На современном этапе модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит Казахстану стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Чтобы решить эти стратегические задачи, необходимо с детства формировать такие навыки, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Школа является важным этапом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.
Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников.
В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.
Задачи: Проанализировать игровые технологии.Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.
Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.
Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепления на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Технология опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
· Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
І. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
ІІ.По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
ІІІ. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
ІV. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Выделяют
1. Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры- путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры - соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4. Урок - деловая игра.
5. Урок – ролевая игра.
Виды дидактических игр:
Фонетические игры.
Лексико-фразеологические игры.
Игры по морфемике и словообразованию.
Морфологические игры.
Синтаксические игры.
Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию.
Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учеником дидактическую цель, а также проанализировать, достигнута ли эта цель в результате проведения игры.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки задания по самоподготовке до выполнения контрольной работы и обобщения.
Примеры дидактических игр по фонетике и графике
« Загадки».
1.Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)
2.Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )
3.Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )
4.Буквы значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется….. (Алфавит)
“Кто быстрее”.
1. Чем оканчиваются день и ночь ? ( Ь )
2. Что стоит посредине земли? ( М )
3.Чем кончается лето и начинается осень ? ( О )
4. Может ли быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к )
“ Кто больше”
1.Составить слова по 1 большому слову: предпринимательство.
2. Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.
( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).
Примеры дидактических игр по морфологи:
«Пароль - задание».
Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.
Например, часовые предлагают входящим такие задания:
· назови все падежи
· назови падежные вопросы
· приведи пример существительных I, II, III склонений
«Будь внимательным!»
Образуйте: а) множественное число - от единственного:
6. Черный, пузатый, дружит с ухватом. В печке был, нам картошку варил.
7. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
8. Нос – как хобот у слона, на спине – рука одна. Мы с плиты его снимаем, угощает всех он чаем.
По горизонтали:
1. Что за чудо-бегуны одинаковой длины? По снегам к березке тянут две полоски.
2. Без ног, а стоит, огород сторожит, рукавами машет, с ветром пляшет.
5. До чего ж она легка, легче крыльев мотылька. Бросишь – вновь вернется, дунешь – унесется.
Примеры дидактических игр по орфографии
«Орфографическое лото».
На карточках написаны слова на трудные орфограммы. Выбирается ведущий, он называет номер фишки (например, №22). Ученик, которому выпал этот номер, выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму.
«Лингвистические задачи». Найти и исправить ошибки в предложениях, аргументировать свой ответ.
“Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные
Кристофером Робином”. Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.
1. Прашу ножать если незапускают.
2. Прошу падергать ниаткрывают.
“Кто быстрее”.
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
2. Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).
3. Всегда маленькие.
Сказала Й сестре родной :
- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я- ужасно редко.
- Ну, редко – это не беда,
Иные буквы- никогда!
И много их ?
-Да целых три:
Сестра и с ней 2 брата
Зовут их так……
- Не говори………
Скажите вы , ребята ! ( _ъ и _ь , _ы ).
отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее проверить?
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза ).
- Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко-
Не пролезет даже кошка. (Скворечник ).
- Лежит веревка,
Шипит, плутовка
Брать ее опасно-
Укусит. Ясно? (Змея ).
- В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова ).
«Игра-эстафета»
С последней парты передается по рядам листочек с примерами на такое-то правило (например, разделительные ъ и ь).
Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
Синтаксические задачи.
Cинтаксис и пунктуация рядышком идут,
Держатся за руки, песенки поют.
Словно две подружки не разлей -вода
И об этом помнить нужно вам, друзья!
Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания.
Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе
1.дерево, хвойных, семейства, сосна.
2. ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
“Кто больше!”.
(Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный ).
Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.
- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал,
- гулял и мяукал.
Примеры дидактических игр по морфемике и словообразованию
Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком , называю суффиксом.
«Составь слово»
Составить слово из карточек, указать лексическое значение этих слов. (Карточки могут остаться лишние). Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись , не потерялись!
В целом – по мне на уроки пойдете. ( Расписание ).
Примеры дидактических игр по лексике
Усердней с каждым днем гляжу в слова,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: “Век. От века . Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой….”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, ни словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
1. Игра "Переводчик".
I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
II. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими? 1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
III. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град великий над Невой.
2. Игра "Следствие ведут знатоки".
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".
1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два. Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).
3. "Найди слово по его приметам".
Это глагол: его синоним - промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д.Хармс).
4. Игра "Соколиный глаз".
1) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков).
2) Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший Ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
5. Игра "Аукцион".
Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие "в отставку" после революции. И др.
Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы "Профессиональная лексика" поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
6. Игра "Перевертыш".
1) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу. Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
4. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.
8. Игра "Корректор".
1. Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?
1) В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
1) Западня-квартира с окнами на запад. 2) Гривенник - юноша с модной гривой. 3) Маховик - регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик - браконьер.
4. Найди лишнее слово.
1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
9. Игра "Бумеранг".
Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции:
ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю.
1. Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);
В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
11. Использование ребусов на уроках русского языка.
Учителя словесники часто забывают, что использование наглядности на уроках русского языка, в том числе в сочетании с игровыми моментами, способствует лучшему усвоению материала. Хотелось бы остановиться на такой оригинальной форме работы, в которой как раз и сочетается наглядность с игровыми элементами, как ребусы.
Разгадывание любых ребусов, кроссвордов требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли. Использование такой формы работы на уроках языка способствует повышению активности ребят, увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.
Для начала необходимо, конечно, раскрыть само понятие ребус, рассказать, что само слово происходит от латинского rebus (с помощью вещей, предметов). Это такая задача, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение) или слово изображается с помощью рисунков различных предметов, комбинаций букв, цифр, знаков.
Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют и расшифровывают:
1. Нужно правильно называть рисунки предметов, знаки. Названия предметов в ребусе читаются только в именительном падеже: конь, гриб, луна, сом. Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий:
глаз и око, нога и лапа, или же он может иметь одно общее и одно конкретное название: дерево - дуб, нота - ре. Подбирать надо подходящее по смыслу.
2. Запятая в ребусе - это знак исключения крайней буквы слова (первой или последней). Если запятая стоит слева от рисунка, то отбрасывается первая буква от его названия, если справа - последняя. Скажем, если перед рисунком, на котором изображён лось, стоит запятая, то разгадка будет - слово ось (запятая указывает, что нужно отбросить первую букву л).
Если возле рисунка стоят две или три запятые, то исключаются соответственно две или три крайние буквы слова. Например, нарисована парта, а после неё - две запятые, которые исключают две последние буквы слова - т , а. Выходит слово пар.
3. Зачёркнутая буква указывает, что из названия рисунка её нужно исключить. Рассмотрим два ребуса. Рисунок в обоих случаях один и тот же - слон. В первом ребусе над рисунком написана и зачёркнута буква л. Следовательно, её нужно исключить из названия, в результате чего получится сон. Во втором - рядом с зачёркнутой буквой л стоит буква г. Значит, нужно заменить л на г и записать слово- слог.
Часто заменяемую букву не перечёркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо неё. Так, в ребусе, где нарисован батон, написано а=е. Разгадка - бетон.
4. Если какой-нибудь рисунок ребуса перевёрнут "вверх ногами", это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, т. е. справа налево. Например, кот - ток.
5. Если возле рисунка выписан ряд цифр, это указывает, что в названии рисунка буквы нужно переставить в том порядке, в каком расставлены цифры. Например, нарисован лось, а над ним цифры 3, 2, 1,4 - выходит соль. Если одной или двух цифр нет, то соответствующие им буквы из названия предмета исключаются. Например, нарисовано сито, над ним цифры 1,3, 4, а цифры 2 нет - выходит слово сто.
6. Если буквы, слоги, рисунки, расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно прибавить соответствующий предлог-в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед. Такие рисунки условно называют рисунками со скрытыми предлогами. Вот примеры таких маленьких ребусов:
слог да написан в букве о, добавляем предлог в и читаем вода; ц написано за я, плюс предлог за-выходит заяц; по букве л написана буква е, читаем с прибавлением предлога по-поле; буква л прислонена к букве к (т. е. находится около, у неё), добавив предлог у, получим лук. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением скрытых предлогов на, над, под. Например: фо-на-ри.
Разгадывая ребус, состоящий из многих рисунков, где зашифрована целая фраза, необходимо вести слитную (без разделения на слова) запись названий всех рисунков и букв в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Когда все рисунки разгаданы, слитную запись нужно разделить на слова и прочитать "спрятанную" пословицу, загадку, строку из песни и т. д.
Разгадаем для примера ребус-пословицу:
Первый рисунок-змея. Расстановка цифр 1, 3, 2 показывает, что первую букву слова нужно так и читать первой, третью букву - второй, вторую - третьей. Одной цифры - 4 - нет. Следовательно, соответствующую букву из названия предмета исключаем. Произведя перестановку букв, получаем: зем.
Второй рисунок - тля. Слева от него - запятая, следовательно, первую букву исключаем, записываем: ля.
Далее две буквы р, о, расположенные одна на другой. Очевидно, здесь скрыт предлог на. Разгадка - наро.
Четвёртый рисунок -дом. Около него нет ни запятых, ни зачёркнутых букв. Его так и читаем дом.
Следующий рисунок ребуса: нота си.
И, наконец, последний рисунок - луна. Буква а в нём заменяется мягким знаком. Произведя замену, получаем: льна.
Разделив слитную запись: землянародомсильна на отдельные слова, получим пословицу: земля народом сильна.
При составлении ребуса, кроме правил для разгадывания, нужно знать следующее:
1. С помощью запятой отнимаются только крайние буквы, с помощью же зачёркнутой буквы - те, которые стоят в середине слова.
2. Ребус тем лучше, чем меньше в нём запятых и отдельных букв.
3. Рисунки для ребуса нужно подбирать так, чтобы в каждом из них изменялась или убиралась лишь одна буква. Если же "в дело" идут все буквы названия рисунка, то это ещё лучше.
4. Отдельные слоги до, ре, ми, фа удобно передавать записью соответствующих нот.
5. Части некоторых слов, которые произносятся одинаково с числительными, можно зашифровывать цифрами: 7я (семь-я), 40а (сорок-а).
6. При использовании перевёрнутого рисунка с запятой необходимо написать наоборот название, соответствующее рисунку: тогда легко заметить, какая буква лишняя и где надо ставить запятую - впереди рисунка или после него. Например, при составлении слова-ребуса телевизор используется перевёрнутый рисунок розы с исключением одной буквы. Чтобы поставить запятую там, где нужно, пишем название наоборот: азор. запятую ставим слева перевёрнутого рисунка, т. е. "лишняя" буква - а.
Нельзя рисовать в перевёрнутом виде предметы, по отношению к которым трудно решить, какое положение их имеется в виду (прямое или перевёрнутое): нож, палка, карандаш и др.
Слова можно зашифровать на отдельных листах размером 30Х20 см. Буквы, цифры, ноты можно нарисовать, а вместо рисунков наклеить вырезанные картинки.
Ребусы можно применять на уроках при изучении загадок, пословиц, усвоении новых слов, особенно правописания слов с непроверяемыми орфограммами, рекомендуемых программой для запоминания, при изучении и повторении тех или иных орфограмм, при изучении правописания словарных слов.
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Заключение
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
Список литературы.
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-П б., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.