kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманизация образования   является  основным  принципом реформирования  образования в нашей стране.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы»

Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы

Современный этап развития среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно- политическом и социально-экономическом развитии страны . В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности, высокий интеллектуальный уровень и высокий нравственный уровень. Наиболее полно соответствует этим задачам гуманистическая концепция обучения и воспитания, так как она создает оптимальные условия для раскрытия , коррекции и развития личности студента. Поэтому я не случайно в течение ряда лет работаю над педагогической проблемой«Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы».

 Актуальность обусловлена тем, что проблема гуманизации общества в целом, и образования, в  частности,  является приоритетной. Я считаю, что всему педагогическому сообществу следует сосредоточить внимание на данной проблеме. Гуманизация образования,  будучи одной из мировых тенденций,  является и основным  принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими

проблемами,  экспансией  техносферы,  дегуманизацией общества. Какими станут наши специалисты, какой багаж понесут в будущее, какое у них будет здоровье, культура общения и труда, это и определит будущее нашей страны. Образование имеет уникальную возможность решения этих задач.

Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Нет сомнения в том, что необходимо другое образование, по сравнению с традиционным, основанное на свободном развитии личности.

В чем изменилась стратегия образования на современном этапе? Традиционное образование определялось понятиями: знания, качество знаний, обучение, оценка. Современное образование оперирует понятиями: развитие творческих способностей, формирование личности, воспитание человечности в человеке. Поэтому столь актуальна сейчас проблема гуманизации личности в процессе обучения русскому языку и литературе.

Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Появляясь как индивид, человек становится личностью. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Я считаю, что одним из важнейших требований гуманизации является воспитание потребности в труде, самостоятельности; пробуждение творческих, созидательных сил, интереса к знаниям. Интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей жажды знания и понимания.

Важнейшая моя задача – воспитание интереса к предмету, который бы стимулировал активную познавательную деятельность студентов и обучающихся. Я считаю, что своей цели достигну лишь тогда, когда увижу, что обучающемуся хочется учить мой предмет, когда на моих занятиях он будет чувствовать радость, обретет человеческую гордость.

Как преподаватель русского языка и литературы я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения гуманизации своих воспитанников.

В основу совершенствования моей педагогической практики легли такие ведущие идеи, как обучение, основанное на совместном труде и совместной требовательности педагога и обучающихся; наполнение индивидуальными подходами; применение не готовых ответов и решений, а побуждение к самостоятельному поиску, идя от личного восприятия мира, общества, самих себя; воспитание гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать и действовать.

Когда я начинаю работать со студентами 1 курса я сначала долго наблюдаю за ними. В основном уровень их подготовленности и развития средний. Как правило, многие не умеют работать самостоятельно, не умеют мыслить – думать о том, что происходит вокруг – и выражать понятое в слове.

Поэтому свою задачу учителя-словесника я вижу в том, чтобы готовить высокообразованного, культурного специалиста , владеющего выразительной русской речью и приобщённого к общечеловеческим ценностям. А для этого я должна перед собой в любом студенте видеть личность и помочь её сформировать.

Наличие теоретической базы опыта.

       Над проблемой я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам. По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала,  в повышении его ответственности за судьбы мира,  то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования. Гуманизация образования  большинством исследователей понимается  как создание условий,  направленных на раскрытие и развитие способностей человека,  его позитивную самореализацию,  в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей,  содержания,  организации и  средств  его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.

      Теоретической базой опыта считаю работы многих педагогов, на которые я опираюсь при подготовке к занятиям , при решении проблем, возникающих в процессе совместной деятельности с обучающимися и студентами. Гуманистические стратегии XXI века достаточно полно изложены в «Гуманистическом манифесте 2000», в котором рассматривается гуманизм как этическая, научная и философская система ценностей, изменяющая наш мир.

Использую культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского, вместе с ним считая личность участником историко-эволюционного процесса,  носителем социальных ролей и обладающего возможностью  выбора  жизненного пути,  в ходе которого ею осуществляется преобразование природы,  общества и  самой  себя.

Ю. Бабанский, М.Поташник, А. Белкин, В. Сериков выделили среди целей гуманизации главную - общесоциальную (для общества). А мы должны этой цели достичь - воспитать личность будущего, которая нашла бы применение своим способностям и знаниям в жизни, не растворилась бы в ней.

       Нельзя обойти точку зрения  И.В.Бестужева-Лады к понятию «гуманное образование». Он объединил в его характеристике следующие составляющие: дифференциацию образования сообразно  общественным потребностям и личным склонностям-способностям учащихся; демократизацию образования; щадящие технологии  обучения  и воспитания,  не унижающие личность и не требующие физического и нервного перенапряжения; оптимизацию процесса  обучения и воспитания.

Вслед за И.Кантом  я научилась сама каждого студента рассматривать как уникальную целостную личность, для развития которой необходимо создание определенных условий.  Следовательно, целью моих занятий становится развитие личности, а задачей - создание  условий  для его развития. 

Решать проблему гуманизации личности мне также помогает гуманно - личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили, ведущей идеей которой является неразрывное единство обучения и воспитания. Главные принципы этой педагогики: природосообразность, радость и успех. Образовательный процесс строится на общении, которое утверждает в ребёнке личность, "зажигает" для сотрудничества. Подобное общение повышает мотивацию школьников к учению.

Гуманно - личностная технология Ш. Амонашвили - педагогика на новых принципах духовности, нравственности и высокой гуманности, позволяющая учитывать возрастные и учебные возможности каждого ученика. На первый план выносятся задачи воспитания, хотя и предметные знания не сокращаются.

Ш. Амонашвили считал: "Педагогический процесс тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения". Приоритетным направлением является развитие личности .

Технология великого педагога заставила меня пересмотреть подход к построению как учебного процесса в целом, так и каждого урока в отдельности. Очень много времени я стала уделять подбору дидактического материала. Я стала чаще обращаться к притчам, произведениям В. Сухомлинского, В. Осеевой, Л. Толстого, В. Сутеева и др. Особенно нравятся труды Д. С. Лихачёва, так как, мне кажется, он очень близок по взглядам Ш. Амонашвили.

Духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи академик Лихачев придавал особо важное значение. В книге "Русская культура", увидевшей свет уже после кончины Дмитрия Сергеевича и ставшей по существу его духовно-нравственным завещанием России, он писал: "… мы должны воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным".

На своих занятиях считаю главными следующие принципы:

 - принцип демократичности и гуманности, реализуемый через игровые технологии, приоритеты индивидуального подхода, гуманистическую направленность содержания,

 принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии студент – преподаватель, студент – студент.

 - принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития.  

- принцип природосообразности: любой человек - часть природы, окружающей среды, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения.

Ведущая педагогическая идея - создать среду, которая является источником мотивации к обучению и должна быть принята студентами . Это означает, что цели должны либо совпадать  с их целями,  либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения

   Изучение опыта работы ведущих педагогов, позволили мне выделить  педагогические условия, способствующие гуманизации  обучения,и успешно применять их на практике. Что я делаю:

         - учитываю психолого- возрастные  особенности  обучающихся. 

Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения,  выбор методов, форм и приемов работы и позволяют индивидуализировать обучение, учитывать личностные особенности каждого;

         -   обучение строю  на этических основаниях, требующих взаимодействия  обучающего и обучаемого с целью содействия  в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям;

         - одним из незаменимых условий гуманизации уроков русского языка и литературы считаю  дифференцированный подход,  при котором учитываются  потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление  программы, планирование,  подбор учебников,  учебных  пособий и других материалов  осуществляются  не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения;

         - применяю  вариативность  содержания  обучения. Она позволяет предоставлять учащимся право выбора на  различных  этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и высоко ими ценится;

         -   основной технологической единицей обучения ставлю  ситуацию общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации – это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится,  организованное на гуманистических принципах. Данная учебная ситуация - это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения,  креативному подходу к процессу познания и имеет развитие личности своим конечным результатом;

         -   учебную ситуацию общения реализую через диалог. Такой подход незаменимую роль играет на уроках литературы. Я думаю, что в ситуации общения,  построенной на принципах гуманизации, при  совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника.

         Диалог требует относительно возможного равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, способности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности  в выражении мыслей и чувств.  По моим наблюдениям,  общение в режиме диалога трудно учителю,  но еще труднее  -  обучающимся. Они  не  привыкли  к  нему  в общении со взрослыми в целом.  По наблюдениям социологов, в России во многих семьях принят авторитарный стиль общения с детьми, по отношению к младшим усвоен командный, поучающий тон, который в своей практике никогда не применяю.

           - при опоре на  ситуацию общения и диалог как основную технологическую единицу обращаюсь к методам самостоятельного овладения знаниями(проблемным),  которые основаны на активном участии обучающегося в процессе обучения.  С помощью  проблемных  методов создается учебная ситуация,  требующая интеллектуальной деятельности для решения проблемы;

        - стараюсь применять вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска,  предоставляется свобода выбора и "право на ошибку". На своих уроках я даю обучающимся право на ошибку или незнание, исключая тем самым страх наказания, который порождает беспокойство, создает нервную напряженность, убивает мысль, в конечном счете, снижает интерес к работе, тормозит процесс познания. А ведь неостывающее стремление к поиску является одним из замечательных свойств полноценной личности.

Изучая художественное произведение, мои студенты и обучающиеся имеют право на вариативные решения, что вполне естественно, если иметь в виду различия в их уровне знаний, особенностях мышления, воображения, темперамента, характера.

Я далека от мысли, что только урок литературы может повлиять на души наших детей, противостоять тем разрушительным воздействиям среды, которые их ожесточают. Но многое он все-таки может – вернуть книге значение властителя дум, какой она всегда была.

  - важным в своей работе словесника считаю  дискуссию. Для позиционного взаимодействия выбираю проблемы,  не имеющие однозначного решения, диалогичные в контексте культуры, тогда каждый участник формирует свой взгляд на мир, свое понимание обсуждаемого,

        - создаю ситуацию  успеха  на  всех  этапах учебной деятельности. Очевидно,  что обучающиеся имеют различную самооценку,  то  или иное  отношение  к  себе:  уверенность  в собственных силах, убежденность в правильности своих  действий  или,  наоборот, боязнь предъявить выполненную работу,  страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих  действий.  Задача  преподавателя - найти индивидуальный подход к каждому,  заставить  поверить в свои силы,  изменить  взгляд на  свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

В последнее время возрастает доля уроков информационно-коммуникативных технологий. Я активный пользователь Интернета. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием ИКТ , on-line тестирование. Это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого , добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, прививать любовь и интерес к русскому языку и литературе.


         Эффективность решения проблемы гуманизации определяю следующими факторами:

     - совместной деятельностью всего студенческого коллектива и самого себя;

     - уважением и доверием к каждому ;

     - возможностью  видеть результаты своего труда и совершенствованием работы воспитанников;

     - выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения умений и навыков, которыми владеют студенты и обучающие;

     - уверенностью  в возможность самостоятельного выполнения работы;

     - владением совместного или самостоятельного поиска путей изучения, решения проблемы;

     - интересной, полезной, увлекательной работой.

   

Гуманизация занятий дает стабильные результаты. Если в 2009-2010 учебном году 75 % студентов и обучающихся 1 курса считали русский язык наиболее сложным предметом, то в начале 2013-2014 учебного года 50 % студентов и обучающихся считают этот предмет трудным. При этом литература остается наиболее любимым и интересным предметом. 75 % студентов и обучающихся считают именно так. Среди причин позитивного отношения к предмету учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу занятий, эмоциональный комфорт , постоянную поддержку со стороны преподавателя, свободу выбора и право на ошибку.

 Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- наличии стабильных результатов освоения образовательных программ;
-результатах итоговой аттестации в форме сочинения на литературную тему; качество знаний учащихся по русскому языку по результатам итоговой аттестации в 2012-2013 учебном году -40%, уровень – 100%. Средний балл – 3,5.

 -участии студентов и обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы

Автор: Юлия Васильевна Пивцайкина

Дата: 07.11.2023

Номер свидетельства: 639481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(71) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "193668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427671495"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Эссе  «Инновационные методы и технологии обучения» "
    ["seo_title"] => string(57) "essie-innovatsionnyie-mietody-i-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "205424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429888030"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Интеграция учебных предметов в современной школе "
    ["seo_title"] => string(61) "intieghratsiia-uchiebnykh-priedmietov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "197689"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428295663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства