Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры детей. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление детей и вместе с тем она строится на взаимодействии детей и взрослых. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру детей — это окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего дети принимают на себя роль взрослых. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения.
сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.
В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят "взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке", что позволяет получить новый опыт поведения. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве "сквозного" тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а также как самостоятельная техника.
Проведение ролевых игр в летнем оздоровительном лагере может преследовать несколько целей. Во-первых, ролевая игра - отличное средство работы со свободной активностью детей, а одна из главных проблем в любом лагере - как справиться с этой самой неуправляемой активностью. Ну и, во-вторых, можно ещё ставить на игру разные воспитательно-образовательные цели (если получится).
Ролевая игра в лагере, на наш взгляд, может помочь формированию у подростков адекватного социального поведения и управления этим поведением.
С помощью проводимых ролевых игр можно: предъявить подросткам живущие в них стереотипы поведения; показать недостаточность этих стереотипов в ряде сложных ситуаций; предъявить образцы иных форм поведения, базирующихся на осознанном принципиальном выборе.
Продумывая сюжетно – ролевую игру, нужно учитывать правила:
1. Согласовать свою работу с администрацией, предъявить и утвердить план игры.
2. Необходимо заинтересовать, создать мотивацию детей. Но! ни в коем случае не следует заставлять участвовать в игре тех, кто не хочет этого делать! Поэтому сразу необходимо предусмотреть в плане, что будут делать во время игры неиграющие и кто за ними будет присматривать.
3. Продумать реквизит.
4. Провести рефлексию по окончанию игры.
Применение ролевой игры позволяет решать следующие задачи:
- Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.
- Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.
- Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения.
- Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.
- Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии.
Выделяют различные типы ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям - иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т. д. С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей). Иногда наряду с ролевыми играми выделяют так называемые "операциональные игры". Отличие операциональной игры в том, что она воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (как, например, в деловых играх). Ролевая же игра включает элементы имитации действительности и драматизации. На наш взгляд, данная классификация очень продуктивна, так как ключевым моментом этого метода является факт принятия ролей, а не степень реальности сюжетов или драматизации. Логичнее выделить в качестве дополнительного тренингового метода сенсомоторную игру, основной целью которой является получение нового сенсорного опыта.
Стадии подготовки и проведения ролевой игры.
Разработка сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента, места игры. Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки.
Описание ролей, задействованных в игре. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки, Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства - это не "вводные" данные игры, а то, что должно получиться "на выходе".
Ввод в ситуацию ролевой игры. Необходимо создать игровое поле.
Выбор участников, распределение ролей. Роли могут распределяться добровольно или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего или же роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, можно идти на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая, Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20 - 30), ведущий отсчитывает это число от любого "случайного" участника и указывает на очередного "добровольца". Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник.
Инструктирование. Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.
Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно - более целесообразно сделать это при подведении итогов. Собственно осуществление ролевой игры. Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована "аквариумом" (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг или же разыгрываться параллельно - сразу в нескольких микрогруппах. Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций:
- контроль за соблюдением правил и временных рамок игры;
- разъяснение неправильно понятых указаний;
- наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры;
- при необходимости - дальнейший инструктаж.
- Обсуждение игры (ещё этот этап называется "дебрифинг" или "Рефлексия"). После игры с детьми обязательно нужно, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы:
- Установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре).
- Анализ причин поведения.
- Планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).
Как правило, для подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками.
Во многих случаях ценность ролевых игр заключена в их содержании - "проигрывается" конкретный материал, содержание которого важно для детей.
Ролевые игры очень широко используются для профориентационной направленности. Ведь для совершения сознательно выбора профессии очень важно "изнутри" заглянуть в содержание работы, побывать в соответствующей социальной роли. В ряде случаев подростки могут сделать это только в ролевой игре. Игра "в профессионала", осуществляемая с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, помогает адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда. Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно продемонстрировать неадекватные стереотипы, существующие в сознании подростков применительно ко многим профессиям, помочь отделить профессиональные роли от личности человека.
Нужно учитывать риски, которые могут возникнуть в процессе игры:
- Неумение детьми адекватно оценить свои возможности;
- Нежелание подростков включать в игру детей младше возрастом;
- Возможность нарушения оговорённых правил проведения игры, например «для победы», «рассказать по секрету» и др.;
- Нарушение временных рамок;
- Неумение правильно проанализировать свои действия после игры.