Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы
Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Благодаря использованию во время занятий познавательной, личностной, самообразовательной, социальной компетентности и компетентного отношения к собственному здоровью, происходит эффективное усвоение знаний детьми в сотрудничестве с другими учащимися. Использование инновационных методов и различных компетентностей в процессе обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать (познавательная, личностная, социальная компетентности).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы»
Билык-Лазирская Т.С. МБОУ «СШ № 49»
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы
В сфере школьного образования сегодня приоритетными являются такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний.
Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Открытие педагогами и психологами этого дидактического закона позволило увидеть перспективы использования теории развивающего обучения (работы П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.И.Айдаровой, В.В.Репкина и др.) и технологии деятельностного подхода к изучению русского языка и литературы на основе психологии усвоения учебных действий. Это помогает развивать у учеников умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций в современном мире ускорения темпов развития общества. Мы должны готовить ребят к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:
– развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; – социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
Но главной особенностью компетентности как педагогического явления, является деятельностная, жизненная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные навыки, необходимые человеку любой профессии, возраста.
На уроках русского языка и литературы я использую все ключевые компетентности (познавательную, личностную, самообразовательную, социальную и компетентное отношение к собственному здоровью).
Благодаря использованию во время занятий данных компетентностей, происходит эффективное усвоение знаний детьми в сотрудничестве с другими учащимися. Например, социальная компетентность применяется при коллективных формах обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу (личностная компетентность). Такие занятия способствуют качественному усвоению нового материала. Использование инновационных методов и различных компетентностей в процессе обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать (познавательная, личностная, социальная компетентности). Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения (познавательная, личностная, самообразовательная, социальная компетентности).
Приведу примеры использования данных компетентностей на уроках русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
1.Изучая тему «Лексикология. Фразеология» в 6-м классе, детям было предложено «Найди лишнее» в каждой из строк и назвать, какие из данных слов относятся к профессионализмам, диалектизмам, неологизмам или устаревшим (историзмы, архаизмы) словам:
Цемент, кирпич, песок, фотовспышка.
Летятина, замолаживать, кекс, такси.
Сундук, барабан, скамья, спонсор.
Кровать, солдат, пиджак, ноутбук.
Дайвинг, пазл, суши, кафтан.
Чело, зеница, ендова, лапти.
При выполнении этого задания используются познавательная, самообразовательная, социальная компетентности.
2.Игра «Ассоциации». На доске заранее записаны слова. Перед выполнением задания, первый учащийся берет в руки мягкую игрушку, созданную учителем (в моем случае – это кофейная сова). Школьникам по очереди нужно назвать свои ассоциации с одним из слов. Назвав свою ассоциацию, ребенок передает игрушку другому человеку, который следующим называет слово и ассоциацию и т. д.
урок форма кофе дети имя существительное
Буратино эскимо тема
такси несклоняемое школа
При помощи перечисленных слов дети должны определить тему урока.
В этой игре применяются познавательная, личностная, самообразовательная, социальная компетентности и компетентное отношение к собственному здоровью.
3.Тренинг воссоздающего воображения (на разных этапах урока для развития творческих способностей обучающихся). Учащимся нужно описать предмет или явление так, чтобы другие люди:
1. Вкусовое воображение - почувствовали вкус, если не пробуют еду;
2. Зрительное воображение – увидели, если перед ними этого нет;
3. Тактильное воображение- тактильно почувствовали, не трогая.
Задания для воссоздания воображения:
1. Вкусовое воображение - эскимо;
2. Зрительное воображение - кенгуру;
3. Тактильное воображение - пенсне.
Данные слова использовались при изучении темы «Несклоняемые существительные» в 6-м классе. В теме «Лексикология» использовались такие слова: мусоровоз- для описания слухового воображения; суши, желе, котлета – вкусовое воображение; лапти- тактильное; digitaldetox (неологизм, означающий отдых от смартфона), selfie (неологизм, означающий удар рукой по лицу)- тактильное; - слуховое воображение; При изучении темы «Имя существительное»: описание звуков леса и звук, издаваемый при открытии старой двери - слуховое воображение.
На уроках литературы, например, изучая обрядовый фольклор, учащимся было дано задание описать для воссоздания воображения:
2. Зрительное воображение - праздник на Ивана Купала;
3. Слуховое воображение - ярмарка (на праздниках).
Выполняя данные задания, учащие применяли познавательную, личностную, самообразовательную, социальную компетентности.
4. Прием «Фантастическая добавка», например, на уроке русского языка дети внезапно попали на необычный остров (что было отображено на медиа-доске), на котором растут необычные деревья с фруктами необычного цвета. Каждый учащийся на зеленом листочке написал существительное и прикрепил его к «Дереву знаний», а в конце урока, подводя итоги, дети выбрали яблоко определенного цвета, обозначающее их эмоциональное настроение от проведенного урока. После этого, яблоки были закреплены на том же дереве.
Использованы личностная, познавательная компетентности и компетентное отношение к собственному здоровью.
5. «Все дело в коже!»
Изучение темы «Имя прилагательное»
Задание 1. Создаются необходимые условия для развития речи. Развиваем воображение, умение высказывать свою точку зрения, обогащаем словарный запас, закрепляем изученную тему.
Перед вами находится коробка с отверстием, в которое вы должны опустить руку.
- опускайте руку в коробку и щупайте поверхность каждого предмета, пытаясь определить его характеристики.
- Опишите поверхность предмета всеми именами прилагательными, которые приходят к вам на ум, записывая их в находящуюся ниже таблицу. Определите разряды прилагательных, которые вы записали в таблицу.
Пример:
Коробка. Описание
Определить предмет
1 Сфера неправильной формы, размером с яблоко. Твердый, с гладкой поверхностью. ЯБЛОКО
2 В форме эллипса, размером с яйцо. Твердый, но податливый давлению, шершавый, сухой. КИВИ
3 Цилиндрический с заостренным или закругленным концом (округлый), удлиненной формы. Твердый, поверхность гладкая и неправильная со скосами и неровностями, холодный. МОРКОВЬ
При выполнении данных заданий применялись личностная, познавательная, самообразовательная компетентности и компетентное отношение к собственному здоровью.
6. «Консистенция предметов»
Изучение темы «Имя прилагательное»
Задание 2. Перед вами находятся две пронумерованные коробки с отверстием.
- Опустите в него руку и определите консистенцию того, до чего вы дотрагиваетесь: упругий, эластичный, рассыпчатый, жесткий, клейкий... Укажите описание этой консистенции в находящейся ниже таблице.
Коробка. Описание
Определить предмет
1 Упругий, резиновый -шарик
2 эластичный, рассыпчатый - кинетический песок
3 мягкий, клейкий - скотч
Определите разряды прилагательных, которые вы записали в таблицу.
Коробка –один из вариантов. Можно использовать плетеную корзину, банку, обшитую замшей или украшенную сухими веточками деревьев или травинками и т. д.
В зависимости от выбранной фактуры следует ожидать и результат тактильных ощущений от прикосновения к предмету в котором находится задание, и потом уже от консистенции определяемых предметов. Это могут быть: ручка, пенал, кинетический песок, маленький попрыгун, пушистая игрушка, деревянная ложка, кусочек двустороннего скотча и т.д.
При выполнении данных заданий применялись личностная, познавательная, самообразовательная компетентности и компетентное отношение к собственному здоровью.
7.Тематические физкультминутки.
На уроках русского языка, изучая тему «Имя прилагательное», детям были даны слова. Им нужно определить к какой части речи эти слова относятся; Из перечня прилагательных нужно понять, какие из них: качественные, относительные или притяжательные и т.д. В то время, когда дети определяют слова, им нужно выполнять определенные упражнения.
На уроках литературы выбираются символические слова из стихотворений (описание паруса, листьев). Учащиеся должны определить к какому стихотворению относятся данные слова и т.д. Упражнения могут быть разнообразными в разных классах, например, встали/сели или хлопаем/топаем; повороты влево/вправо, присели/встали.
При выполнении этого задания применяются познавательная, личностная, социальная компетентности и компетентное отношение к собственному здоровью.
8. Создание лэпбука.
Лэпбук- тематическая самодельная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. Это еще и учебное пособие. Необходимо тщательно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Использование проектной технологии повышает и углубляет интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления; помогает школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и намечать пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).
Используются, при его создании, самообразовательная, познавательная, личностная, социальная компетентности и компетентное отношение к собственному здоровью.
Необходимо развивать ключевые компетентности учащихся для: лаконичного усвоения учебного материала, возможности детей давать более широкие, развернутые ответы на поставленные вопросы, обогащения словарного запаса, возможности более точно обобщить изученный материал и сделать выводы по теме урока или конкретного задания.
Бесспорно, применение данных компетентностей на уроках русского языка и литературы важно, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}