Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся нравственно ценностных потребностей в процессе обучения русскому языку и литературе»
Дубовская средняя школа №3
Выполнил
Соискатель 1 категории
Матвеева Елена Евгеньевна
Тема: Формирование у учащихся нравственно- ценностных потребностей в процессе обучения русскому языку и литературе.
Сведения об использовании опыта в массовой практике.
1) условия функционирования опыта.
"Формирование у учащихся нравственно--ценностных потребностей в процессе обучения русскому языку и литературе". Выступление на педсовете.
"Воспитание гражданских чувств у старшеклассников".
Выступление на М.О. учителей русского языка и литературы МКОУ СШ№3
"Нравственные отношения в коллективе школьников среднего возраста". Выступление на родительском собрании
"Передача молодому поколению нравственных ценностей нашего общества". Выступление на районной методической секции учителей русского языка и литературы.
"Формирование понятий о добре и зле у 5-классников"
Выступление на секции классных руководителей МКОУ СШ№3.
Участие во II Региональной научно-практической конференции педагогов и обучающихся «Патриотическое воспитание : опыт и перспективы» .
2) Научно-практическая основа опыта.
В основу легли идеи профессора Маранцмана В.Т., народного депутата, учителя Краснодарского края Тумановой З.В.
3) Длительность: 20 лет.
4) Актуальность в рамках школы определяется целями эксперимента школы по гражданскому образованию, готовящему человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.
История гласит, что театр является школой жизни, а литература, по моему мнению, - её университетами.
В условиях гуманизации образования изучение литературы в школе занимает особое место, имеет высокие нравственные и эстетические ценности, приобщает учащихся к искусству слова, к миру прекрасного, воспитывает потребность в чтении художественных произведений, формирует идейно-нравственные позиции и эстетические вкусы школьников, готовит их к самодеятельным встречам с искусством.
Надо признаться, что этим школа занималась всегда, но не всегда получала ожидаемые результаты. Может быть, потому, что недооценивала возможности психологии школьников. А она предлагала и предлагает переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учебно-действенному, осознанному, ответственному.
В обстановке гласности, широкого доступа к средствам массовой информации многие ученики всё-таки недостаточно идейно и нравственно воспитаны. Не блещут этическими и эстетическими нормами поведения: мотивация учения в целом и занятия на уроках литературы в частности не всегда давали им целенаправленного анализа, формирования адекватной самооценки и оценки поступков товарищей.
В художественной литературе, если они её и читают, черпают не то, что мы хотели бы видеть. А чего они хотят?
Это я и попыталась узнать, проведя анкетирование. Многие ребята были искренними, другие работами на "публику", но были и беспомощны. Картина вырисовывалась следующая.
"Хотели научиться читать книги, видеть, что написано между строк",
"...понимать людей, учиться жизни",
"…быть добрее, честнее",
"...обрести духовое богатство",
"...стать более образованными, знающими, начитанными",
"...научиться иметь своё мнение о книгах",
"...научиться самостоятельности, терпению, всему хорошему",
"...понять и осмыслить то, что оставили нам наши предки",
"...научиться жить правильно, разумно",
"...по-настоящему знать и любить родную литературу",
И чтобы фразы из анкет моих учеников не повисли в воздухе, я подхожу к каждому уроку творчески. Трудно подобрать нужный материал, трудно удивить им современных школьников, информированных не в том направлении, котором бы хотелось.
От учителя требуется аргументированность и педагогическая обусловленность форм и методов работы на занятьях.
Готовясь к уроку-экскурсии в 10 классе по теме "Нравственные проблемы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", прежде чем поставить вопрос перед учениками: какие нормы жизни Толстой утверждает своим романом и какие отрицает, я решила рассказать им о Ясной Поляне. Для меня великий Толстой начинается только оттуда.
Когда я, будучи студенткой ВГПИ, ездила туда на литературный праздник, посвященный юбилею Льва Николаевича, тогда-то я и открыла его для себя, каким-то не таким, оставшимся у меня в сознании от школьной программы. Может, и моим ученикам это будет небезразлично. Пусть увидят, пусть почувствуют...
"Зелёная палочка...". Где-то именно здесь, среди таких же, как эти, берёз, бродили давным-давно задумчивые мальчики Толстые, и Николенька, старший, рассказывал братьям о счастье, которое можно принести всем людям, стоит только найти её, эту необыкновенную зелёную палочку". Позже Лев Николаевич, уже великий писатель, как-то особенно полюбил это место. Указатели, ведущие к могиле Толстого... На многих специальные дощечки с цитатами из его дневников и писем.
А вот здесь - то, что в который раз заставляет меня бесконечно удивляться простоте и скромности этого человека. "Деревянный гроб", и "кто хочет снесёт..." Это его, Толстого.
Последний указатель... И вот он невысокий холмик на самом краю обрыва. Ни гранита, ни бронзы, ни эпитафии. Лишь дубки, берёзы, ясени...
И вот перед нами, Лев Великий "человек, весь борьба", теперь уже не мальчик с зелёной палочкой, а автор знаменитой эпопеи "Война и мир".
Страницы романа Толстого "Война и мир" прививают любовь к слову, развивают понятие о чести и долге, о красоте подлинной и мнимой, о природе подвига, о славе и тщеславии, о дружбе и любви, о мире и войне. Выявление авторского отношения к обсуждаемым проблемам побуждает школьников занять определённую позицию, высказать свой взгляд на прочитанное.
Комментируя любимую мысль Л. Н. Толстого: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость." , ученики высказывают свои суждения о том, как важно и непросто искать и найти высокую цель в жизни. "Войну и мир" читают дважды: в обязательной программе по литературе, когда ищут свой путь, место в жизни, когда оценивают итог, результат.
Особое место в системе моей работы занимает развитие творческих способностей учеников. Нередко анализ художественного произведения на уроке строится на основе сочинений и отзывов после прочтения книги.
После изучения романа "война и мир" ученики пишут сочинение-рассуждение об их отношении к произведениям Толстого.
Изучая классическую литературу, и Льва Толстого в частности, мы убеждаемся: с детства человеку твердят, что хорошо и что плохо. Но жизнь окрашена не только черно-белыми красками, есть и полутона. Она так сложна, что нельзя разделить её только на эти критерии. Даже природа в романе имеет свой образ и ты её воспринимаешь по-другому. Посмотрите на лирическое отступление о дубе, на небо глазами Андрея Болконского. Произведения Толстого воспитывают вкус к чтению, формирует личность, рассказывая о прошлом, помогает понять настоящее, заглядывают в будущее, потому что те нравственные устои, идеалы, которые присущи романам Толстого, не устарели, они были, есть и будут. Было бы слишком грустно, если бы я никогда не узнала доброго Пьера, чуткую Наташу. И этим я благодарна урокам жизни большого, как океан, Л.Н. Толстого.
Ученики на уроках спорят, дискутируют по поводу поведения героев Толстого, высвечивая плюрализм мнений. И это хорошо, что они не берут на веру, а примерят к своим поступкам в жизни. Для современного преподавателя характерно изучить литературу в её специфике, как искусство слова, то есть опираться на образное эмоциональное восприятие художественного текста, сотрудничество при чтении и осмысливании произведения. В процессе вдумчивого чтения, активного обсуждения художественного текста воспитывается читательская культура школьников, внимание к слову, самостоятельность суждений.
Психологи предлагают для успешной реализации результатов воспитания детей следующие методы активного обучения:
Имитационные (организационно-деятельная игра),
Моделирование (анализ ситуаций, решение ситуаций, разбор конфликта)
Неимитационные (лекции и семинары)
Развивая художественное воображение детей, практикую такие виды работ: защита рисунков по теме, подбор эпиграфов к обсуждаемой проблеме, составление тем сочинений, подготовка вопросов для коллективного обсуждения, индивидуальные творческие задания по тексту и другие.
В 5 классе на уроке литературы после изучения раздела "устное народное творчество" провожу урок-встречу: "Народная песня у нас в гостях".
Накануне предлагаю задания:
Какие народные песни любят слушать у вас в семье?
Есть ли у вас любимая народная песня? Какая?
Чем она тебе нравится?
Запиши старинную народную песню.
Использую на уроке материал краеведения, сведения об авторах песен о Дубовке: В. Петрове, Т. Василистовой. Приглашаю на занятие.
Что же показал урок?
Очень мало знают, слушают, поют в семьях народные песни, а уж местных авторов и тем более.
Дома выключают, в школе не слушают. Откуда же детям знать народные песни, чувствовать их красоту, мелодичность, глубокий смысл?
Поэзия и музыка выражают одни и те же мысли, переживания. Тема природы, Родины проходит лейтмотивом через урок-концерт: "Русская природа в музыке и поэзии" после изучения темы в 5 классе: "стихи о природе русских поэтов 19века".
"Сегодня у нас в остях П.И. Чайковский и С.А. Есенин",- сообщаю я ребятам. Приготовлены портреты Чайковского и Есенина, картины о природе где жили композитор и поэт. Однажды, это было давно, в детских журналах "Мирок" и "Проталинка" появились стихи молодого начинающего поэта Сергея Есенина. В них звучала нежная любовь к Родине, незатейливой природы средней полосы. Вы видите их на этих картинах."
В русской поэзии есть много стихов о родной природе, но Сергей Есенин по-новому показал её просторы: поля, луга, деревушки. Стихи Есенина по простоте образов, прозрачности слова, красочности близки народным произведениям. Вот, послушайте, как звучит одна и та же тема в устном народном творчестве и в стихотворении Есенина.
Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая стройная, коса до земли. Ласкова была, приветлива. Все любили её, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. И превратила злая колдунья девушку в деревце. А дерево тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зелёные, как косы перевились. Люди любовались нежным деревом и назвали его берёзкой. Злится колдунья. Напустила она холоду. Только берёза по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.
А вот как рассказывает о зимней берёзке Есенин
Читаю стихотворение. Прошу обратить внимание на язык, средства художественной речи, записать их в тетрадь,
Что общего в народной сказке и в стихотворении Есенина?
А теперь послушайте другое стихотворение о зиме (запись "Поёт зима, аукает"). Мы не только увидели, но и услышали. Что же вы услышали?
Сколько красок, движение звучит в стихотворении "Пороша"(запись). Какие новые звуки вы услышали? Эти звуки вы сейчас услышите в музыке. И поможет вам русский композитор П.И. Чайковский.
Он создал альбом произведений "Времена года"
Звучит "Тройка" Чайковского.
Отгудели зимние метели, зазвенела весенняя капель. И радуют сердце самые первые цветы...
Звучит пьеса "Подснежники". Вы можете сделать наброски рисунков. А вот уже появились листочки, зашумело зелёное море, запылала белым пожаром черёмуха...
Какие картины русской природы вы бы нарисовали. (устное иллюстрирование ).
А это произведение вам знакомо? (звучит "Баркарола").
Летят дни. И вот во всё золото оделить все деревья...
Вслушайтесь, какое настроение навевает стихотворение и музыка? (стихотворение Есенина "Нивы сжаты, рощи голы" читается на фоне "Осенней песни" Чайковского).
Грустное печальное настроение. Скоро повеет зимой...
Какая тема прозвучала сегодня а уроке? Родина для Есенина и Чайковского - самое дорогое, сокровенное. Они помогают нам увидеть её неповторимую красоту, величие, помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за что мы им бесконечно благодарны.
Параллелью такому же уроку можно провести уроки по Чехову и Левитану, Некрасову и Перову. Союз литературы и искусства дают прочный психологический настрой. Они восполняют недостатки традиционного обучения.
Каждый год с учениками я провожу Пушкинскую литературную декаду.
Подвели итоги. Рисунки великолепные, сочинения искренние, тёплые.
"Когда день особенно перегружен и очень устаю, я беру томик Пушкина. Это единственный поэт, которому я отдаю предпочтение".
Выприцкая М. 9 "Б" класс
"Поэма "Руслан и Людмила" уносит меня в мир детства, вызывает чувство восхищения. Сказка... А всё как будто в правду. Так живо воспроизводится разговорная речь, образы героев, что невольно волнуешься за их судьбы."
КантемироваОл. 9 "Б" класс
"Пушкин всегда ценил правду и писал всегда честно и открыто. В повести "Дубровский" он рассказывает об отважном человеке, который защищал обиженных и угнетённых, боролся со злом и несправедливостью".
Буханцев Юр. 9 "Б" класс
Эти сочинения прозвучали вначале вводного урока-экскурсии по творчеству А.С. Пушкина. В памятные дни были проведены интегрированные уроки истории и литературы: В 11 классе по Пушкинской тематике "И буду долго тем обязан я народу...", где учащиеся пришли к выводу, что великий поэт и история его отчизны неразделимы.
Многогранность поэтического мира Пушкина раскрывалась в выразительном чтении наизусть стихов поэта. Школьники постигали прекрасное, сами выбирали стихотворения, заучивали их, вспоминали выученное в младших классах. Предпочтение было "Жизни чувства".
Почему ты выбрал это стихотворение?
Кабинет любовно оформляли "художники" Кантемирова Ольга и Буханцев Юрий. Много книг Пушкина и о нём, иллюстрации и рисунки к произведениям поэта, его портреты, репродукции картин и художественные фотографии, изображающие места, связанные с именем Пушкина. Коскина Светлана и Выприцкая Марина подготовили заочную экскурсию по музеям А.С. Пушкина. Группа учеников исполнила стихи и песни, положенные на произведения Пушкина. Урок как бы подводил итог знакомства школьников с Пушкиным на первом этапе в 5-8 классах, и поднимал их на новую ступень изучения Пушкинского творчества в систематическом курсе 9-10 классов. Это эстетически развивает школьников, приучает видеть взаимосвязи и закономерности литературного процесса, культурной жизни эпохи. Вместе с учениками исследуем, какое место занимают произведения Пушкина в духовной жизни наших современников. Школьники с удовольствием выполняют индивидуальные задания:
Проследить многогранную жизнь книги, созданной "давным-давно",в современном мире,
Познакомиться с различными изданиями,
Подобрать серии новых иллюстраций,
Найти отражение тем и мотивов произведений Пушкина в современной музыке.
Такой характер учебной работы помогает понять сущность общечеловеческих нравственных ценностей произведений литературы, способствует осознанию взаимосвязи искусств, формирует стремление приобщаться в ним.
В своей работе со старшеклассниками использую апробированные старые и новые педагогические технологии: групповые формы работы, конкурсные соревнования между группами, стимулируя ответственность и активность. Урок –привития является одной из форм активизации учащихся, средством привития интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, умение отстаивать свою плюралистичную точку зрения, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся.
Идейный спор по волнующей его участников теме помогает формированию нравственного убеждения, становлению активной гражданской позиции, самореализация личности в социуме.
К диспуту "Мой современник в жизни и литературе" 11-классникам было предложено прочитать произведения
А. Вознесенского "Ров"
В. Распутина "Пожар"
В. Астафьев "Печальный Детектив"
В. Липатова "И это всё о нём"
Провела анкетирование по вопросам:
какие черты характера современной молодёжи ты считаешь главными?
Назови литературных героев, помогающих идти по жизни.
Ведущий диспута напоминает, что само наше время - время дискуссий. Гласность - необходимое условие современного демократического развития. Поэтому на диспуте в оценке литературных героев есть небесспорные моменты, слова негладкие, но главное, что они искренние.
Предлагаю общие вопросы:
Как проявилось наше время в этих произведениях?
Что объединяет их?
Что значит быть современным?
А знакомы ли родители с этими произведениями?
Они прочитали их в школьные годы или спустя годы?
Когда, по их мнению, лучше воспринимаются произведения?
Актуальным представляются учащимся проблемы нравственного выбора, выбора поступка, поведения, а подчас и судьбы. Проблема морального выбора между добром и злом, честностью и ложью, активностью и равнодушием стояла в центре урока-диспута по рассказу В. Распутина "Уроки французского". В 7 классе.
Как вы относитесь к непедагогическому поступку учительницы?
Каковы её мотивы?
Почему эпиграфом к уроку избраны слова Распутина: "Если в детстве мы находим тот родник, испив из которого однажды, мы получаем запах живой воды навсегда"?
А ты бы что сделал на месте учителя?
Индивидуальное задание: выписать из рассказа предложения, которые вы считаете важными для автора.
"Мальчик Володя так горд, что это даже удивляет..."
"Он всего достигал трудом..."
"Он набивал игрой только рубль..."
Выводы сделаны шире конкретного содержания рассказа.
Истинное добро на то и добро, чтобы быть бескорыстным. Распутин отдал поклон учителю, давшему ему уроки нравственной доброты.
Исходя из вышесказанного, понятно, что беседа по современной литературе должна стать организующим "центром" широкого чтения по проблеме гражданского воспитания. Острую ситуацию, родившую гражданскую активность учащихся, создал вопрос о причинах национальных конфликтов на уроке-диспуте по книге А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"
Ученики отвечали, что по Конституции границы территории автономной республики не могут быть изменены без её согласия. В этом и есть конфликт между чеченцами и русскими, описанного Приставикиным. Никто не в праве решать судьбу народа без самого народа. Была проведена параллель литературы и истории о межнациональных отношениях: союз России и Белоруссии: быть? Не быть?, где сочетались знания учащихся об истоках дружбы народов, описанных в учебниках литературы и истории (9 и 11 класс).
Нравственные, гражданские идейные ценности - непреходящее и ничем не заменяемое средство воспитания. Воспитание на гражданских и духовных ценностях является очень действенным средством самовоспитания школьников. Постигая гражданское мужество, долг перед Родиной, юный гражданин учится измерять себя высшей мерой морального достоинства. Он видит себя глазами общества, вдумчиво и требовательно анализирует свои поступки, поведение. Нравственные убеждения - это идеал, вершина морального развития, путь который лежит через единство нравственной привычки и нравственного сознания. Жизнь показала, что нравственность нельзя воспитать за урок, четверть, год. Этому педагогика должна постоянно учить этапами непрерывного образования - это дошкольное, младшее, среднее и старшее звено. Только общими усилиями педагогов всех уровней мы сможем приблизить нашу заветную цель - подрастающее поколение с устойчивыми нравственными ценностями будет определять жизнь в 3 тысячелетии.
Источники информации:
1.Библиотека учителя русского языка и литературы «Поиск новых путей» Громцев С.Н.