Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности речевого стереотипа»
Языковые особенности речевого стереотипа
ГПБОУ ОКГ «Столица»
Строительный техникум №30.
преподаватель русского языка и литературы
Упорова Г.Г.
Современный период в развитии языкознания характеризуется
острым интересом к изучению живой естественной речи. Такой интерес, прежде всего, вызван изменениями в структуре и характере городской коммуникации, связанной с общими политическими и социально-экономическими преобразованиями последних лет. Формирование новой социальной стратификации общества, освоение членами социума новых коммуникативных сфер и соответствующих им стереотипов поведения, изменение в функционировании средств массовой информации повлияло на язык города и его жанровую организацию. Повышенный интерес современной лингвистики к исследованию разговорной речи обусловил рост популярности такого понятия, как “жанр речи”,- понятие, которое все чаще встречается на страницах лингвистических изданиях.
В настоящее время теория речевых жанров находится в стадии своего становления, поэтому система ее основных положений еще не сложилась. Прежде всего, нет единого, общепринятого определения речевого жанра. В специальной литературе находим, например, такие формулировки: “определенное ситуационно-тематическая группа текстов”; “Тип текстов “отлившийся” и соответствующих коммуникативных ситуаций сформированных на основе таких конкретизированных и взаимодействующих параметров, как время, место, партнеры коммуникации, тема”; “Вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей”. Разработка проблемы речевых жанров в отечественной лингвистике начинается со статьи М.М.Бахтина “Проблемы речевых жанров”,написанный в 1952-1953 гг., но опубликованный лишь в конце 70-х.гг. Статья Бахтина, с одной стороны, закладывает основы современных представлений речевых жанров, а с другой- наглядно демонстрирует трудности, связанные с осознанием этого явления. М.М.Бахтин первым высказал гипотезу о глобальности феномена жанровой организации речи, отметив, что язык обнаруживается не в хаотических, свободных от действия какого-либо канона проявлениях, но определенным образом оформленных построениях: “Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании подобно мальеровскому Журдену, который, говоря прозой, не подозревал об этом, мы говорим разнообразными жанрами, не подозревал об их существовании. Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штамповым и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Формы языка мы усваиваем только в формах высказываний, то есть речевые жанры, приходит в наш опыт и в наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом”.
В системе жанров разговорной речи речевой стереотип занимает особое место, характеризуясь закрепленностью за типичными ситуациями городского общения. Под речевым стереотипом понимается особый тип диалогической речи, представляющий собой ситуативное клише, в основе которого лежит речевой автоматизм, объясняющийся частой повторяемостью жизненных ситуаций к которым прикреплена речь.
Однако в процессе городского общения наблюдаются случаи, в которых отклонения от стереотипных моделей общения не наблюдается и случаи, когда проявляется индивидуальное, личное начало, вызывающая некоторое разрушение стереотипной модели. Это связано с разными типами коммуникативных ситуаций, предполагающих различную степень речевой стереотипности. В качестве жанра речевой стереотип правомерно рассматривать на основе таких параметров, как тема, место, характеристика партнеров коммуникации, время. Совокупность именно этих характеристик определяет специфику коммуникативных ситуаций, которые “отливаются” в соответствующие типы текстов, то есть в жанры.
Стереотипность микродиалога проявляется в ряде признаков, характеризующих данный речевой жанр. Этими признаками, прежде всего, являются воспроизводимость и повторяемость ситуации, в которых возникает данный тип текста. Данные характеристики являются важными при описаниии текстовой организации речевых стереотипов.
Ярким признаком речевого стереотипа является тематическая организация микродиалога. Причем тематика диалогов может различаться в зависимости от степени знакомства коммуникантов, что объясняется двумя факторами:
а) общностью операционной базы знакомых между собой коммуникантов, и отсутствием таковой в общении незнакомых; б) различным характером общения: преобладанием “фатики” в общении между незнакомыми людьми, и в равном соотношении “фатики” и “информатики” в общении знакомых коммуникантов. Речевые стереотипы могут быть социально маркированными.
Основными характеристиками, влияющими на речь говорящего, являются возраст, пол, социальный статус.
Речевые стереотипы имеют особенности и на структурно - языковом уровне: типичной для стереотипных микродиалогов является использование вопросно-ответной конструкции; наблюдается специфическое соотношение частей речи (больше всего используется местоимение, частицы и релятивы); эмоциональность речи проявляется в особом интонировании (длительность звука, растяжка); экспрессивность речи чаще всего достигается с помощью местоимения “такой” и в использовании оценочной лексики.
Таким образом, языковые особенности речевого стереотипа выявляют его принадлежность к разговорной речи, указывают на то, что этот жанр относится именно к этой подсистеме литературного языка.