Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№4 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
Гришина Любовь Николаевна
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работы педагогов поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, развитие разнообразных компетентностей учащихся.
В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.
В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Но любовь, красота, нравственная ценность существуют. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека, способствует очищению и облагораживанию человека силой художественного слова.
Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом мне помогает интеграция учебных предметов.
Цели данной технологии:
Повышение мотивации обучения.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность;
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное;
Умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ;
Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Использование данной технологии позволяет:
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- разнообразить формы работы;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, ИЗО, музыкой, историей.
Хорошо прослеживается связь литературы и истории при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе стихотворений. Так, в 10 классе по теме «Лирические откровения Афанасия Фета» ребята «познают истину», работая в творческих группах, что позволяет им погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХIХ века.
Группа текстологов читает и анализирует несколько стихотворений А.Фета, знакомит с тематикой его творчества.
Группа литературоведов знакомит с перепиской поэта, с воспоминаниями о нем современников, мемуарами.
Группа архивариусов знакомит с биографическими данными поэта.
В конце урока ребят дают письменный ответ на вопрос: «Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией Фета? Вы «познали истину»? Какую?».
Одним из источников эстетического воздействия на детей являются произведения живописи. Использование картин, иллюстраций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать ассоциативное мышление.
На примере произведений В.Астафьева единство человека и природы показываю через ассоциацию между ними. Астафьев человека видит через природу, а природу – через человека. На уроке по изучению творчества Астафьева я применяю иллюстрации, на которых, если внимательно приглядеться, можно увидеть лица.
В подготовке и проведении интегрированных уроков могут принять участие два учителя или более.
Интересными получаются уроки в 5 классе по роману Дж. Свифта «Приключения Гулливера». Сначала я провожу 2 урока литературы по данной теме, а затем – интегрированный урок литературы - изобразительного искусства – географии «Фантастический остров». На этом уроке пятиклассники с помощью учителя географии знакомятся с определением понятия «остров», пытаются ответить на вопрос: «Фантастика Свифта научная или ненаучная? Почему?» и, конечно же, создают свой фантастический остров с помощью преподавателя изобразительного искусства.
На урок, связанный с изучением творчества писателя, можно идти лишь с его портретом. Но использование отдельных элементов различного рода электронной продукции: демонстрация видеоролика, показ фрагмента фильма, звуковые файлы является хорошим подспорьем в работе педагога-словесника. На уроке знакомства с жизнью поэта или писателя сообщение учителя может сопровождаться слайд-шоу.
Применяемые на уроках русского языка и литературы технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения, информационные технологии являются эффективным средством, формирующим и активизирующим разнообразные компетенции учащихся.
На уроке русского языка в 7 классе по теме «Причастие в языке и речи» ребятам предлагаю работу в группах:
1 группа – исследователи (работают с художественным текстом, взятым из учебной литературы, например, повесть А.С.Пушкина «Дубровский»)
2 группа – творцы (составляют миниатюру по опорным словосочетаниям, заранее подготовленными учителем)
3 группа – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверным употреблением причастий )
4 группа – лингвисты (составляют фразеологизмы из отдельных слов )
5 группа – художники (должны проиллюстрировать фразеологизмы)
Работа в группах позволяет раскрыться каждому ученику, проявить свой творческий потенциал.
В результате интегрированного обучения ребята научились:
- применять знания, полученные на других уроках;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
- самостоятельно подбирать материал для сообщений;
- устанавливать временные связи исторических событий с биографией и творчеством писателя, поэта;
- самостоятельно анализировать, отбирать главное;
- создавать схемы, алгоритмы, тексты, кроссворды по изученному материалу, используя возможности компьютера.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как говорит В.Ф.Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»