Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная и групповая работа на уроках русского языка»
Индивидуальная и групповая работа на уроках русского языка в 5-ом классе
Маратова Лариса Михайловна
КГУ «Средняя школа № 26»
акимата города Усть – Каменогорска
Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.
Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для его организации, проведения, но результат стоит того. Зная своих учеников, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия. Недостаток проведения традиционных уроков в том, что учитель работает во время уроков на «средних» учеников, так как их больше, но необходимо работать и с одаренными детьми и с теми, кто не может работать в темпе «средних» учеников.
В своей практике использую много различных форм и технологий. Некоторые из них:
Индивидуальная работа. Приглашаю «слабых» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им посильные индивидуальные творческие задания. Например, сделать доклад (работа с дополнительной литературой, изучение занимательных материалов), составить небольшой тест или кроссворд (повторение и закрепление основных терминов), создать раздаточный материал или презентацию (отработка основных навыков работы на персональном компьютере) и т. п.
Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, для организации индивидуальной работы с ними очень важно, чтобы учитель знал силы каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. кроме того, организация индивидуальной работы с учащимися зависит от типа урока: индивидуальная работа учащихся на уроках повторения будет иной, чем на уроках объяснения нового материала. Разные этапы урока также предусматривают различные виды индивидуальной работы с учащимися. Индивидуальная работа при создании задач творческого характера
Чтобы дети видели орфограммы в словах, даю такие задания. Создать пример по аналогии со словами и предложениями, которые я даю. Ученик должен найти все орфограммы в слове, обозначить их, и если в слове одна орфограмма, то записать одно слово, если две – два слова с разными орфограммами и т. д.
Например, слово разбирается; в нем четыре орфограммы (з-с на конце приставок; е-и в корнях с чередованием; е-и в окончаниях глагола и –тся и –ться в глаголах. Запись в тетради ученика должна выглядеть так:
А) развести (пишется на конце приставки -з, так как после приставки звонкий согласный)
Б) расстилается (после корня суффикс –а)
В) борется – 1 спряжение (бороться)
Г) кусается (что делает?) 3 л. ед. ч.
Ученики встают в позицию «исследователя», а это и создает ту истинную активность, учитывающую индивидуальность ученика.
Формы проверки домашнего задания разнообразны. Часто проверяем домашнее задание, собирая трудные случаи в диктовки « По следам выученных параграфов», «По следам выполненных упражнений». Такая работа проходит с последующей самопроверкой, если слова были без пропуска букв или знаков препинания. Очень полезна и взаимопроверка домашнего задания. Эффективно проходит проверка домашнего задания, когда оно тесно связано с новым материалом урока, тогда класс несколько раз обращается к домашнему заданию, и его проверка осуществляется рассредоточено.
Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп. Эти группы могут быть сформированы различными способами. Например, при входе в кабинет получают разноцветные или разной формы карточки, которые учитель распределяет определенным образом, известным только ему. Можно составить:
и равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня, но группы между собой равносильны, более «сильные» ученики помогают остальным понять материал, который защищает перед всеми обязательно «слабый» и по его защите ставиться отметка всем членам группы; и группы по уровням «сильные», «средние» и «слабые», которые будут выполнять задания разной степени сложности; и ролевые группы, как «группа консультантов», «группа теоретиков», «группа практиков», можно организовать все в игровой форме, и т. д.
Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка и литературы из моей «методической копилки». 1. Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее. «пол» «оса» «яр» «марка» Нравится учащимся 5-6 кл. орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «Ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема «ь в существительных», второй группе – «ь в глаголах», третьей группе –« ь в наречиях» и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме.
Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды. «Кто быстрее и больше».В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)
«Аукцион»- в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается: - названия животных, птиц, насекомых; - имена собственные; - числительные. 2. Очень часто провожу по группам развитие речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 5 классе преобладает описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»), учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания. Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе. Дается текст, где учащиеся должны восстановить нужные фразеологизмы, чтобы получить авторский (слова для справок можно дать, а можно усложнить задание, исключив слова для справки.)
Не только специальные уроки развития речи, но и каждое занятие по русскому языку должно быть посвящено развитию речи, логического мышления, памяти наблюдательности.
По статистике 70% бодрствования человек приводит в речевом общении. Таким образом, основная форма речевой деятельности – устная речь. Школьная программа традиционно ориентирована на развитие письменной речи, между тем учащиеся зачастую не могут грамотно построить высказывание на какую-либо тему. На уроки коррекции стараюсь подбирать актуальные для учеников темы, которые вызывают желание обсудить, высказать свою точку зрения.
Тематика коррекционных занятий в пятом классе.
1) “Говори!” - даётся задание рассказать о книге, которую сейчас читаешь; передаче, которая понравилась. Эти уроки стали традицией, они развивают речь учащихся, логическое мышление, позволяют учителю контролировать досуг учащихся, формировать литературный вкус.
2) Творческие работы. “Свободное сочинительство”, “Мой дневник” (пиши о том, что сейчас вспоминаешь, о чём думаешь, переживаешь).
3) “Фантазия-картина” (опиши словами картину, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении).
4) Сочинение-ассоциация по мотивам ранее написанного, прочитанного текста.
5) Музыкальное сочинение (опиши образы, которые возникают при прослушивании музыкального произведения).
6) “Что я люблю”, “Чего я не люблю”.
7) «Рассказ о несуществующем животном”.
8) Творческая работа “Таинственная история, произошедшая с мыслями-малютками”.
9) Творческая работа “Я в будущем”.
10) Невыдуманный рассказ (“Воспоминание”, “Сон”, “Плохой поступок”, “Борьба с вредной привычкой”).
11) Путешествие в страну “Глаголия”
12) Путешествие в страну имён существительных.
13) Путешествие в страну имён прилагательных.
Из всего вышесказанного еще раз хочу выделить видимые достоинства групповой учебной работы: ответственность каждого члена группы перед своим мини-коллективом за учебу, за труд; чувство локтя, когда «рядом и вместе», навыки настоящей трудовой дисциплины; интенсивность и продуктивность совместной деятельности.