Интеграция как технология обучения на уроках русского языка и литературы
Интеграция как технология обучения на уроках русского языка и литературы
В работе раскрывается важность трегрированного обучения для развития творческого мышления школьников, приводятся различные виды интеграции, даны примерные темы интегрированных уроков по разным направлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция как технология обучения на уроках русского языка и литературы»
Выписка из протокола заседания МО учителей
русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 94»
от 28. 08. 2014, протокол №1
6. «Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе» (докладчик Фролова Е.М.)
По шестому вопросу слушали Фролову Е.М., учителя русского языка и литературы
Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.
Условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это:
1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.
2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.
3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Какие задачи могут решать интегрированные уроки:
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),
социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;
культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).
Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.
Структура интегрированных уроковотличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.
Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка и литературы сказывается и на качестве обучения
Интегрированный урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук, различных языков, разумное внедрение одной науки в другую с целью раскрытия темы урок Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, эстетики и т.д.
При изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» моей задачей было рассмотреть худ. произведение, дать характеристику героям; с точки зрения истории показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие опричнина. Но так как в курсе истории семиклассники по программе еще эту тему не прошли, я решила провести интегрированный урок. Ребята заранее готовили исторические справки эпохи Ивана Грозного, готовили портретные характеристики. Моя задача, как литератора, состояла в том, чтобы раскрыть поэтические образы, идею поэмы. В конце урока учителем истории и мной были заданы вопросы, на которые ребята должны были ответить как с точки зрения истории, так и с точки зрения литературы. Мы образовали детям проблемную ситуацию.
Также интересен и увлекателен был урок по поэме Пушкина «Полтава» Ребята взглянули на петровскую эпоху, познакомились с личностью Петра 1 и провели параллели на уроке литературы, увидев как художественно, средствами изобразительности показывает Пушкин Петра и это историческое событие. Предварительно семиклассники с удовольствием готовили доклады, находили портреты, схемы сражений, делали противоречивые выводы, спорили, думали, сопоставляли, сравнивали.
Извлеченные из сказки мудрости жизни в форме цветка на доске, настроили ребят на то, какие жизненные правила и выводы можно вынести для каждого и применять в своей жизни.
В пятом классе при изучении лирики Некрасова в урок были внесены элементы интеграции. После изучения произведения «На Волге» призвала ребят провести параллели с живописью, обратив внимание детей на картину Репина «Бурлаки на Волге».
Таким же образом прошел урок в 7 классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Ребята увидели как события, происходящие в России в 19 веке, волновали не только литературу, но и живопись.
В подготовке к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»- урок развития речи в 5 классе также использовались знания ИЗО и МХК. При раскрытии основной мысли картины я хотела, чтобы ребята познакомились с творчеством и биографией Решетникова, узнали как можно больше о других его полотнах, погрузились в мир творчества, и в этом нам помог учитель ИЗО. А дальше продолжилась работа над развитием речи, над умением стилистически грамотно и логически правильно раскрыть идею картины, описывать портреты героев, интерьер. Детям было очень интересно работать в таком ритме, они легко и быстро переключались из одного вида деятельности на другой.
В третьей четверти начнется изучение романа Толстого «Война и мир»
1. Образ Наполеона и Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир» 10 класс (интеграция литературы, истории, МХК). Я планирую поделить класс на группы, каждая из которых, будет готовить свой учебный проект. Учитель в данном случае выступает в качестве консультанта. Он предлагает примерный план темы, дает рекомендации в ходе ее разработки и совместно с работником библиотеки подбирает источники. Каждый из участников проекта будет готовиться к исполнению определенной роли на уроке: биографа, литературоведа, искусствоведа, музыковеда. Остальные учащиеся, не привлеченные к проекту, самостоятельно читают литературу по данной теме, а затем принимают участие в беседе и анализе содержательной и процессуальной стороны урока. Урок будет проходит с использованием презентаций проектов, репродукций картин, фонозаписей.
2. «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» (интеграция литературы и психологии) На этот урок был приглашен педагог-психолог, который дал будущим выпускникам курс «Самосовершенствование личности»: что такое Семья в науке психологии. Таким образом, десятиклассники увидят, как реальные жизненные ситуации становятся неотъемлемой частью художественного произведения.
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.
Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы____________Свиточ Ж.В.