kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматические сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматические сказки по разделам русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматические сказки»

ГУ «Ломоносовская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района».

















Омарова Кымбат Мукашевна- учитель начальных классов.




Буква Ё.

Жила-была буква Е. Она любила озорничать и воровать яблоки в саду у буквы Э. Однажды Е забралась в сад и стала трясти яблоню. Яблоки посыпались и больно ударили Е по голове. Она схватилась за голову и обнаружила у себя две огромные шишки. Буква Е превратилась совсем в другую букву, и стали называть теперь её буквой Ё.


Сказка о звуках и буквах

Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами [а], [у], [ы], [и], [о], [э]. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте, пожалуйста: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними рядом стоять. И назывались они согласные.

И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. Когда он узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником, и причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь был «костюмчик». Так они и познакомились: Волшебник, Звуки и Буквы.


Сказка про шипящие

Жили- были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ы, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом- нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ!


Ударение

Гласные поссорились

Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли – всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.

А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается…

К счастью, на помощь пришел волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже ни малейшего сомнения в ее написании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружится с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются гласные А и О (да и другие тоже, например Е- И)

Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!


Волшебник Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

-Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо′к и сказал:

-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо′к, а перед взором всех предстал За′мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки′ и сказали:

-Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бе′лки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо А′тлас получился Атла′с, вместо Ка′пель- Капе′ль, вместо Доро′га- Дорога′, Города′- Го′рода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо- не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.


Мягкий знак и правила переноса

Мягкий знак дружит с разными буквами.

В словах коньки, деньки, пеньки – с Н, в словах капельки, петельки, угольки – с Л. А вот с К почему-то нет.

К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!»

-А как по-другому?

-У-гольки, - попросил мягкий знак.

-Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают.

-Тогда угол-ьки, - снова просит мягкий знак.

-Так нельзя. Не по правилам.

-Тогда угольк-и.

-Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.

Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.


Всегда твердая буква Ш и Мягкий Знак.

Мягкий Знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголах второго лица или в существительных 3-го склонения.

Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге- от маленькой запятой до самого Твердого Знака.









СНЕГ СНЕЖОК

СНЕЖНЫЙ СНЕЖИНКА

СНЕГОВИК СНЕГОВАЯ




Сказка о корне

Много-много лет назад появилось на свете слово воз. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое и красивое дерево».

Посадили люди слово воз, и стало оно расти.

Сначала один росток пустил, потом второй, третий…

Много ростков появилось от слова воз. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть – воз. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать корнем и правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.


Семья слов

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов с тех пор так и зовут - корень. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный: .

Найдите в словах водный, ученик корень и постройте такой же домик.


Как корень слова учил окончания уму-разуму

-Ох, и устали мы, братец,- пожаловались как-то Окончания слова Вода ее Корню.- Столько дел, что и вздохнуть некогда.

-Да что вы, братцы?- удивился Корень. – Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили в своем падеже- и отдыхайте. Вот мне вправду тяжко приходится: сколько родственников у Воды, и ни один без меня не обходится.

-Что верно, то верно. Каждое из нас только в одном Падеже работать может, - согласились Окончания. – Зато кому только не приходится служить в этом Падеже! Ладно бы только родственники нашей Воды. А то Полке или Книжке надо в предложении работать- сейчас же кого-нибудь из нас требуют. Начнешь отказываться: мы, мол, Воде служим, без нас обойдитесь. Так ведь обижаются: что мы, хуже Воды?! Мы тоже женского Рода! Поохаешь, да и бежишь на помощь!

-Выходит, и вам трудно живется, - посочувствовал Корень.

-Еще как трудно, - вздохнули Окончания.- А хуже всего то, что придешь на работу к какой-нибудь Полке, а ее Корень от себя Ударение не отпускает. Приходится нашим Гласным Звукам в слабой позиции трудиться. Ну да ладно, Гласные друг с другом чередоваться умеют. А с Буквами что делать? Тоже каждый раз менять? Да нас люди узнавать перестанут.

-Этой беде легко помочь,- сказал Корень.- Моим Звукам тоже часто в слабой позиции работать приходится. Так я им Буквы строго по закону выбираю: какая буква для сильной позиции, такая и для слабой.

-Хороший закон, позавидовали Окончания.

-Хороший, - согласился Корень.- Да вы сами попробуйте так делать.

-А разве нам можно по этому закону Буквы выбирать? – засомневались окончания. – Мы ведь всего- навсего Окончания. У нас и значения совсем другие, чем у тебя, - Грамматические.

-Ну и что же? Не меняются же ваши значения оттого, что какой-нибудь звук в слабой позиции оказывается?

-Конечно, нет!

-Так зачем же вам Буквы менять? Пусть себе Звуки в разных позициях чередуются – это их дело. А раз работа у них не меняется, не разрешайте им буквенные наряды менять! И вам забот меньше, а главное – людям читать и писать удобнее. Они вам спасибо скажут.

-А что, братцы, попробуем жить по этому закону? – спросило самое мудрое из окончаний – Окончание Именительного Падежа.

-Попробуем! Обязательно попробуем!- дружно поддержали его остальные Окончания.


Про корни Воз и Ход

Много-много лет назад появилось на свете слово Воз. Нашли его люди и думают: "Что с ним делать?" А оно и говорит: "Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево". Послушались его люди и посадили. Стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий... Много ростков появилось от слова. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Потом на глаза попалось им еще одно слово Ход, маленькое, но уж очень юркое. И попросило оно людей посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все-таки решили и его посадить. Не пропадать же ему совсем! Много, очень много ростков появилось от этого маленького слова, и все они были чем-то похожи на своего прародителя.

Нарисуйте, ребята, это дерево и постарайтесь подобрать к нему как можно

больше ростков.


Про маленький мудрый корень Уч

Жил-был корень Уч. Надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы обьединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок Уч в огромное семейство слов.

Попробуйте назвать все его семейство.

Да, его родственниками стали слова: учитель, ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т.д. Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: "Вас, наверное, интересует словообразование?" И был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слово может изменить свое лексическое значение (вертолет - вертолетчик) или просто поменять одежду, т.е. форму (вертолет - вертолетик).

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? Почему гости не сразу приметили чужака? Не поможете ли вы ему найти своих родственников? Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз.

Пропал корень

В глаголе вынуть исчез Корень.

Все другие части слова остались на месте: Приставка вы-, Суффикс -ну, даже Окончание -ть, известное своей неустойчивостью. А Корень исчез.

Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых разных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

- Странное усовершенствование! - язвило по этому поводу Окончание. - Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.

- Вы не правы! - перебила его Приставка. - Может быть, с Корнем что-то случилось...

- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас - на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

- Ну, ну, - примирительно сказал Суффикс. - Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

- Мы должны его заменить, - предложила Приставка. - Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

- Я тоже, - сказал Суффикс. - Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

- А мне что, - пожало плечами Окончание. - Я здесь временно...

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.


Сказка о приставке и окончании.

Спокойно, безмятежно живёт Корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, сам не изменяется. Но вот вдруг Окончание расхвасталось: «Благодаря мне все слова в предложении связаны друг с другом, я помогаю им дружить, сливаться в одну законченную мысль». И тут слышит голос: «Погоди, не спеши хвастаться. Я тоже к Корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут меня Приставкой, я меняю значение слова, но без Корня- никуда.»


Правописание приставок с глаголами

Неразлучные друзья

Нередко на Глагола нападали грусть из-за того, что мало было у него настоящих верных друзей.

И вот шел он как-то печальный, понурив голову, по берегу реки. Вдруг слышит –кто-то плачет. Подошел он ближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами.

-Что ты плачешь?- спросил Глагол.

-Как же мне не плакать?- сказала в ответ Приставка.

-Мне так плохо одной жить.

-Ну так давай дружить, и мне веселей будет.

-Согласна!- с радостью воскликнула Приставка, утирая слезу.- А у тебя есть братья?

-Да и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают, поют, кричат, дерутся…

-Давай я познакомлю их со своими сестричками-приставками, если мне не удастся их всех собрать: одна где-то над, другая- под, третья- за, четвертая, кажется, - в …

Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить. И выросли у них дети, много детей…


Суффиксы

Жили-были суффиксы –Ик, -Ишк, -Ищ. Жили они за Корнем. –Ик был очень ласковый, -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ик был очень маленький, ему казалось всё большим. Вот пришли они на работу. А работали они у доски. Они составляли слова. На доске было написано слово торт. –Ик написал _________. –Ищ написал __________. Что получилось у –Ишк?

-ЕК и –ИК

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.

Суффикс –Ик был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –Ек, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее, -к- всегда оставался на месте, а –е- умудрялся улизнуть.

Один раз, когда –е- опять убежал, учитель, Суффикс – Тель, решил с того дня считать –е- в суффиксе –Ек беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –Ек, гласный –е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):

замочек – замочка, замочку;

платочек – платочка, платочку и т. п.


-ИК, -ИШК, -ИЩ

Жили- были суффиксы – Ик, - Ишк, -Ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. –Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему все казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом.

«Домик», - писал –Ик. «Большой дом. Домище», - писал –Ищ. «Старый, дряхлый дом. Домишко», писал –Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. В это время суффикс – Щик рядом с ними образовывал слово бетонщик. –Ик догадался и позвал на помощь суффикс –Щик, и тот написал каменЩИК, крупно выделив свое имя. Суффиксы –Ик, -Ишк, -Ищ, -Щик были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

-Тортик!- закричал –Ик.

-Тортишко, - промолвил –Ишк.

-Тортище, - сказал –Ищ.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.


– ЧИК

Давным- давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, ключи, колокола, огурцы и многие им подобные.

Но вот появился суффикс –Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса –Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик.

Прошли десятки лет, и суффикс –Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии.

Из корня ЛЕТ -Чик образовал слово летчик, из слова груз- грузчик, переплет- переплетчик.

Сейчас суффикс –Чик уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессии. Вот какой труженик, это –Чик!




-ЕР

Жил-был суффикс –Ер, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

И актер из –Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был искусным мастером.

Иногда –Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А когда он вставал на место билетера, то пропускал в театр без билетов всех детей.

Вот какой фантазер был этот суффикс –ЕР.


Про ПРИ- и ПРЕ-

В одном из городов страны Морфология жили сестры-приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Приставка ПРИ- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.

Ее сестра приставка ПРЕ- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки ПРЕ-. Приставка РАЗ- сказала: «Твоя мать ПЕРЕ- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка ПРИ-, ее сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется».

Задумалась ПРЕ-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время и вдруг – о чудо!- стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».

Перевоспиталась приставка ПРЕ- , осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов все меньше и меньше.



Большая родня

Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение, и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы: строить, строиться.

Видятся родные и близкие нечасто, письма писать им некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки.

Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя долго ждать и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы-, у кого до-, есть и за-, на-, от-, по-, под-, при-. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!"

Глаголы - деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.

Попробуйте записать этих многочисленных родственников. Как же зовут старца-прародителя, от которого все они произошли?

Сказка о составе слова

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь по имени Пар. У него было много волшебных шляп. Надевая шляпу ок, он превращался в добрый и ласковый парок. А если на него нападали враги, он мигом надевал шляпу ищ и становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать, и они уходили восвояси. На другом берегу реки жил младший брат Пара царь Ход. Молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И было у этого царя много слуг, да не простых прислужников, а разных мастеров. Особенно ценил Ход сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всем свете не сыскать, на все случаи жизни. Вот решил однажды царь сходить на охоту, надел сапоги с – и не успел оглянуться, как в лесу оказался. Долго он по лесу бродил, разного зверя бил и заблудился. Вдруг из чащи лесной напали на него разбойники. Что делать? Недолго думал царь. Переодел сапоги с на у (на всякий случай взял он с собой несколько пар волшебных сапог) и быстрехонько убежал. Вдруг на пути река. И опять сапоги выручили. Надел царь сапоги пере и одолел препятствие. Ход, сход, уход, переход. Прослышал Пар, что у его брата Хода такие мастера славные есть, и предложил построить мост через реку и соединить оба царства. Согласился Ход. Долго ли, коротко ли строительство шло, но мост построили. И назвали его соединительным о. Получилось единое царство Пароход. И стали они жить-поживать да добра наживать. Ведь в единстве сила- и воевать, и пировать легче.











Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха –никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – все плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова.- Призовем-ка мы на помощь Морфологию!»

-Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.

-Мы обозначаем предмет,- ответили одни.

-А какие формы у вас есть?

-Род, число, падеж.

-А что вы умеете делать?

-Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

-Становитесь под знамя «Имя существительное»!- приказала Морфология.

-А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым!- отрапортовали другие слова.

-Становитесь под знамя «Глагол»!- ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.

Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой- мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от нее, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.




Части речи. Предлоги.

В большой стране Слов жили-были разные слова. Одни из них называли предметы. Это были самые уважаемые жители страны. Их называли Имена … (существительные). Проснутся утром имена существительные, посмотрят вокруг себя и сразу начинают перечислять предметы: …(окно, солнце, трава, дерево и др.). Рядом с ними всегда жили слова, которые называли признаки предмета. «Ах,- говорили они, какая сегодня… (хорошая) погода, какое… (яркое) солнце, какой …(прекрасный) день!» Это, конечно, были Имена … (прилагательные). Рядом жили и слова, которые называли действия предметов. Это были … (глаголы). Они отвечали на вопросы… (что делать? что сделать?)

В стране жили и самые маленькие слова. Они ничего не называли. И очень загрустили, пригорюнились. Что же нам делать? Нужны ли мы в этой стране? Ведь мы не называем предметы, признаки, действия? «Как не нужны, - вскричали имена существительные! Ведь мы только с вами большая дружная семья! Вы служите для того, чтобы связать нас в предложения!»



Сказка об Имени существительном.

Дошли до королевы Морфологии слухи о том, что господа Имена существительные мужского, среднего и женского рода хотят объединить свои рода. Только не могут решить, какому роду отдать предпочтение.

-Пусть все слова-предметы будут моего рода,- заговорил господин Имя существительное мужского рода. Всё равно все школьники приписывают мне слова-предметы и женского, и среднего рода.

-Нет, уж, - возразила госпожа Имя существительное женского рода. Мне давно ученики 2 класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после шипящих ь.

-Не бывать этому!- решила госпожа Морфология. Приставлю- ка я к словам-предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трёх родов Имени существительного.


Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, - а Существительное лежит и стонет.

- Что с тобой? – спрашивают друзья.

- Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

- Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

- Ну что вы! – возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.

- Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное:

- Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если окончание –я – женский род, - о (или –е) – средний, нет окончания – мужской.

- И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончания –а. Значит, это существительные женского рода?

Тут существительное потеряло терпение:

- Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли – в роли Подлежащего – стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

- Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».


Сказка об Имени прилагательном

Слова- признаки размышляли о своей судьбе.

-Скучно было бы на свете жить, если предметы имели одинаковый цвет. А нас окружает такой красочный мир! И это благодаря признаку по цвету, - сказал один из братьев-признаков.

-А без меня все предметы имели бы одинаковую форму, например, квадратные деревья, квадратные животные,- сказал признак по форме.

-И без меня, - вступил в беседу признак по вкусу.- Как вкусно мы поедаем сладкие конфеты, мороженое, маринованные огурцы, аппетитные булочки!

Слушала своих сыновей мама- Имя прилагательное. Она радовалась их дружбе и гордилась тем, что слова-признаки делают речь выразительной, богатой и точной.

Скромные просители.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа, падежа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об том с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы роды, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.


Местоимение

-Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению,- займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей- Местоимения. Заместители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.




Сказка о глаголе

Слова-действия гордятся своими значениями. Самые гордые глаголы движения. Они всегда подчёркивают, что движение- это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.

-Как же двигаться не думая?- возражают им глаголы мысли. – Надо думать, понимать, размышлять, сомневаться, тогда и можно говорить о смысле жизни.

-Вот именно, говорить, - радуются глаголы речи.

О смысле жизни можно спорить, доказывать, убеждать, твердить, шептать.

А если не работать, то хоть что говори, а жизнь лучше не станет. Действительно, глаголы всегда спрашивают: что делать? что сделать? Всегда готовы трудиться, учиться, работать, тренироваться, заниматься.


Лентяй - Инфинитов

Сказал как-то Инфинитив:

- Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б показал, жаль, что у меня нет времени!

- Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

- Лучше будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Дали ему Вспомогательный глагол.

Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.


Сила любви.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему …

-Не люблю.

-Он признавался: «Верю», - а она ему … (Не верю!)

-И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул… А что было дальше, сейчас узнаем.

-Слезь со стула! -Найдешь?

-Не хочу! -Нет, не найду!

-Упадешь! -Решаешь?

-Не упаду! -Не решаю.

-Отойди! -Мечтаешь?

-Не отойду! -Не мечтаю!

-Приедешь? -Молчишь?

-Не приеду! -Нет, не молчу!

-Придешь? -Конфетку, может, хочешь?

-Не приду! -Нет! Да, хочу! Хочу!

-Услышишь?

-Не услышу!

…Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криками: «Негодую! Ненавижу!»

И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случая не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.


Откуда появились глаголы-исключения

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуй, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!


Наречия

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям принимать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание- в суффикс. Зато из одного существительного получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом – о наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять- вдогонку, из обнимать – в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.


Предлоги

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами рядом ставили Существительные и Местоимения, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог- это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.















Три Точки…

Сошлись три Точки, разговорились.

-Как жизнь? Что нового?

-Да все то же.

-Приятного мало…

У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить. А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

-А что если нам всем попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроем…

-И правда, попробуем?

-Только бы найти подходящее предложение.

Точки насторожились и стали зорко следить за текстом. Это законченное предложение, это законченное. Вот!..

Точки бросились в незаконченное предложение и, как ни в чем не бывало, встали за последним словом.

Очередное слово, которое уже было готово сорваться в пера, чтобы занять свое место в предложении, вдруг заметило Точку.

-Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

-Нет, стояла.

-Вы не могли здесь стоять.

-Успокойтесь, пожалуйста, - вмешалась в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вас я что-то не видела.

-Но вы здесь тоже не стояли, - возмутилось Слово, болтаясь на кончике пера.

-Она не стояла? – изумилась третья Точка.- Придите в себя. Она стоит за мной!

Слово видит, что точками этим не будет конца, и начинает злиться…

А точки стоят и посмеиваются. Три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат…

Черточка

Маленькая черточка знала свое дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяя нераспространенные предложения, даже принимая участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла Черточка на своем веку – и ни разу не нарушила правила переноса.

Но вот бывает же так: хороший работник долго оставался на своем месте и никуда не продвигался по службе.

Но вдруг Черточку вызвали и сказали:

-Думаем повысить вас по службе и перевести на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…

-Но я не справлюсь, - замялась Черточка.

-Ничего, справитесь. В случае чего – поможем.

И поставили Черточку на месте Тире- между двумя дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Черточка, она первым делом постаралась их сблизить. Что тут началось…

-Отодвиньтесь!- кричало первое Дополнение своему соседу.- Между нами ничего общего не может быть!

-Сами отодвиньтесь!- парировало второе Дополнение.- Я вас и видеть не желаю.

-Остановитесь, остановитесь!- умоляла их Черточка.

-Не нужно ссориться.

Но ее прижали, и больше она ничего не могла сказать. А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.

-Прекратите безобразничать!- прикрикнуло на них Сказуемое. – Что тут между вами происходит?

Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить нельзя.

-Между нами… - запнулось первое Дополнение.

-Между нами какая-то Черточка, а должно быть Тире, - чуть слышно произнесло второе Дополнение.

Только теперь Сказуемое заметило Черточку:

-Как вы сюда попали?

-Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…

-Вы не можете здесь развернуться,- объясняло Сказуемое.- У вас для этого нет данных.

-У меня-то нет данных?! Посмотрели бы вы, как я слова соединяла!

-Не знаю, что вы там соединяли, - сказало Сказуемое, которому уже начинал надоедать этот разговор, - но здесь вы не на месте. Это явная ошибка.

-Вы так считаете? Что ж, можете оставаться при своем мнении. Но учтите: я отсюда никуда не уйду.

Шумит Черточка, скандалит, не поймет, что с ней произошло.

Такая была скромная Черточка, такая воспитанная, и с работой справлялась хорошо, а вот повысили её в должности, поставили не на своё место…



Подлежащее и сказуемое.

В одном королевстве, которое называлось «Предложение» жили- были король и королева. Жили они дружно, всегда помогали друг другу, и никто никогда не пытался командовать друг другом. Король всегда указывал на того, о ком шла речь в предложении. А королева говорила о том, что делает этот кто-то. Когда они сидели на троне, король сидел на одной подушке, а королева на двух.

_______ _______

______



Подлежащее и сказуемое.

« В одном замке жили две принцессы. Они были родными сестрами. Но одна из них родилась на 8 минут раньше другой. Эти девочку были очень любопытными. Одна из них всегда спрашивала: «Это кто? Это что?»

А вторая беспрестанно задавала вопросы: «Что делает? Что сделает?» Родители одинаково горячо любили своих дочерей. Младшая дочь была ниже старшей и это ей совсем не нравилось, поэтому, когда девочки садились за стол обедать она клала на стул своей старшей сестре одну подушку, а себе две.»


_______ _______

______


-О каких принцессах идет речь в этой сказке?

-По каким признакам определили?

-А что вы знаете о подлежащем и сказуемом?



Литература

1. Т. А. Кульгильдинова Т. А. Занимательная грамматика.- Алматы «Атамұра», 1998.

2. В. К. Павленко, М. Ф. Кожушко «Занимательная азбука».- Алматы «Атамұра», 1998.

3. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке». – Ленинград. «Просвещение», 1990.

4. В. Волина. – «Русский язык. Учимся играя».- Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО», 1996.

5. И. Г. Сухин. Занимательные материалы по развитию речи и по русскому языку.- ВАКО, Москва, 2004.

6. Л.В. Трубайчук. Нестандартные формы и приемы обучения на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Челябинск, Глав УНО, 1993.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Грамматические сказки

Автор: Омарова Кымбат Мукашевна

Дата: 15.11.2017

Номер свидетельства: 439012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Грамматические сказки по русскому языку""
    ["seo_title"] => string(43) "grammatichieskiie_skazki_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "405665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491044353"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Грамматическая сказка "
    ["seo_title"] => string(24) "grammatichieskaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "123650"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414521327"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Грамматическая сказка для учеников казахских классов"
    ["seo_title"] => string(60) "grammatichieskaia_skazka_dlia_uchienikov_kazakhskikh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "395854"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488123134"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Грамматическая сказка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(61) "grammatichieskaia_skazka_po_tiemie_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "436804"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509826488"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства