Просмотр содержимого документа
«ГИА как форма проверки знаний»
Рзянина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 18 п. Загорский
Минераловодского района
ГИА КАК ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Гиа! Как много в этом слове
Для нас, учителей, слилось:
Заданий, КИМов, упражнений,
И изложений, сочинений – рассуждений,
Еще ночей бессонных, продуктивных дней,
Экзаменов, и слез, и вдохновенья…
Как много в нем отозвалось!
Формула XXI века уже произнесена: «Человек – цель, результат, главный фактор и абсолютная ценность социального прогресса». Не так важно, какая социальная система господствует в данной стране, какой общественный строй существует, главное, что они дают человеку для его духовного развития, здоровья и полноценной жизни. Поэтому наше образование носит практическую направленность, к нему используется технологический подход, который определяет развитие информационной цивилизации, а она есть главная реальность современной жизни. Поэтому закономерным является внедрение в практику образования ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, которая проводится в форме письменного теста.
В последнее время, действительно, стало модным использовать различного рода тесты практически во всех областях жизни человека (педагогике, медицине, психологии и т.д.). Это одна из немногих форм, которую стоит рассматривать не только как часть педагогического процесса, как форму проверки знаний выпускников основной школы, но и как часть культуры в целом.
Тестирование является одним из наиболее популярных и экономичных методов контроля знаний обучающихся: оно отличается простотой самой процедуры, минимальными затратами времени, возможностью быстро получить результат. Поэтому вполне естественно, что форма проверки знаний выпускников основной школы по русскому языку представляет собой тестовую работу.
Подготовка к государственной итоговой аттестации осложняется тем, что перед учителем, преподающим в 9 – ом классе, стоит много задач:
адекватно оценивать знания, умения, навыки школьников в течение всего периода обучения;
обеспечивать полноценное изучение тем, связанных с синтаксисом сложного предложения;
поддерживать на должном уровне уже полученные орфографические и пунктуационные навыки и умения;
готовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме, не «натаскивая» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организовывая систематическую планомерную работу в течение всех лет обучения предмету (с учетом преемственности между младшим, средним и старшим звеньями).
ГИА принято критиковать. Среди учителей вряд ли найдутся те, кто полностью поддерживает сдачу экзаменов в новой форме. Но давайте все-таки позитивно посмотрим на экзамен по русскому языку в формате ГИА и попробуем разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить определенные пробелы и, конечно, применить полученные знания в будущей жизни.
Напомню, что задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют
лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное мнение.
Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Этот вид работы требует от выпускника мобилизации памяти, владения орфографическими и пунктуационными нормами, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.
Работа, направленная на обучение написания сжатого изложения, будет более эффективной, если (из опыта работы)
элементы комплексной работы по обучению чтению и пониманию текста систематически включать в уроки русского языка (а не только в специальные уроки по развитию речи) в 5-9-ых классах; использовать для этого различные виды тренировочных упражнений;
последовательно формировать умения учащихся в понимании прочитанного текста, в сжатии текста и последующей переработке информации и др.;
учитывать необходимость реализации внутрипредметных связей между уроками русского языка и литературы;
методично вырабатывать у школьников навыки самоконтроля.
Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно – ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.
Здесь на помощь приходят тематические тесты. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам, особенно в 5-7 классах, в системе можно проводить цифровые диктанты, работу с перфокартами. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика нужно применять технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Не стоит забывать о возможностях Интернета.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Но последние изменения в третьей части экзаменационной работы (отмена альтернативного задания С 2.2, которое является пропедевтикой написания сочинения-рассуждения в 11 классе) наводят на мысль о том, что в наше время писатели, педагоги, творческие люди практически не нужны. Мы по сути дела воспитали поколение, которое везде ищет выгоду. Сейчас Литинститут, Архитектурный институт, педагогический университет и др. фактически на грани закрытия. В свое время, например, Литинститут закончили Константин Симонов, Расул Гамзатов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов. Цвет отечественной литературы! Молодежь идет в те сферы деятельности, где зарабатываются деньги. Но если думать только о деньгах, толку будет мало. Потому что увлеченность в профессии граничит с бескорыстием.
Таким образом, можно сделать вывод, что все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.
В заключение хочется сказать, что наши дети уникальны. Какую бы форму экзамена им ни предложить – все сдадут! Это мы, учителя, долго привыкаем к новым формам работы, к тестам, КИМам, а детям – все ни по чем. Они уже практически готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной направленности курса и деятельностном подходе.
Мы - прекрасные учителя. У нас – прекрасные дети! Но …
На наш учебный век достанет!
Всем КИМов наштампован воз!
…Но первоклашки сели в сани
Уже совсем другие – ФГОС!
СПСИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ: