Формирование положительной мотивации обучения младших школьников на уроках русского языка
Формирование положительной мотивации обучения младших школьников на уроках русского языка
На современном этапе обновления образования в школе стоит первоочередная задача значительного повышения качества обучения, мотивации учения, преодоления возрастающего нежелания учиться со стороны школьников. Педагогам приходится в таких условиях постоянно искать новые пути решения этих проблем. Один из них – формирование и развитие положительной мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации обучения младших школьников на уроках русского языка»
Формирование положительной мотивации обучения младших школьников на уроках русского языка
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы формирования положительной мотивации к учению на уроках русского языка
1.1. Сущность понятий мотив, мотивация и мотивация к учению младшего школьника
1.2. Условия формирования положительной мотивации к учению у младших школьников
Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На современном этапе обновления образования в школе стоит первоочередная задача значительного повышения качества обучения, мотивации учения, преодоления возрастающего нежелания учиться со стороны школьников. Педагогам приходится в таких условиях постоянно искать новые пути решения этих проблем. Один из них – формирование и развитие положительной мотивации. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой задачу воспитания ответственной личности, способной к саморазвитию и самообразованию в будущей взрослой жизни, умеющей и желающей учиться, то есть мотивированной к учению. А основы такой личности, конечно, необходимо закладывать уже в начальной школе. С поступлением в первый класс мотивационная сфера ребенка претерпевает большие изменения. Если раньше желания дошкольника носили ситуативный характер, то теперь они все более осознанны. Большую роль в мотивации играет интерес: интерес к учебе, интерес к деятельности. В свою очередь, интерес зависит от содержания обучения. Если ребенку интересно, он внимателен на уроке, активен. И, наоборот, если неинтересно – пассивен, безразличен к происходящему. Таким образом, учитель должен исследовать причины низкой мотивации и определить возможные направления для ее повышения и развития. Итак, актуальность исследования проблемы формирования положительной мотивации к учению младших школьников обусловлена обновлением содержания образования, задачами формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. В условиях изменений общества традиционные подходы к формированию и развитию мотивационной сферы младшего школьника не 4 оправдывают себя. Поэтому нужно искать новые способы, методы, приемы для эффективности этого процесса. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий формирования положительной мотивации к учению у младших школьников на уроках русского языка. Объектом исследования является процесс обучения учащихся первых классов на уроках русского языка. Предметом исследования явились педагогические условия формирования положительной мотивации у учащихся первых классов на уроках русского языка. Гипотеза. Формирование положительной мотивации к учению младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если: целенаправленно развивать интерес к учебному предмету; активизировать самостоятельность учащихся; разработать и реализовать комплекс уроков русского языка, содержащих занимательные задания, вызывающие познавательную активность. В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были определены следующие основные задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
2) Выявить условия формирования положительной мотивации к учению у первоклассников.
3) Разработать и реализовать комплекс уроков русского языка с целью формирования положительной мотивации к учению младших школьников.
1. Теоретические основы формирования положительной школьной мотивации к учению на уроках русского языка
1.1. Сущность понятий мотив, мотивация и мотивация учения младшего школьника В так получается, что один ребенок, придя в первый класс, испытывает от учения только положительные эмоции, активен на уроках, старателен, внимателен, принимает любую учебную задачу. Другой, напротив, эмоционально напряжен, малоактивен, невнимателен, так как в момент, когда учитель дает объяснения, он сосредоточен на собственных занятиях. Объяснение этому мы можем найти, если выясним, какой вид мотивации сформирован у данного конкретного ребенка. Изучением влияния мотивации на учение занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский Я.Л., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Исследования данной проблемы помогают взглянуть на нее с разных позиций. Часто за внешне положительным отношением ребенка к учению может скрываться желание преуспеть, получить похвалу, а за внешне отрицательным – высокая требовательность к себе, критичность. Понимание этих мотивов помогает найти подход к каждому ребенку. В современной педагогической науке понятие «мотивация» объясняется по-разному. В первом случае – это совокупность факторов, определяющих поведение, во втором – совокупность мотивов. По мнению Марковой А.К., «мотивация – это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению». Ученый предполагает, что мотивация является источником активности и направленности поведения. Понятие «мотивация» объемнее, чем понятие «мотив». Понятие «мотив» в психологии рассматривается с разных сторон. С одной стороны мотив это психологический феномен, стимулирующий к действию, с другой позиции мотив – это причина, побуждающая к выбору действий и поступков. В определении Алферова А.Д. мотивы – это психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека, направления, смыслы, значения, отношения. По мнению Реана А.А. мотив представлен как внутреннее побуждение человека к разным видам активности, удовлетворяющие конкретные его потребности. В трудах Асеева В.Г., мотивация у человека представлена во всех видах побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д. В концепции иерархии потребностей А. Маслоу, мы узнаем о том, что люди мотивированы для совершения поиска по достижению личных целей, что в свою очередь делает их жизнь значительной и осмысленной. В своем положении автор представил человека как «желающее существо», редко достигающего полного удовлетворения своих потребностей. Удовлетворение одной потребности влечет за собой возникновение другой, которая направляет внимание и усилия человека на завершения какого-либо действия. Последовательное возникновение ряда потребностей человека, характеризует мотивационную сферу человека. Проблема мотивации была изучена и раскрыта в работах Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Рубинштейна С.Л. и других отечественных авторов. Мотивация в понимании данных авторов представлена, как активность, направленная на достижения определенной цели, она выступает, как компонент или особенность личности, поясняющая её целеустремленность. Леонтьев А.Н. в теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, считает, что мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведение человека напрямую связано с его потребностями, с системой деятельности и большим количеством действий, порождающих иную деятельность. Другими словами, между структурой деятельности и мотивационной особенностью человека существует определенное соответствие. Мотивационная сфера человека, склонна к изменениям динамического характера. В основе такого рода изменений заложен процесс развития в системе деятельности, подчиняющиеся объективным законам социального характера. А.Н.Леонтьев указывает на отличительные особенности, которые существуют между отдельными типами мотивов, в качестве которых выступают - мотивы деятельности и мотивы действий. Автор выделяет, что большее значение в процессе развития оказывают изменения, происходящие в мотивах деятельности, чем в мотивах действия. В позиции А.Н.Леонтьева, человек осознает причину совершения своих действий, но этот факт не означает побуждения его к занятию определенной деятельностью. Только тогда, когда осознание действий становится побуждением, деятельность человека имеет связь с действующим мотивом. 9 Иными словами, осознаваемые мотивы при известных условиях становятся действующими. Леонтьев А.Н. полагал, что мотивационная сфера человека основана не только на соотношении «осознаваемых» и «реально действующих» мотивов, но и включает в себя смыслообразующие мотивы. Главным принципом мотивации является конкретное побуждение, имеющее личный смысл для человека, связанный с его позицией и жизненным отношением. Сущность развития человека заключается в изменении психологической характеристики широких социальных и познавательных мотивов – увеличивается личностное значение и действенность одной группы мотивов, меняется роль другой группы, что соответственно изменяет их соотношение в развитии ученика. Данная точка зрения дает объяснительную характеристику возникновению и динамическому изменению мотивационной сферы человека. Исходя из развития деятельностей, в последующем образуются мотивационные изменения в развитии человека, с полным изменением мотивов, потребностей и целей человека. Мотивация, по словам Л.И. Божович, – это процесс выбора между определенными действиями, способствующий регулировать направление действий на достижение особенных состояний конкретного мотива и поддержание данной направленности. С позиции автора, мотив - это причина осуществления действий и поступков за счет побуждений человека. Основным побудителем человека к деятельности являются потребности. Потребность человека возникает из-за чувства неудовлетворенности личности. Большое количество человеческих потребностей сопровождается многообразием мотивов. Мотив имеет связь с постановкой той или иной цели. Но надо отличать мотивы от цели. Цель - это то, на что направлена деятельность, а мотив - это 10 то, ради чего он стремится достигнуть этой цели. В одних случаях цель и мотив могут совпадать друг с другом, а в других нет. Рассматривая психолого-педагогическую сущность мотива с позиции зарубежных и отечественных авторов, приходим к выводу, что мотив – это внутреннее побуждение личности к различным видам активности, связанных с удовлетворением определённой потребности. Под мотивацией, по мнению Ильина Е.П., представлена совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок, идеалов, что в широком смысле приводит к изменению поведения вообще. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствует их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями. Мотив обучения может содержать следующие причины: интерес к учению вообще (потребность в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником). Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно, даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для 11 их образования. Они любят и уважают учителя, прежде всего, за то, что он учитель, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. Учителя, «который учит», как правило, любят больше, чем учителя физкультуры, пения, так как эти занятия напоминают им занятия дошкольного типа. Требования учителя для младших школьников – закон. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархии интересов ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. Младшие школьники не могут думать о будущем, поэтому их мотивы нацелены на настоящее. По-прежнему, ведущими являются непосредственно действующие мотивы, а принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственных побуждений, желаний. Большинство детей ориентируется в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас». Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Социальные мотивы учения встречаются нередко. Ребенок включен в систему значимых для него отношений, главным образом, со взрослыми. И эти отношения, ценности, установки, требования взрослых тоже побуждают учиться. У младшего школьника должны появиться глубокие социальные мотивы – желание стать образованным, хорошо окончить школу, чувство 12 долга, ответственности перед учителем, родителями и классом, и т.п. К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол выполнять скучное домашнее задание. Но все же у большинства детей социальные мотивы постепенно приобретают необходимую силу и начинают побуждать их учебную деятельность. Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок готов старательно заниматься. Конечно, отметка не должна определять полностью смысл учения. Но разумно ее использовать можно и нужно (и именно тогда, когда ребенок учится в начальных классах), чтобы поддержать положительное отношение к учебной деятельности.
Похвала для учеников младших классов важна так же, как и для дошкольников. Детям с заниженной самооценкой похвала дает дополнительный стимул к работе. В то же время, для детей с завышенной самооценкой использовать этот инструмент нужно с большой осторожностью, боясь «подпитывать» их самомнение.
Награда – самый сложный вариант поощрения, который чаще используется в семье. В последнее время плата за высокие учебные результаты оказалась довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны помнить, что введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию: ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса учебной деятельности.
К социальным мотивам учения можно отнести и престижную мотивацию. Это желание выделиться среди других, быть первым. Мотив престижа побуждает ученика много заниматься и достигать высоких результатов. Такие дети вступают в соперничество с такими же успешными учениками, идут по проторенной дорожке, но не ищут оригинальных 13 решений, чаще боятся ошибиться и не реализуют полностью свой творческий потенциал. Педагоги делают основной упор на развитие познавательной мотивации, ориентированной на содержание и процесс учебной деятельности. Это мотив особо ценен для учения, поскольку материал, усваиваемый на уроке, интересен ученику, а процесс познания вызывает удовольствие. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности, когда создаются условия для удовлетворения любознательности, преодоления препятствий, интеллектуальной активности, реализации способностей учащихся, расширения кругозора и приобретения ими определенных знаний. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Особенно она характерна для неуспевающих детей, боящихся получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не пустят гулять, не разрешат смотреть телевизор и т.д. Такая мотивация не приводит к успешным результатам. Интересы у детей в этом возрасте имеют свойство терять силу, другими словами угасать, они имеют ситуативный характер и утрачиваются без оказания поддержки учителя. На начальном этапе обучения мотивы недостаточно осознаны, поэтому часто первоклассники имеют неопределенность к тому, что им нравится. В период от начала до конца обучения в начальной школе не формируется воля к преодолению трудностей в учебе. Такие особенности указывают на низкий интерес к процессу учебной деятельности. Важно знать, что в процессе обучения, деятельность ученика не может сопровождаться одной группой мотивов.
Для того чтобы обучение было эффективным и интересным, деятельность ребенка должны побуждать мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а так же на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребенка со сверстниками. По мнению психологов и педагогов, мотив, направленный на овладение учебными знаниями и способами действия, будет считаться самым значимым в учебной деятельности школьника. Объясняется это тем, что в процессе изучения способов действия ребенок преобразует изучаемый им объект, что приводит его к обогащению, как субъекта учебной деятельности. Именно за счет этого явления учебная деятельность занимает ведущую позицию для ученика среди других видов деятельности. Уникальность мотива состоит в том, что он напрямую связан с личностной значимостью деятельности: если происходят изменения мотива, то это приводит к изменению смысла его учебной деятельности и переходу от социального к познавательному мотиву. В этот период, как правило, ученик проявляет желание не только получать положительные оценки за учебу, но и узнать, что-то новое для себя и овладеть новыми знаниями.
Важной особенностью мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, является познавательная потребность. Познавательная потребность в свою очередь строится из потребностей во внешних впечатлениях и активности. Исходя из важности таких мотивов, перед учителем встает необходимость создавать условия, проявлять заботу о том, чтобы у школьника формировался учебно-познавательный мотив, который в свою очередь способен ориентировать ребенка на способ действий. Помимо этого, высоко ценится и осознание учеником значимости этого мотива, что будет превращать его в один из главных мотивов. Мотивация включает в себя компоненты: эмоциональный, поведенческий, личностный. Эмоциональный компонент выражается в эмоциональном отношении к процессу обучения. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены успешными взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Также это эмоции, связанные с положительными результатами своего ученического труда, эмоции удовлетворения от положительной отметки. Положительные эмоции, возникающие на основе овладения учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. Поведенческий компонент заключается в проявлении активности, инициативы ученика, в его удовольствии работать над освоением учебных предметов, в активном поиске дополнительных знаний за пределами школьных программ и в наличии любознательности. Личностный компонент мотивации проявляется как внутреннее субъективное отношение младшего школьника к учебному процессу, другими словами, понимание смысла учебного процесса, осознания его личностной значимости.
Таким образом, мотивация – сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям, только целостный подход может обеспечить успех. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте – «научиться учиться».
Первый класс – это время становления мотивации.
1.2. Условия формирования положительной мотивации к учению у младших школьников.
Учебно-познавательный мотив в младшем школьном возрасте, является мотивом, оказывающим благоприятное воздействие на положительную мотивацию ученика. Исходя из этого, возникает необходимость в создании условий для благоприятного формирования положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения в крепкую, сформированную мотивационную сферу. Возникает ряд актуальных вопросов, как организовать работу по повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте? Как сделать обучение интересным и увлекательным? Каким образом выработать потребность в самообразовании и саморазвитии ребенка?
Для ответа на возникшие вопросы, необходимо знать следующее:
1) Начиная работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников, необходимо создать благоприятный, располагающий для работы климат на уроке. Поэтому, прежде чем сообщать тему урока, учитель должен вызвать положительные эмоции у детей, создать занимательную ситуацию, которая повлечет за собой желание учиться.
2) Помимо положительного фона на уроке, очень важно включать ребенка в работу по планированию деятельности урока. Ученик становится участником в организации урока и его проведения. Для этого можно использовать прием «создание проблемной ситуации». Перед учеником, на уроке ставится вопрос, на который они должны найти ответ, таким образом, ученики 17 осознано формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап урока.
3) Использование на уроке групповой формы работы, позволяет определить свои плюсы в формировании положительной мотивации к учению. Установлено, что при такой форме работы, материал учениками усваивается быстрее и эффективнее, так как, детям вместе значительно легче учится. У учащихся в процессе групповой формы работы повышается уровень осмысления и познавательной активности, активизируется их деятельность и повышается культура поведения.
4) Создавая условия для формирования положительной мотивации к учебной деятельности необходимо учитывать личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников. Именно такой подход позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка и развитие его неповторимой индивидуальности, посредством системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий. Следуя данному подходу в обучении, в процессе формирования положительной мотивации к учебной деятельности, учителю важно создавать условия самостоятельной работы учащихся.
5) Благоприятное воздействие на мотивацию оказывает создание условий на уроке, в которых ученикам предоставляется ситуация выбора. Такой прием позволяет ученикам проявить свою индивидуальность. Ситуация заключается в предоставлении ученику выбора по собственному усмотрению. Например, учитель в качестве самостоятельных заданий для учеников предоставляет задания различного уровня сложности или содержания, а ученик имеет право выбрать одно из них на свое усмотрение.
Цель использования личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности – это раскрытие личности, индивидуальности. Используя такой подход в обучении, создается заинтересованность ученика в процессе обучения, что является хорошим стимулом для познавательно-активной деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения реализуется при помощи следующих форм, методов и приемов:
1. Задания творческого характера, которые способствуют мотивации к учебной деятельности. «Распространи предложение», «Разноцветные слова» и т.п.
2. Помоги герою. Такие задания активизируют интерес, самостоятельность.
3. Игры дидактического характера
4. «Исправь ошибки Героя». Прием помогает школьникам представить себя в роли учителя, вместе с тем отрабатывается орфографическая зоркость.
5. Прием работа в малых группах позволяет подобрать более интересное и занимательное задание практически для каждого ученика в классе.
Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется приему «игровая ситуация». Игровая ситуация возникает на уроках и способствует привлечению младших школьников к процессу условной развлекательно-увлекательной деятельности, которая обладает значительной силой воздействия на ребенка. Иная деятельность носит не только развлекательный характер, но и способствует усвоению учеником основных знаний, а также формирует важные умения и навыки изучаемой темы. Высокая эффективность игровой ситуации заключается в том, что процесс воспроизведения знаний на уроке происходит за счет создания эмоционально-приподнятой обстановки, которая способствует облегчению усвоения материала учащимися. С помощью привлечения интереса у младших школьников к учебному процессу, у детей повышается мотивация к процессу обучения, что в свою очередь обуславливает успехи в учебно-познавательной деятельности младших школьников. К списку благоприятно воздействующих на формирование положительной мотивации к учению приемов необходимо добавить немаловажный прием в личностно-ориентированном подходе – «ситуация успеха». Ситуация успеха способствует осознанию уверенности в собственных силах: возникает желание достичь положительных результатов еще раз, для испытания знакомых эмоций радости, связанных с успехом. Успех вызывает ощущения благополучия у ребенка, посредством чего возникает благоприятное отношение ученика к окружающей действительности. Эффективность формирования положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников будет зависеть от условий использования дифференцированного подхода учителем на уроках. Сущность дифференцированного подхода к формированию положительной мотивации, заключается в разделении учебных заданий по уровню сложности и познавательной активности младших школьников, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Данный подход оказывает положительное воздействие на формирование внутренней мотивации учеников к учебной деятельности, а также способствует повышению положительного отношения к процессу обучения. Хорошим мотивирующим способом можно считать использование в обучении проблемного подхода.
Проблемное обучение – это создание проблемных ситуаций, осознание, поиск способа разрешения этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. При создании проблемных ситуаций в системе обучения младших школьников, учащиеся сталкиваются с интеллектуальными трудностями, которые способны стимулировать познавательно-поисковую деятельность учащихся.
Главной заслугой проблемного подхода в обучении младших школьников, считается способность вдохновлять обучающихся, формировать у них волевые качества, в результате чего познавательный процесс приобретает привлекательность и становится личностно значимым для каждого ученика. Высокий интерес при организации учебной деятельности способны вызывать задания интеллектуально-познавательного характера. Ученики воспринимают такие задания, как необходимую потребность в получении знаний, углублению их систематизации и расширению объема своих знаний. Изучив различные подходы к формированию положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, приходим к тому, что данный процесс будет эффективным, если отойти от традиционной модели обучения, в которой учитель исполняет роль транслятора знаний, а ученик слушателя и исполнителя. Основой формирования положительной мотивации к учебной деятельности, служит использование комплекса форм, методов, приемов обучения, способствующих реализации познавательных интересов ученика.
Помимо всего формированию мотивации способствует хорошо отобранное содержание материала, который выносится учителем в процессе урока. Необходимыми средствами, связанными с содержанием учебного материала, стимулирующими формирование мотивации к учению являются:
- практическая значимость изучаемого материала для ученика;
- доступность учебного материала для учащихся;
- новизна учебного материала;
- соответствие содержания материала потребностям младшего школьника;
- наглядность и занимательность материала.
Набор перечисленных средств будет играть значительную практическую значимость в достижении успехов в учебной деятельности младших школьников. Процесс формирования учебной мотивации – это длительный, трудоемкий, целенаправленный процесс, требующий терпения и волевых усилий педагогов.
Стойкий интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется с помощью использования таких форм урока, как:
а) урок-путешествие
б) урок-игра
в) урок-викторина
г) урок-исследование
д) урок-встреча
е) урок с привлечением сказочных персонажей
Как ранее отмечалось, использование игровых ситуации на уроке обладает высокой эффективностью в процессе формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников. Это обуславливается, тем, что включение учащихся в ситуацию игры способствует повышению интереса и работоспособности в учебной деятельности. Младшие школьники, в силу своего возраста, склоны к быстрой утомляемости в процессе выполнения однотипных заданий. Поэтому они отдают предпочтение игровым видам занятий, ученики любят играть, решать ребусы и кроссворды. Опираясь на имеющиеся факты, необходимо, на уроках в начальной школе создавать такие условия, при которых уровень положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников будет повышаться.
Выводы
Изучив литературу по проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, нами выяснено, что младший школьный возраст является основным периодом для формирования положительной мотивации к учебной деятельности, так как дети в этом возрасте обладают высоким стремлением и уверенностью в собственных силах по отношению к любой деятельности.
Для того чтобы учебная деятельность в младшем школьном возрасте носила положительный характер, необходимо формировать и поддерживать положительную мотивацию у учащихся. Ведь именно мотивация является важным условием успешного обучения школьников. В этот период главной задачей педагогов является поддерживать стремление и желание учиться у младших школьников.
Положительные мотивы характерны тем, что мотивы связаны с учебной деятельностью, то есть с возникшей потребностью ученика в усвоении учебных знаний, навыков, способов действия. Помимо этого, положительные мотивы зависят от социальных целей ребенка (одобрение родителей, учителей и сверстников).
В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается группой мотивов. Для того чтобы обучение было эффективным и интересным, деятельность ребенка должны побуждать мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а также на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребенка со сверстниками.
В психолого-педагогической литературе выделяют такие способ активизации познавательной деятельности учащегося на уроке, которые способствуют осознанию важности овладения знаниями и за счет них вырабатывается привычка учиться. К таким способам относится использование дидактических игр, организация самостоятельного поиска, создание ситуации успеха.
Исходя из этого, нами рассматриваются психолого-педагогические подходы проблемы формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
К таким подходам относятся личностно-ориентированный, дифференцированный и проблемный подходы.
Исходя из данных, можно сделать вывод, что при создании благоприятных условий, при использовании оптимальных методов, приемов и средств формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка будет эффективным.
Заключение
В соответствии с ФГОС НОО, формирование положительной мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте, является необходимым компонентом формирования развитой личности школьника. Проблеме мотивации уделяли большое внимание, отечественные педагоги и психологи, такие как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Рубинштейн С.Л. и другие. Мотивация в понимании данных авторов представлена, как активность, направленная на достижения определенной цели, выступает, как компонент или особенность личности, поясняющая её целеустремленность.
В психолого-педагогической литературе выделяются несколько типов мотивации.
Положительная мотивация. Особенность такой мотивации – это связь с мотивами, лежащими вне самой учебной деятельности.
Отрицательная мотивация. Мотивация определяется стремлениями ребенка, связанными с возникшими личными неприятностями, или которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
Все мотивы подразделяются на группы:
социальные мотивы – это мотивы долга и ответственности перед социумом, педагогами, классом и родителями, стремление ребенка к самоопределению, когда он сам понимает важность и значение знаний, желание, возникающее в подготовке к своему будущему;
учебно-познавательные – мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных заданий);
мотивы благополучия и престижа – это мотивы, связанные с необходимостью в получении одобрения со стороны значимых для школьника людей (учителей, родителей и одноклассников);
мотивы избегания – мотивы, связанные с избеганием ученика от уже имеющихся неприятностей, или которые могут возникнуть, в результате учебной деятельности.
Формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности происходит за счет создания благоприятных условий ее развития, к которым относятся: благоприятный фон на уроке, ситуация успеха, интрига, творчество, игровые и проблемные ситуации.
Главная задача в формировании мотивации – это сделать урок интересным и познавательным, для этого используются такие формы: урок – путешествие, урок-игра, урок со сказочным персонажем и т.д.
Список литературы
1. Алферов, А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алфёров. – CHM Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности \ В.Г. Асеев. – М.: Издательство «Мысль», 1976 – 158 с. Режим доступа: http://worldpsychology.ru/
3. Баркова, Н.Н Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников / Н.Н. Баркова // Начальная школа – 2008, № 3
4. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – с. 7 – 44. Режим доступа: http://psychlib.ru/
5. Гамезо, М. В. Возрастная и ᴨедагогическая психология / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова.– М.: Педагогическое общество России, 2003.
6. Гани, С. В. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С. В. Гани, Н. И. Константинова // Начальная школа плюс до и после, 2012, № 7. – с. 38 – 40.
7. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева //Начальная школа – 2009 - №1.
9. Зотов, К.Л. Организация современного урока/К.Л.Зотов. – М.: Просвещение, 1988.-144с.
10. Зайкова, И.В. Сказки и стихи по русскому языку/И.В.Зайкова // Журнал начальная школа плюс до и после - №8, 2010 год.
11. Ильин, Е П. Мотивация и мотивы. Учебное пособие/ Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2011 – с.512 60
12. Колембет, Г.И. Учебная мотивация школьников, как показатель результативности образовательного процесса в школе. Психодиагностика. Режим доступа: http://nsportal.ru/
13. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации в современной начальной школе/Н.И.Константинова// Журнал начальная школа плюс до и после - № 1, 2014 год.
14. Кречнева, И.Л. Формирование положительной учебной мотивации, как основного фактора успешной деятельности школьника / И.Л. Кречнева. – Белгород, 2010.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 175 с.
16. Леонова, Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н.А. Леонова//Начальная школа, № 2 – 2008 г.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Режим доступа: http://pedlib.ru/ 18. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. ‐ М., 1971.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей / А.К. Маркова. – М.:, 1983 – 320 с.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя/ А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
21. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя/А.К.Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе)
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения - книга для учителя /Под ред. А.К. Маркова, А.Г. Матис, А.К. Фесова.: М.: Просвещение, 2001.
23. Маслоу, А. Мотивация и личность/Пер. А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. Режим доступа: http://pedlib.ru/
24. Матюхина, М.В., Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин - тов. /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. 61 Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.— 303с.
26. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе активности познавательной позиции младших школьников / Е.А. Меньшикова // Журнал начальная школа - 2009 - № 10.
27. Меньшикова, Е.А. Эмоциональное отношение к учебе младших школьников / Е.А. Меньшикова // Журнал начальная школа - 2014 - №2.
28. Михайлова, О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / О.В. Михайлова / / Журнал начальная школа плюс до и после – 2011 - №5.
29. Мураль, И.П. В Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И.П. Мураль //Начальная школа - 2011 - №12.
32. Омельченко, Л.В. Игоровые приемы обучения звуковому анализу и синтезу/Омельченко Л.В.// Журнал начальная школа плюс до и после - № 4, 2010 год. 33. Плавинская, Ю.Г. Урок – игра по обучению грамоте/Плавинская Ю.Г.// Журнал начальная школа плюс до и после - № 8, 2010 год
34. Покровская, С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах / С.Е. Покровская. Мн.: Белорусская наука, 2008.- с.219.
35. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников Начальная школа / Н.В. Пономарёва //Журнал начальная школа - 2011 - № 11. 62
36. Радугин, А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин. – М.: Центр, 2003 – 400 с.
37. Реан, А.А. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003.
38. Реан, А. А. Психология и педагогика/ А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С. П. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 245 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 712 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/
41. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса / И.Н. Скрипкин. – Научно-методическое издание г. Липецк – 2010.
42. Стожарова, М.Ю., Катиркина, А.Ф. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников/М.Ю.Стожарова, А.Ф.Катиркина // Журнал начальная школа плюс до и после - № 2, 2012 год
43. Чурило, С.Г. Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
44. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности / В.В. Чухарёва // Журнал начальная школа - 2013 - № 9.