kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для педагогов, логопедов, родителей. Цель статьи ознакомить педагогов с формированием речи детей дошкольного возраста. Дошкольный период очень важный для формирования речи будущих школьников, поэтому необходимо работать над правильной речью еще с младшего возраста. Оттого как сформирована речь дошкольника зависит его будущее обучение в школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речи дошкольников »

Формирование речи дошкольника


Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной, существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: хорошее физическое развитие ребенка; развитый физический слух; развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; нормальное функционирование ЦНС; овладение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя; познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для о бучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированное звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи-, анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексикограмматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Я работаю логопедом в я/саде №126. Тема самообразования – «Обучение грамоте посредством дидактических игр на логопункте – важный этап предшкольной подготовки». В систему коррекционного обучения я ввожу специальные упражнения, направленные на подготовку к обучению грамоте и обучению ее элементами.

У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы языка.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.

• Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.

• Формирование навыка беглого послогового чтения.

Первоначально детей учу выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее учу выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учу разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания мною усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы). Одновременно я знакомлю детей с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаю варианты преобразования слова (лак - рак - мак).

Обращаю внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) учу детей расчленять предложения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.

От чтения предложений дети переходят к осмысленному беглому чтению легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное.).

В своей работе при обучении грамоте я использую различные дидактические, пальчиковые игры, задания на развитие внимания, памяти. Это позволяет сделать занятия интересными и познавательными, способствует формированию правильной речи.


Т.Сорокина,

Логопед ясли/сада № 126

Г. Павлодара.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование речи дошкольников

Автор: Сорокина Тамара Петровна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Учебное пособие по формированию речи дошкольников"
    ["seo_title"] => string(52) "uchebnoe_posobie_po_formirovaniiu_rechi_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "503882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553074945"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Предметно-развивающая среда, как средство развития  речи дошкольников. "
    ["seo_title"] => string(80) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426928335"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Формирование речи у детей с ОНР "
    ["seo_title"] => string(36) "formirovaniie-riechi-u-dietiei-s-onr"
    ["file_id"] => string(6) "219019"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433998592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»"
    ["seo_title"] => string(71) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_razvitiie_riechi_doshkol_nika_v_siem_ie"
    ["file_id"] => string(6) "392265"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487179302"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства