kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языковые особенности речевого стереотипа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые особенности речевого стереотипа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности речевого стереотипа»

Языковые особенности речевого стереотипа


ГПБОУ ОКГ «Столица»

Строительный техникум №30.

преподаватель русского языка и литературы

Упорова Г.Г.

Современный период в развитии языкознания характеризуется

острым интересом к изучению живой естественной речи. Такой интерес, прежде всего, вызван изменениями в структуре и характере городской коммуникации, связанной с общими политическими и социально-экономическими преобразованиями последних лет. Формирование новой социальной стратификации общества, освоение членами социума новых коммуникативных сфер и соответствующих им стереотипов поведения, изменение в функционировании средств массовой информации повлияло на язык города и его жанровую организацию.
Повышенный интерес современной лингвистики к исследованию разговорной речи обусловил рост популярности такого понятия, как “жанр речи”,- понятие, которое все чаще встречается на страницах лингвистических изданиях.

В настоящее время теория речевых жанров находится в стадии своего становления, поэтому система ее основных положений еще не сложилась. Прежде всего, нет единого, общепринятого определения речевого жанра. В специальной литературе находим, например, такие формулировки: “определенное ситуационно-тематическая группа текстов”; “Тип текстов “отлившийся” и соответствующих коммуникативных ситуаций сформированных на основе таких конкретизированных и взаимодействующих параметров, как время, место, партнеры коммуникации, тема”; “Вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей”.
Разработка проблемы речевых жанров в отечественной лингвистике начинается со статьи М.М.Бахтина “Проблемы речевых жанров”,написанный в 1952-1953 гг., но опубликованный лишь в конце 70-х.гг. Статья Бахтина, с одной стороны, закладывает основы современных представлений речевых жанров, а с другой- наглядно демонстрирует трудности, связанные с осознанием этого явления. М.М.Бахтин первым высказал гипотезу о глобальности феномена жанровой организации речи, отметив, что язык обнаруживается не в хаотических, свободных от действия какого-либо канона проявлениях, но определенным образом оформленных построениях: “Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании подобно мальеровскому Журдену, который, говоря прозой, не подозревал об этом, мы говорим разнообразными жанрами, не подозревал об их существовании. Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штамповым и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Формы языка мы усваиваем только в формах высказываний, то есть речевые жанры, приходит в наш опыт и в наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом”.

В системе жанров разговорной речи речевой стереотип занимает особое место, характеризуясь закрепленностью за типичными ситуациями городского общения. Под речевым стереотипом понимается особый тип диалогической речи, представляющий собой ситуативное клише, в основе которого лежит речевой автоматизм, объясняющийся частой повторяемостью жизненных ситуаций к которым прикреплена речь.

Однако в процессе городского общения наблюдаются случаи, в которых отклонения от стереотипных моделей общения не наблюдается и случаи, когда проявляется индивидуальное, личное начало, вызывающая некоторое разрушение стереотипной модели. Это связано с разными типами коммуникативных ситуаций, предполагающих различную степень речевой стереотипности. В качестве жанра речевой стереотип правомерно рассматривать на основе таких параметров, как тема, место, характеристика партнеров коммуникации, время. Совокупность именно этих характеристик определяет специфику коммуникативных ситуаций, которые “отливаются” в соответствующие типы текстов, то есть в жанры.

Стереотипность микродиалога проявляется в ряде признаков, характеризующих данный речевой жанр. Этими признаками, прежде всего, являются воспроизводимость и повторяемость ситуации, в которых возникает данный тип текста. Данные характеристики являются важными при описаниии текстовой организации речевых стереотипов.

Ярким признаком речевого стереотипа является тематическая организация микродиалога. Причем тематика диалогов может различаться в зависимости от степени знакомства коммуникантов, что объясняется двумя факторами:

а) общностью операционной базы знакомых между собой коммуникантов, и отсутствием таковой в общении незнакомых;
б) различным характером общения: преобладанием “фатики” в общении между незнакомыми людьми, и в равном соотношении “фатики” и “информатики” в общении знакомых коммуникантов.
Речевые стереотипы могут быть социально маркированными.

Основными характеристиками, влияющими на речь говорящего, являются возраст, пол, социальный статус.

Речевые стереотипы имеют особенности и на структурно - языковом уровне: типичной для стереотипных микродиалогов является использование вопросно-ответной конструкции; наблюдается специфическое соотношение частей речи (больше всего используется местоимение, частицы и релятивы); эмоциональность речи проявляется в особом интонировании (длительность звука, растяжка); экспрессивность речи чаще всего достигается с помощью местоимения “такой” и в использовании оценочной лексики.

Таким образом, языковые особенности речевого стереотипа выявляют его принадлежность к разговорной речи, указывают на то, что этот жанр относится именно к этой подсистеме литературного языка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Языковые особенности речевого стереотипа

Автор: Упорова Галина Георгивна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-linghvostranoviedchieskogho-podkhoda-v-mietodikie-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419222003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства