Просмотр содержимого документа
«Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы»
Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы
Современный этап развития среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно- политическом и социально-экономическом развитии страны . В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности, высокий интеллектуальный уровень и высокий нравственный уровень. Наиболее полно соответствует этим задачам гуманистическая концепция обучения и воспитания, так как она создает оптимальные условия для раскрытия , коррекции и развития личности студента. Поэтому я не случайно в течение ряда лет работаю над педагогической проблемой«Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы».
Актуальностьобусловлена тем, что проблема гуманизации общества в целом, и образования, в частности, является приоритетной. Я считаю, что всему педагогическому сообществу следует сосредоточить внимание на данной проблеме. Гуманизация образования, будучи одной из мировых тенденций, является и основным принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими
проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества. Какими станут наши специалисты, какой багаж понесут в будущее, какое у них будет здоровье, культура общения и труда, это и определит будущее нашей страны. Образование имеет уникальную возможность решения этих задач.
Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Нет сомнения в том, что необходимо другое образование, по сравнению с традиционным, основанное на свободном развитии личности.
В чем изменилась стратегия образования на современном этапе? Традиционное образование определялось понятиями: знания, качество знаний, обучение, оценка. Современное образование оперирует понятиями: развитие творческих способностей, формирование личности, воспитание человечности в человеке. Поэтому столь актуальна сейчас проблема гуманизации личности в процессе обучения русскому языку и литературе.
Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Появляясь как индивид, человек становится личностью. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Я считаю, что одним из важнейших требований гуманизации является воспитание потребности в труде, самостоятельности; пробуждение творческих, созидательных сил, интереса к знаниям. Интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей жажды знания и понимания.
Важнейшая моя задача – воспитание интереса к предмету, который бы стимулировал активную познавательную деятельность студентов и обучающихся. Я считаю, что своей цели достигну лишь тогда, когда увижу, что обучающемуся хочется учить мой предмет, когда на моих занятиях он будет чувствовать радость, обретет человеческую гордость.
Как преподаватель русского языка и литературы я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения гуманизации своих воспитанников.
В основу совершенствования моей педагогической практики легли такие ведущие идеи, как обучение, основанное на совместном труде и совместной требовательности педагога и обучающихся; наполнение индивидуальными подходами; применение не готовых ответов и решений, а побуждение к самостоятельному поиску, идя от личного восприятия мира, общества, самих себя; воспитание гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать и действовать.
Когда я начинаю работать со студентами 1 курса я сначала долго наблюдаю за ними. В основном уровень их подготовленности и развития средний. Как правило, многие не умеют работать самостоятельно, не умеют мыслить – думать о том, что происходит вокруг – и выражать понятое в слове.
Поэтому свою задачу учителя-словесника я вижу в том, чтобы готовить высокообразованного, культурного специалиста , владеющего выразительной русской речью и приобщённого к общечеловеческим ценностям. А для этого я должна перед собой в любом студенте видеть личность и помочь её сформировать.
Наличие теоретической базы опыта.
Над проблемой я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам. По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала, в повышении его ответственности за судьбы мира, то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования. Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.
Теоретической базой опыта считаю работы многих педагогов, на которые я опираюсь при подготовке к занятиям , при решении проблем, возникающих в процессе совместной деятельности с обучающимися и студентами. Гуманистические стратегии XXI века достаточно полно изложены в «Гуманистическом манифесте 2000», в котором рассматривается гуманизм как этическая, научная и философская система ценностей, изменяющая наш мир.
Использую культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского, вместе с ним считая личность участником историко-эволюционного процесса, носителем социальных ролей и обладающего возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя.
Ю. Бабанский, М.Поташник, А. Белкин, В. Сериков выделили среди целей гуманизации главную - общесоциальную (для общества). А мы должны этой цели достичь - воспитать личность будущего, которая нашла бы применение своим способностям и знаниям в жизни, не растворилась бы в ней.
Нельзя обойти точку зрения И.В.Бестужева-Лады к понятию «гуманное образование». Он объединил в его характеристике следующие составляющие: дифференциацию образования сообразно общественным потребностям и личным склонностям-способностям учащихся; демократизацию образования; щадящие технологии обучения и воспитания, не унижающие личность и не требующие физического и нервного перенапряжения; оптимизацию процесса обучения и воспитания.
Вслед за И.Кантом я научилась сама каждого студента рассматривать как уникальную целостную личность, для развития которой необходимо создание определенных условий. Следовательно, целью моих занятий становится развитие личности, а задачей - создание условий для его развития.
Решать проблему гуманизации личности мне также помогает гуманно - личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили, ведущей идеей которой является неразрывное единство обучения и воспитания. Главные принципы этой педагогики: природосообразность, радость и успех. Образовательный процесс строится на общении, которое утверждает в ребёнке личность, "зажигает" для сотрудничества. Подобное общение повышает мотивацию школьников к учению.
Гуманно - личностная технология Ш. Амонашвили - педагогика на новых принципах духовности, нравственности и высокой гуманности, позволяющая учитывать возрастные и учебные возможности каждого ученика. На первый план выносятся задачи воспитания, хотя и предметные знания не сокращаются.
Ш. Амонашвили считал: "Педагогический процесс тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения". Приоритетным направлением является развитие личности .
Технология великого педагога заставила меня пересмотреть подход к построению как учебного процесса в целом, так и каждого урока в отдельности. Очень много времени я стала уделять подбору дидактического материала. Я стала чаще обращаться к притчам, произведениям В. Сухомлинского, В. Осеевой, Л. Толстого, В. Сутеева и др. Особенно нравятся труды Д. С. Лихачёва, так как, мне кажется, он очень близок по взглядам Ш. Амонашвили.
Духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи академик Лихачев придавал особо важное значение. В книге "Русская культура", увидевшей свет уже после кончины Дмитрия Сергеевича и ставшей по существу его духовно-нравственным завещанием России, он писал: "… мы должны воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным".
На своих занятиях считаю главными следующие принципы:
- принцип демократичности и гуманности, реализуемый через игровые технологии, приоритеты индивидуального подхода, гуманистическую направленность содержания,
- принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии студент – преподаватель, студент – студент.
- принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития.
- принцип природосообразности: любой человек - часть природы, окружающей среды, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения.
Ведущая педагогическая идея - создать среду, которая является источником мотивации к обучению и должна быть принята студентами . Это означает, что цели должны либо совпадать с их целями, либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения
Изучение опыта работы ведущих педагогов, позволили мне выделить педагогические условия, способствующие гуманизации обучения,и успешно применять их на практике. Что я делаю:
- учитываю психолого- возрастные особенности обучающихся.
Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения, выбор методов, форм и приемов работы и позволяют индивидуализировать обучение, учитывать личностные особенности каждого;
- обучение строю на этических основаниях, требующих взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям;
- одним из незаменимых условий гуманизации уроков русского языка и литературы считаю дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения;
- применяю вариативность содержания обучения. Она позволяет предоставлять учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и высоко ими ценится;
- основной технологической единицей обучения ставлю ситуацию общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации – это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Данная учебная ситуация - это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения, креативному подходу к процессу познания и имеет развитие личности своим конечным результатом;
- учебную ситуацию общения реализую через диалог. Такой подход незаменимую роль играет на уроках литературы. Я думаю, что в ситуации общения, построенной на принципах гуманизации, при совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника.
Диалог требует относительно возможного равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, способности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. По моим наблюдениям, общение в режиме диалога трудно учителю, но еще труднее - обучающимся. Они не привыкли к нему в общении со взрослыми в целом. По наблюдениям социологов, в России во многих семьях принят авторитарный стиль общения с детьми, по отношению к младшим усвоен командный, поучающий тон, который в своей практике никогда не применяю.
- при опоре на ситуацию общения и диалог как основную технологическую единицу обращаюсь к методам самостоятельного овладения знаниями(проблемным), которые основаны на активном участии обучающегося в процессе обучения. С помощью проблемных методов создается учебная ситуация, требующая интеллектуальной деятельности для решения проблемы;
- стараюсь применять вариативность педагогических технологийв зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и "право на ошибку". На своих уроках я даю обучающимся право на ошибку или незнание, исключая тем самым страх наказания, который порождает беспокойство, создает нервную напряженность, убивает мысль, в конечном счете, снижает интерес к работе, тормозит процесс познания. А ведь неостывающее стремление к поиску является одним из замечательных свойств полноценной личности.
Изучая художественное произведение, мои студенты и обучающиеся имеют право на вариативные решения, что вполне естественно, если иметь в виду различия в их уровне знаний, особенностях мышления, воображения, темперамента, характера.
Я далека от мысли, что только урок литературы может повлиять на души наших детей, противостоять тем разрушительным воздействиям среды, которые их ожесточают. Но многое он все-таки может – вернуть книге значение властителя дум, какой она всегда была.
- важным в своей работе словесника считаю дискуссию. Для позиционного взаимодействия выбираю проблемы, не имеющие однозначного решения, диалогичные в контексте культуры, тогда каждый участник формирует свой взгляд на мир, свое понимание обсуждаемого,
- создаю ситуацию успеха на всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача преподавателя - найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.
В последнее время возрастает доля уроков информационно-коммуникативных технологий.Я активный пользователь Интернета. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием ИКТ , on-line тестирование. Это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого , добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, прививать любовь и интерес к русскому языку и литературе.
Эффективностьрешения проблемы гуманизацииопределяю следующими факторами:
- совместной деятельностью всего студенческого коллектива и самого себя;
- уважением и доверием к каждому ;
- возможностью видеть результаты своего труда и совершенствованием работы воспитанников;
- выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения умений и навыков, которыми владеют студенты и обучающие;
- уверенностью в возможность самостоятельного выполнения работы;
- владением совместного или самостоятельного поиска путей изучения, решения проблемы;
- интересной, полезной, увлекательной работой.
Гуманизация занятий дает стабильные результаты. Если в 2009-2010 учебном году 75 % студентов и обучающихся 1 курса считали русский язык наиболее сложным предметом, то в начале 2013-2014 учебного года 50 % студентов и обучающихся считают этот предмет трудным. При этом литература остается наиболее любимым и интересным предметом. 75 % студентов и обучающихся считают именно так. Среди причин позитивного отношения к предмету учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу занятий, эмоциональный комфорт , постоянную поддержку со стороны преподавателя, свободу выбора и право на ошибку.
Результативность применения данной проблемы проявляется в:
- наличии стабильных результатов освоения образовательных программ; -результатах итоговой аттестации в форме сочинения на литературную тему;качество знаний учащихся по русскому языку по результатам итоговой аттестации в 2012-2013 учебном году -40%, уровень – 100%. Средний балл – 3,5.
-участии студентов и обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях