок по русскому языку в 6 классе«Обучающее сочинение-описание по картине Н.Е.Рачкова "Девочка с ягодами""
    ["seo_title"] => string(106) "urokporusskomuiazykuv6klassieobuchaiushchieiesochinieniieopisaniiepokartinienierachkovadievochkasiaghodami"
    ["file_id"] => string(6) "299608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456565629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства