Русский язык 5 класс | Урок развития речи «В стране Словарей» | Толковый | Игра «Справочное бюро» Задание: выберите слово, соответствующее лексическому значению. (группы вытягивают листочки со словами) - Колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо»). - Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности). - Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»). (группы выступают, эксперты оценивают их на доске) Конкурс «Следствие ведут знатоки» Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол. (группы тянут листочки с заданиями) Мать говорила: «Марш в угол!» После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным. |
Русский язык 5 класс | Использую как элемент урока по работе над орфографической зоркостью | Школьный орфографический словарь | Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаю систематическое его использование. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ - вот результаты такой работы. Пользоваться словарем, мне кажется, можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем - это уже показатель степени орфографической успешности. Примеры заданий, которые могут быть даны учащимся. 1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия. 2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант. 3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок. 4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски) |
Русский язык 5-8 класс | На уроках русского языка я использую также своеобразные лингвистические «разминки», дополнительные и творческие задания, при выполнении которых учащиеся пользовались различными видами словарей. | Толковый словарь Словарь паронимов Орфографический словарь Словарь иностранных слов Фразеологический словарь | Несколько разновидностей упражнений, позволяющих повысить уровень культурного владения языком. 1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю. апокалипсис кладовая созвониться балованный лопочущий таможня ваяние молодежь углубить гарантировать намерение феномен дремота облегчить христианин закупорить псевдоним эксперт издавна разомкнутый диспансер 2. В чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение. Зубы – зубья образа – образы корпуса – корпусы ордена – ордены лагери – лагеря сыновья – сыны листья – листы учители – учителя мужья – мужи цветы – цвета 3. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа существительных. абрикосы вафли партизаны апельсины гектары полотенца басни зеркальца простыни блюдца минеры рельсы ботинки монголы румыны будни носки сапоги 4. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи. Для того чтобы проверит, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари. Концертный (абонемент, абонент). (Безответная, безответственная) покорность. (Вдох, вздох) сожаления. (Длинные, длительные) наблюдения. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно, искусственно) рисовать. (Крокодилий, крокодиловый) чемодан. (Невежа, невежда) в музыке. (Памятный, памятливый) разговор. (Экономика, экономия) времени. 5. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов. 1) «А если, не случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский) 2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов) 3) «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший».(Зощенко) 4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию… (Теффи) 6. Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь. В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости. Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить. Все эти упражнения пробудили интерес к учебной деятельности, активность ребят на уроках, приучали учащихся обращаться к различного рода словаря при затруднениях. |