«Использование цифровых технологий на уроках русского языка»
«Использование цифровых технологий на уроках русского языка»
Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование цифровых технологий на уроках русского языка»»
«Использование цифровых технологий на уроках русского языка»
Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября 2018 г.. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с.
Федеральный проект “Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» находится сегодня на 4 этапе и (завершается в ноябре 2025 года) одним из приоритетных его проектов является проект "Цифровая школа".
А это значит, что мы должны учить по-новому, используя инновационные компьютерные и современные цифровые технологии.
Созрела новая парадигма образования: задача - научить школьников добывать знания самостоятельно с помощью интернет- технологий. А учитель выступает в роли тьютора, который направляет и корректирует деятельность учеников.
ЦОР по русскому языку – хорошие помощники учителя, они решают сразу несколько задач, в том числе облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым темам.
Цели использования электронных упражнений на уроках русского языка
Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.
Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование.
Презентация. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. Для создания презентаций к уроку не нужны какие-то особые программы, хватит и стандартных средств типа PowerPoint. Существуют интернет-сервисы, которые значительно упрощают процесс создания презентаций и экономят время учителя.
Популярен сайт Canva, https://www.canva.com/ru_ru/ который позволяет создавать любые виды презентаций прямо в браузере без установки какого-либо программного обеспечения на компьютер. Сервис предусматривает совместную работу нескольких людей над одним проектом, использование собственных медийных материалов при оформлении слайдов. А это значит, что одну презентацию одновременно могут делать несколько учеников. Что ещё можно сделать?
Онлайн тренажеры, тесты по русскому языку для закрепления различных правил правописания. Тренажеры удобны тем, что с ними можно работать самостоятельно, без учителя, так как сразу показываются ошибки и напоминаются правила.Kid- mama
это один из самых популярных и доступных к использованию сервисов, который содержит в себе полезную информацию, затрагивающую все известные нам, а при успешном использовании сферы человеческой деятельности.
На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктуацию. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).
Контрольные задания (интерактивный диктант - Online Test Pad).https://yandex.ru/search/?clid=2285101&text=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82+-+Online+Test+Pad&lr=20679
Платформы, которые помогают учить по-новому, очень эффективно, креативно, а главное - доступно и понятно для всех учеников.
«Лернинг Аппс»https://learningapps.org/index.php- один из сервисов, достаточно продуктивный и лёгкий в использовании, - полностью бесплатный, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.
Он предоставляет возможность учителю и самим учащимся создавать интерактивные учебно-методические пособия.
Все шаблоны от сервиса Лернинг Аппс можно наполнить своим содержанием. Для создания заданий не требуется никаких инструкций. С помощью готовых шаблонов, которые рассматриваются на платформе, можно пошагово освоить конструирование заданий.
Здесь можно создать свои задания различного типа (игры на развитие памяти, кроссворды, викторины с выбором правильного ответа, тесты, найти пару и установить соответствие).
На главной странице можно выбрать нужную форму задания из предложенного каталога, затем нажать на кнопку «Новое упражнение», сделать выбор и сконструировать задание. После того как приложение создано, его нужно сохранить и, при желании, сделать общедоступным для пользователей Лернинг Апп. Это значит, что оно появится в разделе «Все упражнения».
Образовательная платформа «ЯКласс» дает возможность учителю закреплять теоретический материал и практические навыки. Ресурс можно использовать на любом этапе урока. Материалы платформы на уроке можно демонстрировать в формате готовой презентации. Это позволяет учащимся с легкостью переключаться с одного вида деятельности на другой, мобилизует внимание, учит сосредотачиваться на задаче, воспитывает самостоятельность. Сочетание интерактивных заданий и традиционного домашнего задания помогают учащимся усваивать знания, отрабатывать навыки в разных формах, что повышает качество обучения.
В этом году сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru) начал работать в полноценном режиме. Сейчас на нем находится свыше 85000 ЦОР. Пожалуй, на сегодня это один из самых лучших сайтов такого типа. Не менее интересен сайт Единого окна Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru), но, имея около 50000 ЦОР, он уступает Единой коллекции по ряду параметров. «На третьем месте» – сайт Российского образовательного портала (www.school.edu.ru). http://school-collection.edu.ru.
Это позволяет преподавателю-предметнику достаточно просто освоить использование средств ИКТ в педагогической деятельности;
Вывод:
Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.
ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при контроле знаний, умений и навыков.
Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
Библиографический список
1 Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012. – №5. – С.197-202..
2. Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. – 253 с.
3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. – 2001. – №2. – С.7-12.