kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языковые особенности речевого стереотипа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые особенности речевого стереотипа

Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности речевого стереотипа»

Языковые особенности речевого стереотипа


ГПБОУ ОКГ «Столица»

Строительный техникум №30.

преподаватель русского языка и литературы

Упорова Г.Г.

Современный период в развитии языкознания характеризуется

острым интересом к изучению живой естественной речи. Такой интерес, прежде всего, вызван изменениями в структуре и характере городской коммуникации, связанной с общими политическими и социально-экономическими преобразованиями последних лет. Формирование новой социальной стратификации общества, освоение членами социума новых коммуникативных сфер и соответствующих им стереотипов поведения, изменение в функционировании средств массовой информации повлияло на язык города и его жанровую организацию.
Повышенный интерес современной лингвистики к исследованию разговорной речи обусловил рост популярности такого понятия, как “жанр речи”,- понятие, которое все чаще встречается на страницах лингвистических изданиях.

В настоящее время теория речевых жанров находится в стадии своего становления, поэтому система ее основных положений еще не сложилась. Прежде всего, нет единого, общепринятого определения речевого жанра. В специальной литературе находим, например, такие формулировки: “определенное ситуационно-тематическая группа текстов”; “Тип текстов “отлившийся” и соответствующих коммуникативных ситуаций сформированных на основе таких конкретизированных и взаимодействующих параметров, как время, место, партнеры коммуникации, тема”; “Вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей”.
Разработка проблемы речевых жанров в отечественной лингвистике начинается со статьи М.М.Бахтина “Проблемы речевых жанров”,написанный в 1952-1953 гг., но опубликованный лишь в конце 70-х.гг. Статья Бахтина, с одной стороны, закладывает основы современных представлений речевых жанров, а с другой- наглядно демонстрирует трудности, связанные с осознанием этого явления. М.М.Бахтин первым высказал гипотезу о глобальности феномена жанровой организации речи, отметив, что язык обнаруживается не в хаотических, свободных от действия какого-либо канона проявлениях, но определенным образом оформленных построениях: “Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании подобно мальеровскому Журдену, который, говоря прозой, не подозревал об этом, мы говорим разнообразными жанрами, не подозревал об их существовании. Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штамповым и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Формы языка мы усваиваем только в формах высказываний, то есть речевые жанры, приходит в наш опыт и в наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом”.

В системе жанров разговорной речи речевой стереотип занимает особое место, характеризуясь закрепленностью за типичными ситуациями городского общения. Под речевым стереотипом понимается особый тип диалогической речи, представляющий собой ситуативное клише, в основе которого лежит речевой автоматизм, объясняющийся частой повторяемостью жизненных ситуаций к которым прикреплена речь.

Однако в процессе городского общения наблюдаются случаи, в которых отклонения от стереотипных моделей общения не наблюдается и случаи, когда проявляется индивидуальное, личное начало, вызывающая некоторое разрушение стереотипной модели. Это связано с разными типами коммуникативных ситуаций, предполагающих различную степень речевой стереотипности. В качестве жанра речевой стереотип правомерно рассматривать на основе таких параметров, как тема, место, характеристика партнеров коммуникации, время. Совокупность именно этих характеристик определяет специфику коммуникативных ситуаций, которые “отливаются” в соответствующие типы текстов, то есть в жанры.

Стереотипность микродиалога проявляется в ряде признаков, характеризующих данный речевой жанр. Этими признаками, прежде всего, являются воспроизводимость и повторяемость ситуации, в которых возникает данный тип текста. Данные характеристики являются важными при описаниии текстовой организации речевых стереотипов.

Ярким признаком речевого стереотипа является тематическая организация микродиалога. Причем тематика диалогов может различаться в зависимости от степени знакомства коммуникантов, что объясняется двумя факторами:

а) общностью операционной базы знакомых между собой коммуникантов, и отсутствием таковой в общении незнакомых;
б) различным характером общения: преобладанием “фатики” в общении между незнакомыми людьми, и в равном соотношении “фатики” и “информатики” в общении знакомых коммуникантов.
Речевые стереотипы могут быть социально маркированными.

Основными характеристиками, влияющими на речь говорящего, являются возраст, пол, социальный статус.

Речевые стереотипы имеют особенности и на структурно - языковом уровне: типичной для стереотипных микродиалогов является использование вопросно-ответной конструкции; наблюдается специфическое соотношение частей речи (больше всего используется местоимение, частицы и релятивы); эмоциональность речи проявляется в особом интонировании (длительность звука, растяжка); экспрессивность речи чаще всего достигается с помощью местоимения “такой” и в использовании оценочной лексики.

Таким образом, языковые особенности речевого стереотипа выявляют его принадлежность к разговорной речи, указывают на то, что этот жанр относится именно к этой подсистеме литературного языка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Языковые особенности речевого стереотипа

Автор: Упорова Галина Георгивна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-linghvostranoviedchieskogho-podkhoda-v-mietodikie-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419222003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства