Российский государственный гуманитарный университет
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Парфёновка муниципального района Кинельский Самарской области
Проект
Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 5 классе
«Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос-».
Работу выполнила: Зубкова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
Работу проверила: Куропаткина Т.И.,
д.п.н, профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Содержание
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка ….2 - 6
Глава 2. Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос»…………………………………………………………………...7 – 10
3. Использованная литература………………………………………………….11
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка.
Трудные вопросы орфографии
1.В чём особенность русской орфографии?
Главной особенностью русской орфографии является то, что основные трудности лежат не в разделе «Орфография», а в других разделах, а именно: в фонетике, морфемике, морфологии и синтаксисе и, конечно же, в этом разделе.
Основные трудности находятся вне орфографии, они лежат в области морфемики и морфологии. Причём знание других разделов должно быть качественно иным, то есть ребёнок должен уметь мгновенно членить слово на морфемы и мгновенно определять часть речи.
2.Как сделать так, чтобы ребёнок мгновенно определял часть речи?
Модель обучения разбора слова по составу.
1.Отрабатываем следующие понятия: приставка, корень, суффикс, окончание.
2.Самостоятельный поиск морфемы.
Данная модель противоречит лингвистической и психологической теории, а также практике обучения.
Корень – это общая часть всех родственных слов, в которой заключено общее лексическое значение.
1-ый ориентир – это общая часть родственных слов.
2-ой ориентир – это ориентация на значение (корень и слово должны совпадать). Но значение по-разному проявляется в значении целого слова, оно может быть очень близким (значение корня и значение слова).
Значение корня в составе целого слова может ослабляться (поГЛОЩать – ГЛОТка).
Значение может выветриваться (взЯть, взИМать, взаЙМы, вынуть (нулевой корень), приНИМать, приНЯть, возЬМу).
Ни 1-ый, ни 2-ой ориентир в полной мере работать не могут.
Таким образом, самостоятельно найти морфему ребёнок не в состоянии. А кто это должен сделать? Эта работа – поиск морфемы – работа лингвистов, которые свои находки отражают в словарях.
Словари:
1.А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. Словарь морфем русского языка. М., 1986.
2.З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1999.
3.А.Н. Тихонов Словообразовательный словарь русского языка в двух томах: Ок. 145000 слов. - М. "Русский язык", 1985.
4.С. Лапатухин, Г.П.Снегова."Школьный толковый словарь русского языка".
Функции учителя:
1) объяснить ученику, что задача нахождения морфемы для него – очень сложная задача (либо у учителя спросить, либо в словаре посмотреть);
2) положить словарики на стол и научить ими пользоваться;
3) организовать работу по изучению морфемы.
Функции ученика:
просто учить, ни капли самостоятельности.
Мы разобрали 1-ое противоречие с лингвистической теорией.
2-ой момент: данная модель противоречит психологической теории формирования навыка выделения морфемы в слове (Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. – М. «Просвещение», 1957.).
Сделаем небольшой экскурс в закономерность освоения детьми устной формы речи.
Богоявленский говорит, что в 1 класс к нам приходят дети со стопроцентным освоением устной формы русского языка. А почему письменную речь дети не осваивают с такой же успешностью?
Успешное освоение устной формы речи заставило Богоявленского обратиться к изучению закономерностей освоения устной формы речи. К этому времени (1957 г.) была написана книга Гвоздева А.Н. «Дневник Жени Гвоздева», в которой он день за днём описывает освоение языка своим сыном. Гвоздев смотрел, какие формы входят в освоение языка своим сыном.
Что удалось понять?
1-ый этап усвоения устной речи проходит на уровне слова: ребёнок говорит целыми словами, не изменяя их (мама, папа).
2-ой этап: происходит освоение слова на уровне морфемы. Как это обнаружили? На это указывает массовое детское словотворчество. Ребёнок спускается от слова на уровень морфемы. Сначала он схватывает значение, а затем форму выражения значения. Например, ем ложкам (ребёнок выделил окончание), дай копатку (ребёнок понял значение корня, от слова «копать»), дай мне маленькую ложонку (он видит суффикс). То есть, ребёнок, ни у кого не спрашивая. Сам переходит на уровень морфемы.
А почему со слова ребёнок соскользнул на морфемы? Потому что морфем меньше, чем слов в 1000 раз, а ему нужно общаться сейчас, в данный момент. Если бы ребёнок не перешёл на морфемы, то эти тысячи слов не позволили бы ему адаптироваться в обществе. Слова освоить невозможно – их много, а морфемы можно – их мало. Когда ребёнок переходит на морфемный этап, его словарный запас начинает расти с геометрической прогрессией.
Вывод: спустим детей на уровень морфем при освоении письменной речи. Работать на уровне морфем вынуждает нас морфологический принцип русской орфографии и правила, которые сформулированы на базе этого принципа.
Вопрос: почему ребёнок, освоивший морфемику в устной форме (до школы), не может применить своих знаний при освоении письменной речи? Значение морфем ребёнок осваивает в устной речи в составе целого слова, то есть, на низком уровне абстракции. Для того, чтобы освоить письменную форму речи, такого уровня абстракции недостаточно, необходимо из слова вычленять морфемы, а это возможно сделать только на другом, высоком уровне абстракции. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы перевести ребёнка с низкого уровня абстракции на другой, более высокий. Как это сделать?
1.1) Необходимо сообщить детям понятие «приставка», «корень», «суффикс», «окончание».
Но освоение понятия автоматически не приводит и не может привести к верному выделению морфемы. Для того чтобы правильно выделить морфему в слове, необходимо создать индивидуальные ассоциативные связи между значением морфемы и формами её выражения (устной и письменной).
Реализация данной модели обучения в школе.
2.Каждую модель реализует ряд методических приёмов обучения. Методы, которыми мы пользуемся: разбери слово по составу, подбери однокоренные слова, подбери слова по данной схеме, собери слово и др.
Для того чтобы реализовать модель Богоявленского, необходимо ввести в практику обучения другие методы.
1.Морфемное чтение (выделение голосом морфемы). Выделять голосом можно приставку, корень, суффикс, окончание.
Данную модель обучения ввела в практику Генина Н.В. Она говорит: «Для того чтобы освоить любую абстракцию, необходима чувственная основа. Например, чтобы ребёнок понял, что такое «сладкий», он должен это попробовать. Слово – это тоже абстракция. И для освоения слова тоже нужна чувственная основа. Кинестезические ощущения – это работа речевого аппарата (проговорить). Проговаривать надо обязательно слово, но проговаривать не по слогам, а по морфемам, потому что основной принцип русской орфографии – морфологический (единообразное написание морфем). У нас орфография семантическая. В слоге нет значения, оно есть в морфеме. Генина говорит, что при проговаривании улучшается орфографическая грамотность.
Плюсы:
на уроке можно прочитать все слова по морфемам;
морфемное чтение не мешает теме урока;
морфемное чтение не изменяет вашего стиля ведения урока;
ошибки сразу исправляются.
Минусы:
искусственное чтение (оно смешит, трудно воспринимать целостный текст. Надо прочитать так, чтобы ребёнок понял, о чём пишут).
2.Морфемное письмо (вписывание корня зелёной пастой).
Плюсы:
разобрать на уровне корня слово можно не только в классе, но и дома;
не мешает теме урока;
не мешает стилю ведения урока;
очень быстро запоминается;
легко проверять тетради;
сразу отслеживается реальная картина знаний;
дети уверенно себя чувствуют, перестают бояться.
Минусы:
искусственная запись (двумя ручками как будто бы неудобно);
встречаются ошибки в переносе.
Глава 2. Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос».
Цели урока:
1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;
2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ;
3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Оборудование: карточки
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
2.Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение и найдите главные члены предложения
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
Найдите в предложении слово с чередующейся гласной (располагался)
Разберите слово располагался по составу
Измените слово так, чтобы корень был -лож- (расположился)
3. Работа со словами
Используя приём поморфемного чтения, от данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово. Какой частью речи оно будет являться?
Излагать – изложение (изЛОЖение)
Предлагать – предложение (предЛОЖение)
Располагать – расположение (распоЛОЖение)
Слагать – сложение (сЛОЖение)
Прилагать – приложение (приЛОЖение)
Давайте сделаем вывод, когда в корне пишется а, когда о
Составьте с любым словом предложение
4. Тренировочные упражнения
Детям раздаются карточки. Объяснить написание слов, используя приём поморфемного письма.
1 вариант
Предл…гать ничью (предЛАГать)
Прил…жение к журналу (приЛОЖение)
популярное изл…жжение (изЛОЖение)
густо р…сти (РАСТи)
маленький р…сток (РОСТок)
перспективная отр…сль (отРАСль)
разл…жить р…стения (разЛОЖить, РАСТения)
молодая пор…сль (поРОСль)
р…стительная пища (РАСТительная)
дубы разр…слись (разРОСлись)
ул…житься в секунды (уЛОЖиться)
пол…гаться на коллектив (поЛАГаться)
2 вариант
Петров Р…стислав (РОСТислав)
возл…жить ответственность (возЛОЖить)
распол…гать данными (распоЛАГать)
семена прор…сли (проРОСли)
изл…гать программу (изЛАГать)
зар…сли тростника (заРОСли)
отл…жить визит (отЛОЖить)
прил…гать усилия (приЛАГать)
произр…стать на севере (произРАСТать)
пол…жение дел (поЛОЖение)
подр…стающее поколение (подРАСТающее)
Жители Р…стова -на Дону (РОСТова-на-Дону)
5. Игра “Составь слово ”
Используя приём поморфемного чтения, составь слово.
Предутренний – приставка (ПРЕДутренний)
Поговорить – приставка (ПОговорить)
Слагаемое – корень (сЛАГаемое)
Решать – суффикс (решАть)
Писал - суффикс прошедшего времени глагола (писаЛ)
Собирала – окончание (собиралА)
Получилось слово: предполагала
Разберите слово по составу
6. Четвёртое лишнее
Сложение, положение, отложить, ложный
Растение, росток, отрасль, ростральные колонны
Ростральные колонны (памятник архитектуры, один из символов Санкт-Петербурга, ростры-носы кораблей, которыми украшены колонны)
Записать слова с чередующимися гласными и выделить в них корень зелёной пастой.
СЛОЖение, поЛОЖение, отЛОЖить;
РАСТение, РОСТок, отРАСль.
7. Работа с текстом
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов, используя приём поморфемной записи.
Без удобрений не будет р…стений (РАСТений).
Душу и сердце в работу вл…жи (вЛОЖи) , каждой минутой труда дорожи.
Трудно и дереву одинокому р…сти (РАСТи).
Изл…жите (изЛОЖите)содержание параграфа учебника
Мы предл…жили (предЛОЖили) провести слёт туристов на берегу реки.
Рис р…стёт (РАСТёт) на болотистых местах
Берег моря покрыт водор…слями (водоРОСлями).
Эти места удивляют богатой р…стительностью (РАСТительностью).
8 .Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами повторили правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож-,- раст-,(- ращ-), -рос-;
Давайте подведём урок с помощью сигнальных карточек.
Какую букву надо писать в корне -лаг- | а |
Какую букву надо писать в корне -лож- | о |
Какая буква пишется в корне перед буквой с | о |
Назовите слова исключения | отрасль |
Какая буква пишется в корне перед -ст | а |
Назовите слова исключения | Росток Ростислав Ростов ростовщик |
9. Домашнее задание
Придумать и записать 15 слов с чередующимися гласными а-о в корнях поморфемно.
Использованная литература
1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., «Просвещение», 1964.
2.Куропаткина Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе. – Самара, 2006.
3.Генина Н.В. Поморфемное проговаривание как способ освоения орфографии.
4.«Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007.
5.Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Богданова Г.А. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2000.
6.Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010.
13