kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологий дистанционного обучения русскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов. На самом деле, это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологий дистанционного обучения русскому языку»»

«Использование технологий дистанционного обучения русскому языку»

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов. Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов. На самом деле, это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

Актуальность этой темы обусловлена востребованностью данной формы обучения:

  • Во-первых, очевидна необходимость такой формы обучения для детей с ограниченными возможностями и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;

  • в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;

  • дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для разного рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;

  • наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.

Система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими.

Когда речь идет о дистанционном обучении, следует четко понимать наличие в системе учителя, учебника и учащихся. Отсюда главное при организации дистанционной формы обучения - создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Дистанционная форма - это не синоним заочной формы обучения, так как здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися класса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами.

Схема взаимодействия участников выглядит следующим образом. Территориально педагог находится в школе и проводит обучение со своего рабочего места, подключенного к сети Интернет. Учащиеся находятся, например, дома и работают в образовательном ресурсе с использованием сети Интернет.

Информационно-предметная среда дистанционного обучения включает в себя:

  • курсы дистанционного обучения (электронные учебники);

  • виртуальные библиотеки;

  • телекоммуникационные проекты;

  • виртуальные методические объединения учителей;

  • телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

  • консультационные виртуальные центры для учителей, школьников и родителей;

  • научные объединения школьников;

Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:

  • кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);

  • TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;

  • сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.

При этом важно отметить, что преимущества дистанционного обучения неоспоримы и могут быть сведены к следующим:

  1. возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;

  2. возможность обучаться в индивидуальном темпе;

  3. свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

  4. удобство при ведении личных дел учащихся;

  5. интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);

  6. возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Наряду с выявлением безусловных положительных сторон нельзя не отметить, что, как любая система обучения, и данная не лишена недостатков. Важно сразу акцентировать внимание на том, что обозначенные недостатки не имеют серьезного удельного веса. К ним относятся следующие:

  1. отсутствие личного общения с преподавателем;

  2. необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;

  3. необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);

  4. сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;

  5. недостаток практических умений и навыков.

Конечно, содержание образования и его цели не зависят от формы обучения. Однако применение компьютерных средств требует иной формы представления знаний, организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения.

Специфика дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые технологии. Прежде всего, это связано с ролью учителя в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит школьнику, самостоятельно приобретающему знания из различных источников. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая обучающемуся добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения.

Таким образом, технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий.

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса, которые позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса или тьютором и групповую работу обучающихся.

На мой взгляд, очень удобно пользоваться ресурсами Интернет и для подготовки детей к участию в разнообразных олимпиадах и конкурсах. Не секрет, что составление и решение подобных заданий не всегда под силу учителю. Найти их в соответствующей литературе также не всегда удается.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.

На сегодняшний день я работаю в Гимназии №56 города Ижевска, поэтому в практической части своей работы хотелось бы рассказать об опыте работы именно этой образовательной организации в рамках внедрения дистанционного обучения. В настоящее время гимназия – это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя педагогический, ученический, родительские коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. У каждого из них есть право самостоятельно решать свои проблемы, удовлетворять свои потребности и интересы.

Развитая система дополнительного образования предоставляет возможность обучающимся проявлять свои творческие способности в различных видах образовательной деятельности.

В феврале 2011 года гимназия получила статус Федеральной инновационной площадки, в 2012 году гимназия получила статусы Ресурсного центра по обучению детей-инвалидов, Ресурсного центра дистанционного обучения, Ресурсного центра по работе с одаренными детьми.

В рамках работы учителя русского языка с использованием дистанционных технологий в гимназии решается целый комплекс взаимосвязанных задач, каждая из которых требует определенных условий для успешного осуществления указанной деятельности.

1) Использование технологий электронного и дистанционного обучения в образовательном процессе (мультимедиа, электронные УМК, цифровые образовательные ресурсы);

Для эффективного освоения дистанционных технологий в образовательном процессе используется система «1 ученик – 1 компьютер», планшетные компьютеры, компьютерные классы, лаборатория дистанционного образования. Практически все учебные занятия строятся с использованием информационных средств.

2) Использование сетевых образовательных технологий.

Деятельность современного общества сегодня реализуется в новом поле информационной культуры, которое формируют компьютерные коммуникации. С каждым днем в учебной практике становятся все популярнее сетевые модели обучения на основе социальных сервисов, позволяющие использовать интегративные сетевые проекты в образовательном процессе. Сетевые проекты успешно реализуют современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергетика сотрудничества учителей и учащихся.

При выполнении сетевых проектов у учащихся формируются компетентности необходимые для формирования умений и качеств 21-го века, таких как: ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умения работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умения ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность. Для выполнения сетевых проектов необходима организация образовательного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов, позволяющих обеспечить гибкость в обновлении содержания образования, создание условий для удовлетворения различных информационных потребностей учащихся, формирование у учащихся коммуникативных качеств и толерантности в ходе совместной деятельности.

Сервисы сети Интернет предоставляют огромный объем информационных ресурсов и неограниченные возможности коммуникационных ресурсов, позволяющих учащимся создавать проекты в различных направлениях: обучающие по учебному предмету, социальные, телекоммуникационные и т.п. Технологии коллективного обучения на основе сервисов Web 2. позволяют совместно проектировать и создавать презентации на учебных занятиях, работать на виртуальной интерактивной доске, создавать интерактивные базы данных, планировать совместные мероприятия, работать над совместными документами.

Для проведения разнообразных и полноценных уроков используются такие элементы учебного процесса как:

Элементы уроков русского языка

с применением дистанционных технологий

Таблица 1.

Элементы учебного процесса

Инструментарий

Лекции

Видеозаписи лекций по новому материалу в рамках урока

Практические занятия

Проведение уроков и отработка материала в режиме on-line

Вебинары и семинары по новым темам, когда изученный материал излагается обучающимися

Контроль качества обучения

Тестирование после изучения новой темы

Контрольные вопросы

Проведение диктантов, изложений и других видов работ в режиме реального времени

Загрузка учащимися выполненных заданий

Консультации

Работа в общем форуме, где учащиеся могут задавать вопросы

Комментарии к работам учащихся

Учебно-методический комплекс

Ссылки на полезные сайты (www.gramota.ru, www.bibliotekar.ru, www.speakrus.ru, www.gramma.ru)

Привязка материалов для уроков: словари, справочники, энциклопедии.


Существуют несколько вариантов реализации дистанционного обучения в гимназии:

  • Дистанционное обучение учащихся русскому языку на базе готового ресурса

Дистанционные технологии позволяют создавать образовательное пространство для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков русского языка могут использоваться ресурсы, размещенные в сети Интернет. Существует множество библиотек, где в свободном доступе находятся тексты произведений художественной литературы, исследований по лингвистике. Неоспорима необходимость использования на уроках русского языка разнообразных словарей, справочников и энциклопедий. Обучающие программы по русскому языку и модули уроков также можно найти в сети интернет. Использование их требует очень небольшой предварительной подготовки, так как фактически мы получаем готовый урок или его фрагмент.

  • Виртуальные уроки (сервисы Web 2.0)

Разработка собственных виртуальных уроков по русскому языку педагогами позволяет учащимся использовать данные ресурсы для углубленного изучения материала, для ликвидации пробелов в знании, для изучения материала в режиме опережающего развития.

Размещение уроков может происходить на странице русского языка на сайтах классов или в сети гимназии. Кроме этого, учащиеся могут сами участвовать в разработке уроков совместно с преподавателями.

Прохождение виртуальных уроков усиливает активную роль учащихся в собственном образовании, позволяет выбрать направление, формы и темпы обучения в разных образовательных областях, получать консультации учителя, усилить творческую составляющую обучения.

  • Сетевые образовательные программы

Дистанционные технологии предоставляют неограниченные возможности для развития талантливых и филологически одаренных детей. В настоящее время дистанционные образовательные технологии рассматриваются как принципиально новые средства обучения, призванные изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству через разнообразные организационные формы и методы обучения. Привлечение дистанционных образовательных технологий с полноценным использованием их ресурсов решает задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, которая является необходимым условием углубленного обучения русскому языку.

3) Внедрение системы дистанционного обучения на основе СДО Moodle.

При выборе информационно-образовательной среды для дистанционного обучения учащихся гимназии была выбрана техническая среда обмена информацией Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда.

Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося, а также проводить независимую объективную экспертизу знаний учащихся.

В рамках дистанционного обучения для учеников 5 классов гимназии нами разработан курс, позволяющий изучать русский язык удаленно (Приложение 1). Данный курс составлен на базе рабочей программы по русскому языку для 5 классов по учебнику Т.А. Ладыженской. Внутри курса определено определенное количество разделов, те, в свою очередь, поделены по темам, по которым будут проводиться уроки. Внутри каждой темы определена теоретическая часть, посвященная изучению нового материала: записанные лекции, прикрепленные правила из учебника и пр. Следующей частью является отработка практической части. Это могут быть задания в режиме реального времени: диктанты, изложения и пр., а также задания, которые ученик выполняет без участия учителя: работа с текстом, упражнения из учебника, тесты, кроссворды и многое другое. (Приложение 2)

В таблице приведены виды программ, по которым в рамках этого курса может вестись работа.

Таблица 2.

Виды программ

Целевая аудитория

Результат

Образовательная программа по русскому языку

Обучающиеся гимназии, дети с ограниченными возможностями здоровья

Получение качественного образования

Интегрированные программы, программы углубленного изучения русского языка

Филологически одаренные дети

Выступления на эвристических олимпиадах, дистанционных лингвистических конкурсах, интернет проектах

Индивидуальные образовательные программы русскому языку

Филологически одаренные дети и др.

Выступления на конференциях, семинарах


4) Заключительным этапом дистанционного образования является создание Сетевого портфолио - это специально организованное электронное пространство для учащихся, составной элемент электронной образовательной среды гимназии. Сетевое портфолио создает условия для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной активности, навыков самообразования, самооценки, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Содержанием сетевого портфолио является отражение деятельности учащегося в электронной среде в рамках занятий, в том числе и по русскому языку, позволяющих формировать индивидуальную образовательную траекторию развития, а результат этой деятельности в виде готовых продуктов, сетевых проектов, документов определяющих уровень достижений оформляется в карту образовательного маршрута учащегося. Это могут быть домашние работы, выполненные учеником; его выступления на семинарах и пр.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в работе нами были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие целям задачи. На базе портала «Виртуальная гимназия» разработан дистанционный базовый курс по русскому языку для 5 классов, также начата работа по созданию и наполнению базы данных электронных образовательных ресурсов, необходимых как для работы учителя, так и в помощь обучающемуся.

Работа по активному внедрению технологий дистанционного обучения на уроках русского языка ведется сегодня и будет вестись завтра. На сегодняшний день перспективы успешного внедрения дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка как новой формы обучения обусловлены тем, что:

  • заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать русский язык углубленно, особенно для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могут оказать дистанционные курсы с консультациями и контролем педагогов;

  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей с особыми образовательными потребностями, не имеющих возможности обучаться в очной форме: проведение уроков и элементов уроков русского языка в режиме видеоконференции, подготовка к итоговой аттестации;

  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период, когда нет возможности посещать школу; (болезнь, эпидемии и т.д.)

  • дистанционное обучение позволяет дополнительно и самостоятельно изучать все темы, входящие в программу русского языка, а также выходящие за рамки, для филологически одаренных детей;

  • дистанционная форма обучения выступает серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;

  • дистанционная форма обучения дает возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания с помощью разработанных учителем тестов, заданий, кроссвордов на лингвистические темы;

  • эта форма обучения позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития учащихся.

Не смотря на присутствие таких возможных негативных последствий при внедрении дистанционных технологий на уроках русского языка как недостаточное количество мобильных классов и компьютеров в школах, недостаточный уровень информационной компетентности педагогов или сложность определения самостоятельности выполнения заданий, мы не можем отрицать активное внедрение информационных технологий в работу учителя. Дистанционное образование - это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Сегодня обучение – сложный многослойный процесс, который включает в себя не только традиционные формы работы. Ведь для полного и глубокого погружения в изучение предмета необходимо охватить все разделы русского языка, а это практически невозможно только лишь во время урока.

Таким образом, внедрение технологий дистанционного обучения на уроках русского языка не просто является возможным, а необходимым условием современного образования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование технологий дистанционного обучения русскому языку»

Автор: Сергеева Мария Анатольевна

Дата: 24.01.2020

Номер свидетельства: 537236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "ИКТ на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(45) "ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "106932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403116733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект дистанционного урока "Части речи""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-distantsionnogho-uroka-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "271230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451411200"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства