kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал - "Игровые технологии на уроках русского языка" представляют собой систематизацию всех видов игр на уроках русского языка, помогающих не только разнообразить уроки, но и  способствующих научной подаче нового материала. Данный материал иллюстрирует возможность активизировать словарь учащихся, повысить мотивацию к обучению и развивать интерес к внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №630

Приморского района

г.Санкт-Петербурга









Васильева Мария Леонидовна,

Учитель начальных классов










Игровые технологии на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

















Введение


Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…


И.А.Сикорский


Игра ребенка – это жизненная лаборатория.

С.Т.Шацкий


В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда он делает серьезное дело.

А.Макаренко.


Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Именно поэтому игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. И в современной педагогической науке дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Дидактические возможности игровой методики велики, так как они связаны с традициями детской игры. Известно, что в игре обучающийся чувствует себя свободно, раскрепощено, ошибка воспринимается без отрицательных эмоций.

Значимость занимательности и психологической «комфортности» процесса познания в игре утверждалась в работах известных педагогов разных лет.

По убеждению Л.Толстого, «ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями»1

Постижение знаний в форме игры, свобода выбора действий и аргументов, право на ошибку и отсутствие страха получить плохую оценку – вот наивыгоднейшее условия обучения. «Лабораторией жизни» называет ролевую игру на уроке П. Блонский – «лабораторией, в которой благодаря раскрепощенности мыслительной и речевой деятельности школьники вырабатывают важнейшие качества личности – самостоятельность мышления, творческую инициативу2. Активными сторонниками игровых форм познания были А.Макаренко, В.Сухомлинский, М.Щетинин, И.А.Сикорский, Л.С.Выготский.



1- Толстой Л. Полное собрание сочинений. – Т.22.-М., 1957

2- Блонский П. Избранные психологические исследования. – М., 1964


«У каждого времени – свой путь к знаниям. У нашего – творческий, более того – игровой. Игра – заинтересованное прикосновение к уроку,… обретение – трудом души! – тех знаний, которые умножаются в дальнейшем; истин, усвоенных и закрепленных дружным, как в театре, эмоциональным эхом… Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес: вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу»3, - утверждает Ильин.

Дидактические игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Игровые методики помогают развивать умственные способности, расширять словарный запас, улучшать память, стать более внимательными, сообразительными, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.

При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относиться к критике в свой адрес, деликатно отзываться об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

Игра на уроке может стать серьезным занятием.

Цель данной работы: показать целесообразность и значимость использования игровых форм обучения (игр, игровых ситуаций, игровых заданий) на уроках русского языка в качестве средства активизации и воспитания познавательной деятельности у учащихся.


Задачи данной работы:

1. Изучить теоретические основы игровых технологий.

2. Представить классификации игровых форм обучения и варианты использования этих форм.

3. преимущественные особенности дидактических игр.











3- Ильин Е. Путь к ученику. – М., 1988


Глава 1. Игра как средство обучения.


Что представляет собой игра в жизни человека? Ответ на этот вопрос найдем в работе психолога Л.С.Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры.

«…В игре усилия ребенка всегда ограничиваются и регулируются множеством усилий других играющих. Во всякую задачу – игру входит, как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений…»1

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни»2

«Что наша жизнь? Игра!». Эти слова пушкинского героя мы повторяем очень часто. Они звучат в телевизионных передачах, ими пестрят страницы «игровых» газет. Все мы любим играть, а дети живут в игре. Это основное их занятие, которое занимает важное место в жизни и является средством познания действительности.

Ян Амос Коменский отмечал, что методы обучения должны уменьшать трудности обучения и пробудить любовь к дальнейшему обучению. Занимательность и является тем средством, которое пробуждает интерес, заставляет думать, мыслить. Игра как элемент занимательности, умело используемый в учебных целях, помогает преодолеть трудности при овладении языковыми умениями и навыками.

На уроках мы имеем дело с особым видом игр – учебными играми. Интерес детей к играм учитель старается использовать в учебных целях, вводит в занятия игровые моменты, иногда большая часть урока проводится как игра. Игра на уроках выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.

Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Дидактическую игру можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она


1- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель.Люкс,2005

2- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель.Люкс,2005

имеет не только обучающее значение: игра может быть и средством формирования познавательных интересов учащихся. При подготовке школьники часто должны обращаться к дополнительным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам и т.д.

Дидактические игры, на мой взгляд, помогают воспитать личность школьника. В игре развивается организованность, выдержка, умение планировать ряд действий, умение подчиняться коллективу, правилам игры. Играя в составе команды каждый ребенок несет ответственность за весь коллектив, каждый стремится справится со своим заданием как можно лучше.

Большое значение игры имеют для развития мышления школьников. Во время игры развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение и др.

Таким образом, игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная (Приложение 1 Методические указания к проведению игр), с учетом специфики материала, она тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Методисты выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. I группа – предметные игры, такие как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки и предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет-форма интеллектуальной игры, например, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? И т.д. Данные игры – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера. III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваиваются процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную. V группа игр – игры – упражнения, игры – тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их к



познавательной активности1. Дидактические игры наиболее актуальны в школе.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

«Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве игрового средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»2

Игровая форма занятий предполагает успешное решение следующих

целей и задач обучения, воспитания и развития школьников:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия3

Дидактические игры незаменимы в учебной деятельности. Через этот

вид игры происходит резкое повышение познавательной активности, она сплачивает коллектив, учит ребят брать во внимание общие правила поведения. Дидактические игры интересны для детей, потому что в этой игре ребенок оперирует своими знаниями, умениями, навыками, накопленными и приобретенными. При помощи дидактических игр учитель может на каждом

1- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982

2- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

3- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998


уроке отслеживать, чему научились дети на предыдущих этапах, какого уровня знаний и навыков они достигли на данном этапе обучения. Непреднамеренное использование знаний в процессе игры позволяет полнее усвоить их. А крепкое усвоение знаний, обогащение речи учащихся – это главная цель учебной деятельности. И успешному достижению этой цели на уроках русского языка помогают игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.









































Глава II. Виды дидактических игр.


Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяет выделить следующие виды дидактических игр1.

  • Игры – упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки и т.п.

  • Деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Этот вид дидактических игр предпочтителен для детей среднего и старшего школьного возраста, так как особенностями игры в этом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность, Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психодрама и социодрама2.

  • Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие ими осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

  • Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.


1- Кульневич С.В., Лацконина Т.П. Современный урок.Часть 2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руковод.учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК.-Ростов – на – Дону: Учитель, 2005., с.79

2- Пташкина В.Н. и др. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9классы: игры со словами, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2008., с.9-10


  • Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

  • «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

  • Психодрама и социодрама. Они близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

  • Игры – путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражаются в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

  • Игра-соревнование может включать в себя все вышеизложенные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.


В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как

самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.





Глава III. Опыт

Игровые технологии на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К.Д.Ушинский. Как же развивать и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык? Играть всерьез непросто. Проблем множество. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? Какие могут быть игры? А если дети не хотят играть? Многие из этих вопросов я для себя уже решила.

Организуя игровую работу с пятого класса, я преследую следующие цели:

  1. Познавательную, связанную с учебной ситуацией.

  2. Коммуникативно – развивающую.

  3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации каждого ребенка в сообществе людей.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в

создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры по мере взросления детей является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, юмору, ориентация на речевую деятельность.

Общение в диалоге – игре происходит в условиях, приближенных к естественной речевой ситуации, и потому оптимальных для формирования навыков неподготовленной или минимально подготовленной устной речи. С этих позиций я рассматриваю различные виды игр на уроках русского языка: от игры со словом (игры – упражнения, связанные с выполнением одного задания (микроигра), и макроигры, моделирующей более сложные задания и коллективные формы решения задачи) – до урока, основной методической формой которого будет ролевая игра.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Целесообразно, на мой взгляд, на каждом уроке в 5ых – 6ых классах находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка – разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно». Формы заданий могут быть самыми разнообразными. Вот некоторые из возможных вариантов, которые я предлагаю на уроках своим учащимся. «Составь текст и озвучь его». Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся). Подобное задание может быть несколько видоизменено: я предлагаю учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени составляют текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник, или другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении. Интересно детям задание «В эфире – новости». Оно предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращают школьников в зрителей новостных программ. Вариант данного задания – «Конкурс дикторов». Задача участника – прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. (Приложение).

Игровые технологии на уроках русского языка помогают мне также успешно вести работу по обогащению и активизации словарного запаса учащихся, что является одной из основных целей учебной деятельности. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств достигаются мной за счет использования игровых форм, к которым относятся лексико – фразеологические игры (Приложение): «Переводчики», включающие задания подобрать к данным словам синонимы, объясняющие их смысл; подобрать к слову в левой части соответствующий синоним из правой части; составить словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен (Например: Изобразительная кампания – веселая компания); восстановить страницу «Толкового словаря», правильно выписав термины, опираясь на предложенные объяснительные статьи; определить значение данных слов, в случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске и т.д.

  • «Догадайся!» Требуется догадаться, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля. Например: Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей).

  • «Собери фразеологизм». Надо «собрать» фразеологизм из написанных слов. Например: Как; Макар; куда; канул; телят; в воду; не гонял. (Куда Макар телят не гонял. Как в воду канул).

  • «Собери пословицу». Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. (Приложение).

  • «Переводчик». Необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова. Догадаться, что означают придуманные детьми слова (Например: Гудильник – (будильник). Угадать «знакомых незнакомцев» по языку, из которого к нам пришло слово, и значению этого слова в родном языке (Наример: французский: доверие (кредит).

  • «Кто быстрей». В этой игре выигрывает тот, кто быстрей вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются слова: голова, ноги, нос и т.п. (Приложение).

  • «Найди пару». Из данных в двух столбиках фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (Приложение).

  • «Объясни значение». Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение словами – синонимами. Например: рукой подать (близко), как рыба в воде (уверенно), много воды утекло (давно) и т.п.

  • «Прямое и переносное». Учитель называет словосочетания. Ученики составляют предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов. Например: Я умею ходить на цыпочках. (прям.знач.) – Когда папа спит, мы все ходим на цыпочках (перенос.знач.).

  • «Подбери синонимы». К фразеологизмам, которые читает учитель, дети подбирают синонимичные фразеологические обороты. Например: Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову; в два счета, на всех парах, в мгновение ока, не успеешь моргнуть и т.д.

  • «Лингвистические «Угадайки». Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную игру – задачу под названием «Кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание. Например, надо угадать слово по его описанию, объяснить, как вам это удалось сделать: «Глаз» автомобиля. «Слово» регулировщика. «Свежезамороженный» дождь. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Такса, а не собака. Орел, а не птица и т.п.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас

учащихся (за счет узнавания новых слов и уточнения значений уже известных слов) и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно – выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды). Указанные лексико – фразеологические игры я активно использую в своей практике, и на их основе придумываю новые виды игр и упражнений.

При отработке орфографических и пунктуационных норм в 5-6 классах пробуждают интерес учащихся, активизируют класс игровые задания, такие как «Мягкая посадка» (Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение), «Третий лишний» (В ряду слов необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д.), «Я работаю волшебником» (Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), родная земля (планета Земля), «Диктант – шутка» (Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова и поможет детям запомнить их), Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова – исключения. Возможно, такой шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их:

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофер, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом. Жораобжора, жокей, жонглер и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглер жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривался о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на веселое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим. «Лингвистический футбол» (Ученик приглашается к доске – «встает на ворота», ребятам разрешается «забить» вратарю пять мячей» - вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил), «Найди пару» (Соединить половинки сложных предложений. Выделить в них главное и придаточное предложение), «Умный редактор» (Например, исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзов слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания), «Блеф – клуб», или цифровой диктант (Эта игра позволяет ученикам включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро вспомнить для понимания новой темы, а учителю – тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала) и другие виды игровых заданий (Приложение).

Игра делает процесс обучения русскому языку не только более динамичным, интенсивно тренирующим память, но и более радостным, а потому в значительной мере более творческим. Особый задор пробуждают такие полуподвижные игры, как «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай».

Языковая игра дает возможность ученикам убедиться в реальности ситуации общения, где необходимо применять лингвистические знания и речевые навыки. Здесь появляется максимум вариантов проговаривания одной ситуации с учетом разных целей и условий общения, характера собеседников.

В игре по развитию речи еще больше развивается воображение, так как идет напряженный процесс мысленного создания новых образов на основе прошлого опыта. Творческому воображению содействуют такие речевые конкурсы, как создание рассказов по картинкам, по данному началу и концу, «дописывание» стихов, подбор эпитетов к слову в контексте и вне контекста.

Одной из интереснейших, на мой взгляд, и полезнейших форм игровой работы с учащимся средних классов является создание стихотворений с лингвистическим содержанием. Такие стихотворения в занимательной литературе делятся на три типа: стихотворения – правила, стихотворения – загадки, стихотворения – подсказки.

Первые используются мною для того, чтобы облегчить изучение нового материала, сделать его более доступным, сухое правило превратить в занимательное стихотворение, где могут возникать яркие образы и даже лирические герои.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем – ИЯ.

И под корнем посмотри:

Тоже пишем букву И.

А в концовке – ЦЫН, - ЦЫЙ, -ЦЫ.

Пишем только букву Ы.

Стихотворения – загадки помогают при первичном усвоении лингвистического знания и при его актуализации.

Создавая или изучая стихотворения – подсказки, ученик четко представляет себе косвенное определение какого-либо языкового факта, помогающие определить категориальные характеристики описываемого явления языка.

Я считаю, что хорошим способом изложения лингвистического знания, активизирующим познавательную деятельность обучаемых в области языковедческой практики, являются лингвистические миниатюры.

В занимательных рассказах о языке лингвистическое содержание заключено во внелингвистическую форму, и это, несомненно, вызывает интерес у учащихся.

Такие миниатюры могут быть связаны со всеми разделами лингвистики. Формы работы с ними разнообразны, например:

  • определить языковую тему, к которой относится миниатюра;

  • проанализировать рисунки к миниатюре (или проиллюстрировать ее самим);

  • продолжить миниатюру;

  • подобрать название миниатюре;

  • расширить миниатюру конкретными примерами.

Работа с миниатюрами на языковые темы очень важна, так как они

одновременно являются и упражнением на изученные грамматические правила, и средством запоминания правила. Безусловно, это и материал для развития речи.

Лингвистические миниатюры широко использовались мною при разработке уроков по темам «Лексика» (Приложение Урок – игра «Рыцарский турнир»), «Морфемика». (Приложение «Аналитические игры»: «Любитель разбирать слова», «Построй словообразовательное дерево»).

Таким образом, лингвистическую игру можно квалифицировать по разным параметрам; среди них:

  • особенности языкового материала, используемого в игре;

  • цели и задачи обучения данного контингента учащихся;

  • вид речевой деятельности, с помощью которого должна быть выполнена заданная игровая программа;

  • использование экстралингвистического материала в создании упражнений для внеязыковой ситуации;

  • статичность – подвижность игры;

  • наличие – отсутствие реквизита;

  • количество участников.

Современна, с точки зрения коммуникативного обучения, ролевая игра –

общение. Формы ролевых игр могут быть самые разнообразные: воображаемые путешествия, заседание круглого стола, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды. В работе с учащимися 5-6 классов я использую ролевые игры обычно на уроках закрепления изученного материала, систематизации знаний, повторительно-обобщающих уроках. Это чаще всего игры – путешествия, например: «В гостях у имени прилагательного». Урок – обобщение 6 класс (Приложение), «В гостях у имени числительного». Урок-обобщение 6 класс (Приложение), «По следам глагола». Повторительно – обобщающий урок 6 класс (Приложение), «Путешествие по стране имен существительных». Повторение пройденного материала 5 класс (Приложение), уроки в форме игры «Калейдоскоп», например: урок-игра «Калейдоскоп». Повторение по теме «Орфограммы в глаголах» 6 класс (Приложение), уроки в форме «Заседания круглого стола» например, проведенные в этом учебном году в 6 «В» классе уроки по темам: «Русский язык - один из развитых языков мира» (Приложение), «Повторение изученного об имени существительном» (Приложение), открытый урок, проведенный в 5 «Г» классе этой же теме (Приложение).

Ролевые игры можно успешно использовать и на уроках изучения нового материала, например: Урок – игра «Рыцарский турнир по теме «Антонимы» в 5 классе (Приложение).

Ролевая игра – современный метод группового обучения успешно общаться. В игре формируется линия поведения каждого из участников диалога, быстрота реакции, совершенствуются приемы речевого воздействия на партнера. Раскованность спонтанность речи возрастает от того, что решение можно «переиграть», найти более оптимальный вариант. В игре возникает возможность корректировать, смягчать эмоциональное напряжение группового действия.

Ролевые игры активизируют такие качества, как артистичность, эмоциональность, выразительность речи, контактность.

Основные признаки учебной ролевой игры представляются мне такими:

  • ситуация общения (фрагмента действительности, определенной сферы действия), в рамках которой решается проблема;

  • наличие ролей для участников игры;

  • четкое определение общей цели игрового коллектива и ролевых целей;

  • право участника выбрать любую альтернативу и предложить свое решение;

  • соревновательный характер действия.

В учебной игре следует стремиться к органичному сплаву

занимательных и учебных мотивов, целей действия: первые должны быть открытыми, интригующими, вторые я стремлюсь «замаскировать». В установке инструкции к игре на первый план всегда выдвигаю необычное определение предстоящего действия: «Поиграем?!» И слышу радостное согласие: «Поиграем!».

Многие игры организую как соревнования групп, команд: это способствует повышению ответственности участников за уровень выполнения заданий и их результат.

При организации работы, стараюсь учитывать специфику класса и индивидуальные особенности каждого ученика. Организуя группы, важно знать особенности межличностных отношений, сложившихся в классе.

Далее знакомлю с технологией игры (Приложение), раздаю задания. Групповая работа может быть однородной, если задания одинаковы для всех групп, и дифференцированной.

На первом этапе организации игровой деятельности я учу детей сотрудничать друг с другом.

Обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования, освоения сложных правил, решения возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил, попытки его изменить – прекрасная школа сложных взаимоотношений.

Познавательные игры чаще всего соответствуют знаниям играющих, поэтому легко определить, на каком этапе обучения, кому из учащихся следует адресовать то или иное занимательное задание.

Критерии оценки конкурсов в большинстве случаев общие: правильность произношения слов, правильность речи в целом, полнота выполнения задания, быстрота.

Правильность речи в каждом конкретном случае оценивается дифференцированно: орфоэпическая, грамматическая, лексическая, семантическая и так далее.

Чаще всего к этим критериям добавляется еще один: кто больше?

При подведении общего итога конкурса сообщаю участникам их проблемы на данном этапе владения русской речью, а для себя отмечаю типичные ошибки – это поможет лучше подготовить другие учебные задания.

Учащимся 5 класса уже с первых уроков предлагают своеобразные «лингвистические задачи». В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Если же играют в командах, то сам процесс горячего обсуждения задания, исключения неверных вариантов дает ребятам больше, чем систематические объяснения учителя.

Например, игра «Проверки» (Приложение). За десять минут пятиклассники, не освоившие или забывшие правила работы с проверяемыми гласными и согласными самостоятельно и с большим азартом будут повторять изученные орфограммы. Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, приучает к быстрой сосредоточенной работе.

В слабом классе выручает игра «Мнемоника» (Приложение). Всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания чего-либо (исключений, сложных терминов, списка слов), объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить то, что необходимо. Вот один из мнемонических приемов, предложенных 5-классниками:

3 – приставки не бывает-

Это каждый школьник знает.

Зги, здесь, здание, здоровье.

С з – пишите на здоровье.

Шестиклассники при изучении темы «Одна и две Н в суффиксах прилагательных сочинили такие стихи:

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках:

Когда –АН-, -ЯН-, то Н одно

И больше никаких излишков.


А где два НН? Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной

Где оловянный шпингалет,

И подоконник деревянный.

Обычно в использовании придуманных мнемонических приемов (Приложение) уже не возникает необходимости – после конкурса все исключения и так хорошо запоминаются. Главный же результат – формирование осознанного активного отношения к процессу запоминания.

Примерные, благополучные дети часто боятся всего нестандартного, не такого «как мы проходили». После нескольких (Приложение) аналитических игр («Пропорции», «Четвертый лишний», «Смысловые ряды») ребенок, мыслящий очень зажато, ограниченно, вдруг удивит всех, составив оригинальную задачку.

С помощью языковых игр можно привести в рабочее состояние запущенный класс, пробудить у ребят интерес к языку, систематизировать сумбурные знания.

С помощью языковой игры «Новый прибор», (Приложение) активизирующей полученные знания по словообразованию, шестиклассники поняли, что язык не сводится к правилам орфографии и пунктуации, что это сложное явление, интересное, не познаваемое до конца.

Творческие игровые задания (Приложение) такие, как «Рассказ по опорным словам», «Не повторяться», предлагающие сочинить связный и желательно остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные условия, позволили многим детям избавиться от страха перед сочинительством.

Считаю полезным предлагать детям стать ненадолго пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы. Задания этого пита формируют, на мой взгляд, у учащихся исследовательские умения (на доступном для определенного возраста уровне) работы с научно-популярной литературной, справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовке школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения. (Приложение).

Так шестиклассникам после изучения темы «Этимология слов» даю задание, пользуясь этимологическим словарем, подготовить устное выступление на одну из тем: «История слова джинсы», «История слова работа», «История слова привередливый», «История слова обворожить». Во время изучения темы «Имя существительное» дети с большим интересом и энтузиазмом готовят публичное выступление перед классом о происхождении русских имен, используя сведения «Словаря русских личных имен».

Вся эта работа, задуманная прежде всего, как живое и свободное использование грамматических навыков и словарного запаса, дает учащимся ощущение гордости за свои успехи в языке.

Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и процесс обучения становится более эффективным.












































Заключение.


В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к учебе. На обострение проблемы школа отреагировала поиском нестандартных форм, приемов обучения, одной из которых возбуждение интереса учащихся к занятиям.

Общеизвестно, что большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к занятиям, к выполнению упражнений. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребности школьников в новизне. Использование разнообразных игровых форм обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддерживанию интереса и активности учащихся.

Использование игр на уроках русского языка и на внеклассных мероприятиях положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному усвоению школьного материала. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно делая это неосознанно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, инициативности, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель только управляет учебной деятельностью.

Игровые формы и методы обучения при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Однако игровая форма работы имеет и свои слабые стороны. К примеру, в слабоуспевающих классах ученики не готовы к самостоятельной учебной деятельности и занятия с ними связаны в основном с обучением на репродуктивном уровне. Не будет плодотворной игровая деятельность в условиях низкой дисциплины. И, наконец, образовательная, воспитательная и развивающиеся задачи урока плодотворно реализуются лишь при сочетании разных форм и методов организации обучения.

Стабильные результаты и положительная динамика в качестве обучения детей являются показателем необходимости дальнейшего применения игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.





Список литературы.


  1. Пташкина В.Н. и др. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2008г.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005г.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998г.

  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1978г.

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2005г.

  6. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры.-М.: Новая школа, 1994г.

  7. Баев П.М. Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. –М.: Русский язык, 1989г.

  8. Игры и развлечения. Книга I / сост.Фирсова Л.М. –М.: Молодая гвардия, 1989г.

  9. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которых играют люди. –Л., 1992г.

  10. Подгаецкая И. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. –М., 1992г.

  11. Ильин Е. Путь к ученику. –М., 1988г.

  12. Жулий Т.Б. Лингвистические игры – Луганск: Янтарь, 2002г.

  13. Толстой Л. Полное собрание сочинений. –Т.22-М., 1957г.

  14. Сухомлинский В. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах.-М., 1981г.

  15. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – М., 2000г.

  16. Блонский П. Избранные психологические исследования. –М., 1964г.

  17. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1982г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровые технологии на уроках русского языка

Автор: Васильева Мария Леонидовна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства