kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры, связанные с определением понятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю материал, который поможет учителю быстро и качественно готовить уроки русского языка в 3 классе (можно в 1-4 классах). Игры, связанные с определением понятий, с лексическим значением слов служат средством развития устной и письменной речи, обогащают словарный запас обучающихся, формируют познавательные УУД (классификация, сравнение, обобщение, анализ и синтез). Игры распределены по темам, занимательны и интересны. Материал, предложенный в игровой форме лучше запоминается, развивает познавательные интересы и повышает мотивацию к обучению. Например: Тема: Удвоенные согласные. «Назови одним словом». Учитель читает определения понятий, учащиеся заменяют это определение одним словом. а) Солёная вода для засолки овощей. (Рассол) б) Состояние, когда человеку не спится. (Бессонница) в) Документ об окончании школы. (Аттестат) г) Сотрудник газеты. (Корреспондент) д) Группа дружных детей. (Коллектив). Тема: Прилагательное. Некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найди определение к каждой группе из трёх существительных. Например: хлеб, климат, подушки – мягкие. Деревня, тетеря, старушка … (глухая); клён, малыш, парик … (кудрявые); Дорога, воля, дисциплина … (железная);5. Тема: Части речи. Наречие. «Добавьте наречие». Игроки получают по пять карточек, на которых записаны начала предложений. Ведущий читает наречия, а игроки должны вовремя сообразить и поднять карточку, для которой подходит это наречие, чтобы закончить предложение. Кто поднял другую карточку или не сумел поднять вовремя, получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого раньше закончились упражнения. • Всадник помчался … (вскачь). • Заучил стихи …(наизусть). • Заготовил продукты … (впрок).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры, связанные с определением понятий. »

Игры, связанные с определением понятий, с лексическим значением слов.

  1. Тема: Удвоенные согласные.

«Назови одним словом».

Учитель читает определения понятий, учащиеся заменяют это определение одним словом.

а) Солёная вода для засолки овощей. (Рассол)

б) Состояние, когда человеку не спится. (Бессонница)

в) Документ об окончании школы. (Аттестат)

г) Сотрудник газеты. (Корреспондент)

д) Группа дружных детей. (Коллектив)

е) Длинная дыра, прорытая под землёй. (Туннель)

ё) Помещение, где идёт урок. (Класс)

ж) Шестой день недели. (Суббота)

з) животных послушанию. (Дрессировка)

и) Асфальтированная дорога.(Шоссе)

й) Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой. (Теннис)

к) Больничный лист (Бюллетень)

л) Род войск. (Артиллерия)

м) Алмаз – украшение. (Бриллиант)

н) Самая крупная человекообразная обезьяна. (Горилла)

о) Собрание картин или камней. (Коллекция)

п) Денежная бумажная купюра США. (Доллар)

р) Праздничное освещение улиц. (Иллюминация)

с) Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация)


  1. Тема: Словарные слова.

Я назову сейчас много предметов.

Словом одним назовите всё это.

Стол, табурет, кресло, кровать.

Как одним словом предметы назвать? (Мебель.)


Чашка, тарелка, кофейник и блюдце –

Как одним словом они назовутся? (Посуда.)


Поезд, автобус и самолёт –

Общее слово кто назовёт? (Транспорт.)


Картофель, капуста, морковь, кабачок –

Как одним словом назвать их, дружок?


Яблоко, груша, айва, абрикос –

то же задание, тот же вопрос.


Мячик и шарик, юла и машинка,

И обязательно кукла Маринка.

Знают мальчишки, девчонки-подружки:

Эти предметы зовутся… (игрушки).


Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки,

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.

Кто они, спрошу тебя? (Класс, школьники – ученики.


  1. Тема: Имена прилагательные.

Некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найди определение к каждой группе из трёх существительных. Например: хлеб, климат, подушки – мягкие.

Деревня, тетеря, старушка … (глухая);

клён, малыш, парик … (кудрявые);

Дорога, воля, дисциплина … (железная);

юбка, книга, жизнь … (новая).


Игра « Узнай предмет по признакам».

Выбрав водящего и попросив его уйти из комнаты, игроки по уговору задумывают предмет. Водящий, вернувшись в комнату, подходит по очереди к игрокам. Каждый из них должен назвать прилагательное, указывающее на какой-либо признак задуманного предмета. Один, например, говорит «круглый», другой – «сочный», третий – «сладкий» и т. д. Водящий по этим признакам догадывается, что речь идёт об арбузе. Кто последним назвал признак перед тем, как его отгадал водящий, тот сменяет водящего.


«Сказочные герои».

Вспомните по данным характеристикам героев прочитанных книг.

Сильный, добрый – (Балу, Трусливый Лев, Джин и др.)

Сильный, злой – (Волк, Карабас-Барабас, Людоед, Синяя Борода)

Разумный, осмотрительный – (Храбрый портняжка, Кролик, Крокодил Гена, Знайка и др.)

Хитрый, осмотрительный - …

Привлекательный, коварный - …

Привлекательный, добродушный - …

Слабый, бесстрашный - …

Сильный, трусливый - …

Красивая, приветливая, добрая, бесстрашная - …

Красивая, злая, коварная - …


Блиц – турнир «Кто быстрее?»

Ставится задача ответить быстро, молниеносно. Кто это? Что это?

Зелёный, продолговатый, сочный - ….

Маленькая, серенькая, пугливая - ….

Белое, пушистое, лёгкое - …

Ветвистая, зелёная, колючая - …

Новая, интересная, библиотечная - …

Белоствольная, высокая, стройная - …

Красный, спелый, гладкий - …

Красное, спелое, сладкое - …

Вкусный, алый, сочный - …

Белый, душистый, лесной - …

Жёлтые, красные, осенние - …

Чистое, голубое, горное - ….


«Что задумано?»

Один ученик выходит за дверь. Под руководством учителя все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливают, кто будет называть эти признаки и в каком порядке. Отгадывающий должен назвать предмет.

Например: большой, быстроходный, серебристый (самолёт);

пушистая, зелёная, лесная, колючая (ёлка);

Осторожная, хищная, рыжая, хитрая (лиса);

круглое, сочное, спелое, сладкое (яблоко);

маленький, юркий, серый, пугливый (воробей);

высокая, зелёная, стройная, кудрявая, белоствольная (берёза);

маленький, холодный, быстрый, журчащий (ручеёк);

чистое, высокое, голубое, безолачное (небо);

яркое, палящее, оранжевое (небо).


«Опиши игрушку».

Ученики разбиваются на группы. Каждая из них листочки бумаги с названием игрушки, выставленной на столе или изображённой на предметной картинке. За 3 – 5 минут каждая команда – группа должна записать от трёх и более признаков. Затем команды по очереди зачитывают свои списки. Названные признаки вычёркиваются. Побеждает команда, которая за установленное время напишет наибольшее количество признаков.


  1. Тема: Части речи. Глагол.

«Ох уж эта приставка!»

Замените приставку в глаголе, чтобы он соответствовал смыслу.

Валя зашла загорать.

Мальчики съехали в лес.

Воробей слетел из-за забора.

Нажурчали шумные ручьи.

Облако открыло солнце.

Мы переиграли в футбол.

Теплоход отстал к пристани.


«Продолжай».

Закончи предложение так, чтобы оно соответствовало смыслу глагола.

Мы открыли … . Волк убегал … .

Папа привёз… . У дома расцвела … .

Вова читает … . На грядке выросла … .

Весна пришла… . Бабушка сварила … .

Лисица вышла … . Лиза выучила … .

Из-за горизонта … . Папа смотрел … .


«Кто кричит, кто трещит?»

1 вариант

Один из играющих называет действие, другой подбирает соответствующее слово (существительное). Тот, кто не сможет быстро назвать действие или подобрать пару, отдает фант. Выигрывает тот, у кого меньше фантов, или фанты разыгрываются (сказать любое правило из русского языка).

2 вариант

Ведущий задаёт действие, а игроки подбирают к нему существительное.

Материал для игры:

Мурлычет – кот, лает, мычит, жужжит, шипит, ревёт, воет, фыркает, каркает, чирикает, кукует, поёт, квакает, крякает, хрюкает, пищит.

Варит – повар, учит, лечит, строгает, сажает, красит, метёт, играет, чертит, пишет, рисует, точит, чинит, штопает, говорит, поёт.

Стоит – дом, прыгает, летает, спит, лепит, играет, смотрит, кружится, смеётся, падает, плачет, горюет, трещит, скрипит, вьется, стелется.


«Отгадайте, что я сделаю».

Эта игра обогащает словарный запас детей словами, обозначающими действие. Ведущий коротко описывает ситуацию. Участники должны догадаться, что он сделает в этой ситуации, и сказать об этом. Тот, кто отгадает, получает очко. За неверные ответы очко не снимается.

а) Я подхожу к доске с мелом в руке. (Вы напишите слова.)

б) На столе лежат контрольные работы. (Вы их проверите.)

в) Я устал стоять. (Вы сядете на стул.)

г) У меня в руках мяч. (Вы бросите мяч.)

д) У меня билет в кино. (Вы пойдёте в кино.)

е) Я принёс картинку. (Вы покажите картинку.)

ё) У меня билет на поезд. (Вы поедете в другой город.)

ж) Кто-то стучит в дверь. (Вы откроете дверь.)

з) Я прочитал интересный рассказ. (Вы нам расскажете его.)

и) Я получил письмо. (Вы прочитаете нам письмо.)

й) Сейчас будет интересная передача. (Вы посмотрите передачу.)

к) В комнате холодно: форточка открыта. (Вы закроете форточку.)


«Кто как передвигается? Что как передвигается?»

На доске записаны слова. К ним надо подобрать глаголы, которые показывают способ передвижения данного животного, предмета.

Жаворонок, уж, конь, дельфин, заяц, собака, кузнечик, бабочка.

Машина, лифт, самолёт, корабль.


«Записать слово-действие».

Ученикам, которые сидят за первыми партами каждого ряда, вручается листок бумаги (у каждого ряда свой цвет), на доску пишется слово или вывешивается картинка с изображением животного, сказочного персонажа или человека. Например, кошки, собаки, лисы, медведя, Красной Шапочки, Карлсона или просто девочки и т. д.

Ученики по сигналу по очереди записывают на листочке слова, обозначающие действия этого животного или сказочного героя, и передают дальше по ряду. Побеждает тот ряд, который быстрее и без ошибок запишет все глаголы. Например, кошка мурлычет, ловит мышку, умывается, охотится, лакает молоко, прыгает, крадётся, спит.


«Расскажите мне обо мне».

Играют две команды. Их участники по очереди составляют текст о себе и просят повторить его членов другой команды, при этом изменив лицо глагола.

Например: «Я иду (пошёл) домой. Вот я открываю дверь и выхожу из класса в коридор. Одеваюсь и выхожу на улицу. Я шагаю по улице мимо магазина, мимо аптеки. Вот наш дом. Я поднимаюсь на лифте на пятый этаж и открываю дверь. Я здороваюсь с мамой, снимаю шапку, пальто, шарф, ботинки. Я вхожу в ванную комнату и открываю кран. Из крана течёт вода. Я беру мыло и мою руки. Потом вытираю их полотенцем. Подхожу к столу, где меня ждёт обед. Я ем суп, котлету и пью чай. Я кончаю обедать и говорю маме: «Спасибо, мамочка!»

Этот текст можно повторить, употребляя глаголы в третьем лице единственного или множественного числа настоящего времени.

Например: Дима идёт домой. Вот Дима открывает дверь и выходит из класса в коридор. и т. д.

Учитель или капитаны следят за правильностью ответов. За каждую фразу, сказанную без ошибок, команда получает два очка, за ошибку снимается одно очко. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая больше очков.


  1. Тема: Части речи. Наречие.

«Добавьте наречие».

Игроки получают по пять карточек, на которых записаны начала предложений. Ведущий читает наречия, а игроки должны вовремя сообразить и поднять карточку, для которой подходит это наречие, чтобы закончить предложение. Кто поднял другую карточку или не сумел поднять вовремя, получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого раньше закончились упражнения.

  • Всадник помчался … (вскачь).

  • Заучил стихи …(наизусть).

  • Заготовил продукты … (впрок).

  • Подарил фото … (на память).

  • Глядел на нас … (исподлобья).

  • Перешёл реку … (вброд).

  • Распахнул ворота … (настежь).

  • Он работал … (без устали).

  • Надел рубашку … (наизнанку).

  • Раскалили железо … (докрасна).

  • Изба сгорела …(дотла).

  • Выстрелил в него …(в упор).

  • Надел фуражку…(набекрень).

  • Убил медведя … (наповал).

  • Сварил яйцо … (всмятку).

  • Бил в цель … (без промаха).

  • Начал плясать … (вприсядку).

  • Вытянулся перед ним … (в струнку).

  • Поезд прибыл … (вовремя).

  • Партия закончилась … (вничью).

  • Яблоки разделили … (поровну).

  • Поговорил с ним … (по душам).

  • Выпрыгнул из вагона … (на ходу).

  • Сегодня наелся … (до отвала).

  • Поспешили к нам … (на выручку).

  • Нёс свёрток … (под мышкой).

  • В пути питались … (всухомятку).

  • Стакан разбился … (вдребезги).

  • Ракета взмыла … (ввысь).

  • Девочка плакала … (навзрыд).

  • Попробовал рукой … (на ощупь).


«Кто быстрее?»

За установленное время образовать наречия от прилагательных с помощью приставок и суффиксов:

пустой (впустую) слепой (вслепую)

сухой (досуха) редкий (изредка)

горячий (сгоряча) крутой (вкрутую)

глухой (наглухо) белый (добела)

давний (издавна) новый (снова)

обычный (необычно) высокий (свысока)


«Кто быстрее?»

Играют две команды. в каждой команде выбирается старший. Ведущий записывает на доске в два столбика слова:

зимой летом

ночью днём

силой рывком

даром добром

вихрем шагом

чудом шёпотом

Надо придумать и записать предложения, в которых эти слова являлись бы в одном случае наречием, в другом – существительным. Например: За зимой пришла весна. Зимой стояли сильные морозы. Первая команда работает со словами левого столбика, вторая с – правым столбиком. Предложения составляются коллективно, записывает старший команды. На работу отводится определённое время. после окончания которого работа проверяется и за правильные предложения выставляются баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.


«Кто больше?»

Кто больше запомнит и воспроизведет наречий из рифмовок?

Где? Когда? Куда? Откуда?

Там, тогда, туда, откуда,

Завтра, утром, спозаранку,

Сверху, снизу, наизнанку.

Как? Зачем? И почему?

Так, затем и потому.


Здесь, вчера, сегодня, поздно,

Громко, вслух, сердито, грозно

Не спеша, спокойно, тихо,

Бурно, сильно, буйно, лихо,

Громко, внятно, чётко, ясно,

Замечательно, прекрасно.


Чётко, ровно, аккуратно, чисто, гладко и опрятно,

Вправо, влево, глубоко,

Справа, слева, высоко,

Рядом, близко, далеко,

Ясно, правильно и точно,

Навсегда, нарочно, прочно,

Верно, ровно, прямо, стройно,

Мирно, дружно и спокойно.

Хорошо, легко, красиво,

Робко, тихо, боязливо,

Вслух, открыто, смело, честно,

Превосходно и чудесно.


  1. Тема: Разделительный ъ знак.

«Кто быстрее назовёт?

Играют в парах. Один называет определения, другой должен ответить на них словом с разделительным знаком. Затем меняются. Подсчитывают очки.

а) Как мы называем кран, который поднимает тяжёлые грузы? (Подъёмный.)

б) Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные.)

в) Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съёжился.)

г) Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъём.)

д) Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение.)

е) Сообщить о чём-то? (Объявить.)

ё) Соединить вместе? (Объединить.)

ж) Приблизиться к чему-то на машине? (Подъехать.)

з) Это пригодится делать водителю, когда он загоняет машину в гараж или во двор? (Въезжать.)

и) Сообщение о чём-то важном, новом, срочном? (Объявление.)

й) Одно нужно отделить, отсоединить друг от друга? (Разъединить.)

к) Таким бывает воробей после драки? (Взъерошенным.)

л) Он есть у каждого дома. Это крытый вход в здание. (Подъезд.)

м) Фигура плоская, а тело… (объёмное.)

н) Если зверя разозлить, то он становится …(разъярённым).

о) Если предмет имеет недостаток, то у него есть … (изъян).

п) Дети не любят уколы и даже слово-синоним к нему. (Инъекция.)

р) Транспорт приближается к объекту. (Подъезжать.)

с) Её проводят при помощи фотоаппарата, фоторужья, кинокамеры, видеокамеры. (Съёмка.)


7. Тема: Правописание приставок и предлогов.

Заменить одним словом с приставкой. Играют в парах, поочерёдно записывая ответ в тетрадь. Дальше взаимопроверка.

а) Пропустить урок - … (прогулять).

б) Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску - … (прибить).

в) Начать исполнять песню - … (запеть).

г) Проглотить таблетку с водой - … (запить).

д) Отделить ножницами часть ткани - … (отрезать0.

е) Удержать текст в памяти - … (запомнить).

ё) Старое пальто сшить по-другому - … (перешить).

ж) Сменить место проживания - … (переехать).

з) Очень – очень быстро уйти с уроков без разрешения - … (сбежать).


  1. Тема: Части речи. Существительное.

«Назови одним словом».

Играть можно коллективно, в парах, в четвёрках. Ведущий называет словосочетание, игроки по очереди заменяют его одним словом. Кто ошибся – проигравший.

Храбрый человек – храбрец, добрый человек – добряк, умный человек – умник, болтливый человек – болтун, ленивый человек – лентяй, мудрый человек – мудрец, богатый человек – богач, грубый человек – грубиян, сильный человек – силач, весёлый человек – весельчак, синий оттенок – синева, голубой оттенок – голубизна, красивый вид – красота и т. д.


«Как называется место, где…».

Играют в парах. Один называет место, другой записывает. Затем дети меняются.

Продают хлеб – булочная; стригут – парикмахерская; делают конфеты – кондитерская; принимают в стирку бельё – прачечная; зверя лапа – у человека (ноги); шьют одежду – ателье; вас лечат – больница; дают на время книги – библиотека; зимой выращивают овощи – теплица; хранят автомобили – гараж; держат самолёты – ангар; учат детей – школа; дома готовят еду – кухня; работают клоуны – цирк.


«А что это у человека?»

У птицы это крыло – у человека (руки); у зверя лапа – у человека – (ноги); У собаки морда – у человека (лицо); у конфеты фантик – у человека (одежда); у подводной лодки перископ - у человека (глаза); У льва пасть – у человека (рот); у машины мотор – у человека (сердце); у рыбы жабры – у человека (лёгкие); у берёзы сок – у человека (кровь); у экскаватора ковш – у человека (ладонь).


«Добавь словечко».

а) Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).

б) Он бывает тупой или острый - … (нож).

в) Морской, речной бывает он - … (пляж).

г) Круглый, упругий - … (мяч).

д) Непроходимая лесная - … (глушь).

е) Верный, преданный - … (товарищ).

ё) Горчица оставляет во рту - … (горечь).

ж) Правда лучше, чем - … (ложь).

з) В поле колосится золотая - … (рожь).

и) На груди красивая - …. (брошь).

й) Вкусный наваристый - … (борщ).

к) После вечера наступает - … (ночь).

л) У матери бывает сын и - … (дочь).


«Угадай слова по их значению»

1) десятый месяц года;

2) шестой день недели;

3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей;

4) лесные или садовые душистые ягоды розовато-красного цвета;

5) лиственное дерево с белой корой.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры, связанные с определением понятий.

Автор: Огородникова Нина Васильевна

Дата: 20.06.2015

Номер свидетельства: 220682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Статья "Сюжетно - ролевая игра" в детском лагере"
    ["seo_title"] => string(55) "stat-ia-siuzhietno-rolievaia-ighra-v-dietskom-laghierie"
    ["file_id"] => string(6) "266899"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450268608"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Подвижные игры как один из способов развития тактического мышления школьников младшего возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "podvizhnyie-ighry-kak-odin-iz-sposobov-razvitiia-taktichieskogho-myshlieniia-shkol-nikov-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244652"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445968309"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Урок-игра "Швейный цех" "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-ighra-shvieinyi-tsiekh"
    ["file_id"] => string(6) "100733"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402391510"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Подвижная игра как средство развития физических качеств младшего школьника."
    ["seo_title"] => string(80) "podvizhnaia_igra_kak_sredstvo_razvitiia_fizicheskikh_kachestv_mladshego_shkolnik"
    ["file_id"] => string(6) "533539"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577267613"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Консультация для родителей "Игровая деятельность является ведущей для дошкольника""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_igrovaia_deiatelnost_iavliaetsia_vedushchei_dlia_do"
    ["file_id"] => string(6) "567837"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608461244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства