kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Формирование функциональной грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблемы грамотности чтения

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Туркестанская область,Толебийский район,

Средняя школа 1 мая

Токсанбаева Айдын Бейсенбековна


Формирование функциональной грамотности младших школьников


Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. [17, с.40]

Компоненты функциональной грамотности:

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. [7]

У функциональной грамотности есть свои особые отличительные черты: в отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Функциональная грамотностьявляется базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;направлена на решение бытовых проблем;


обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;связана с решением стандартных, стереотипных задач;используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения [28].

В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Учителям начальной школы необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:

– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

– интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

– оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);

– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия)

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Формированию этих ключевых компетентностей способствует также системно – деятельностный подход.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

- используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.

Тестовые материалы были разработаны по специальной структуре, все задания были разделены на три уровня:

Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики.

Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия

Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия

Вариант теста с ответами и комментариями:

Первый уровень – репродуктивный

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

Казáнь (название города)

Казáн (котел для приготовления пищи)

Казáхи (название народа)

Казбéк (название горы)

Казуáр (название птицы)

Ответ: 1, 4

Комментарий: Прямое применение правила о правописании имен собственных.

2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.

Лесник — человек, охраняющий лес.

Леска — длинная прочная нить, к концу которой привязывается рыболовный крючок.

Лесок — небольшой лес.

Перелесок — редкий лес, соединяющий два леса.

Ответ: 2


Комментарий: Прямое применение способа определения однокоренных слов: однокоренные слова объясняются через слово того же корня. Решение задачи возможно даже в том случае, если не все слова знакомы: «родственность» легко обнаружить в приведенных объяснениях (три слова обозначают нечто, связанное с лесом, одно имеет совершенно иное значение).

Второй уровень – рефлексивный

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом –ик.

барабанчик

перчик

лётчик

стульчик

Ответ: 2

Комментарий: В этом варианте задачи требуется морфемный анализ: необходимо различить суффиксы -чик- и -ик-, для чего нужно понять, от какого слова образовано данное (барабанчик = барабан + -чик; летчик = летать + -чик; стульчик = стул + -чик; а перчик = перец+ - ик (чередование ц/ч + беглая гласная)).

2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в родительном падеже.

Он был похож на лётчика или моряка.

История этого моряка поучительна.

Все принимали его за моряка.

Отважного моряка встретила сама королева.

Ответ: 2

Комментарий: Различение омонимичных форм. Способ: установление смысловых и грамматических связей между словами в предложении (нужно найти слово, от которого задается вопрос к выделенному слову: похож на кого?на что? на моряка — вин. п., история кого?чего? моряка - род. п., принимали за кого? за что? за моряка — вин. п., встретила кого?что? моряка — вин. п.)

Третий уровень – функциональный

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.

Ответ: завозился, зашевелились, закачались, заныряли

Комментарий: Применение способа в рамках действия более высокого порядка. Приставка выступает средством связи в тексте, выражая значение начала действия, которое прямо сформулировано в последнем предложении. Задача: «примерить» приставку к словам текста, найти глаголы, которые должны конкретизировать значение «начало движения».

2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.

плачу – __________________________________________________

Ответ: плакать, платить, плач

Ответ считается верным, если дано хотя бы два варианта

Комментарий: Реконструкция возможных вариантов парадигмы. Ударение не обозначено, что задает бóльшую вариативность.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 секунд. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Дети могут сами читать стимульные слова.

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, та после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.



Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Многие педагоги, несмотря на заданную установку на развитие функциональной грамотной личности, продолжают обучать по традиционной системе, не добавляют новаторство в учебный процесс. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Проанализировав педагогическую литературу по данной теме и составив категориальный аппарат, в разработке и проведении опытно-педагогической работы мы ориентировались на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования. Разработанные тестовые задания по русскому языку включали следующие разделы: фонетика, морфология, лексикология, синтаксис. Проведение опытно-педагогической работы экспериментального характера и интерпретация полученных данных результатов позволили выявить уровень овладения учащимися предметного содержания русского языка. Диагностическое обследование показало, что не всем обучающимся удалось полностью справиться с заданиями из второго (рефлексивного) третьего (функционального) уровней. Во втором уровне возникли трудности с заданиями, которые требовали содержательного анализа условий и выработки схемы действия. В третьем (функциональном) уровне в заданиях были слова и предложения, требующие встраивания в контекст, форма и значение которых определяется этим контекстом или влияет на него. Но в силу своего недостаточного свободного владения основными понятийными средствами, половина учеников не справились с задачами третьего уровня. Подобного рода обследование показывает волевые точки, пробелы, на что следует обратить внимание при составлении индивидуальных и дифференциальных заданий на уроке и внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, формирование функционально грамотной личности.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.



ЛИТЕРАТУРА

Акатова, Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: [Текст] — Психолого-педагогический аспект: Монография. - М., 2006 - 237 с

Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24 – 33

Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований. Учебное пособие [Текст] ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008.– С.214.

Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, переиздан, 2009.- 82с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование функциональной грамотности младших школьников

Автор: Токсанбаева Айдын Бейсенбековна

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 495959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "«Отработка навыков правописания словарных слов, как основа формирования функциональной грамотности младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(80) "otrabotka_navykov_pravopisaniia_slovarnykh_slov_kak_osnova_formirovaniia_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "500960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550821763"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Доклад на тему "Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_razvitiie_produktivnykh_sposobov_dieiatiel_nosti_kak_osnova_form"
    ["file_id"] => string(6) "396610"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488291005"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(123) "formirovaniie-funktsional-noi-gramotnosti-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-tiekhnologiiu-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430707350"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Формирование функциональной грамотности у младших школьников через проектную деятельность"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_u_mladshikh_shkolnikov_cherez_proektnuiu"
    ["file_id"] => string(6) "499278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549845137"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства