kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены приемы и методы, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС»»

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС»


В связи с введением ФГОС НОО нового поколения вместе с классическим определением термина «грамотность» возникло понятие «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности. В это понятие входит способность человека вступать в тесные отношения с окружающей средой, социумом, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Важно проявление инициативности, способности думать творчески, умение дискутировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, умение работать в группах.

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение готовых знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает формирование функциональной грамотности.

 Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник? Это, прежде всего:

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются именно в начальных классах, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, анализировать) становится обязательным условием успешности.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая составляющая при формировании функционально грамотной личности.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Учителям начальной школы необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

Формированию грамотности способствуют несколько факторов.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

1.Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Приём «проблемная ситуация».

Приём побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чём дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро..,    горо..,    клю..,    пру…,    ска..ка.

Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Приём побуждает ребёнка самостоятельно искать выход из затруднения.

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твёрдым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь.

«Метод кейсов».

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

Кейс 1. Ученику было задано на дом определить у имён существительных падеж. Он выполнил задание и был доволен.

За свою работу получил двойку.

ж.р ж.р. мн. ч.

Белка на сосне орешки грызёт.

Рассудите ситуацию. Предложите выход.



Кейс 2.  В магазине игрушек было объявление, у которого одни покупатели смеялись, другие плакали, третьи проходили мимо.

Уважаемые покупатели! Получайте нашу игрушкой прямо сейчас!

Рассудите ситуацию. Предложите выход.



Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»

1.Как правильно написать слово «зв..зда»?

2.Каков алгоритм твоих действий?

  • Ставлю ударение

  • Выделяю в слове корень

  • Определяю графически орфограмму в слове «звезда»

  • Подбираю проверочное слово

  • Приведи примеры на это правило

  • Сформулируй правило, сверь его с учебником



Содержание научно-исследовательского кейса:

  • Слово и его лексическое значение (работа со словарями)

  • История происхождения слова (работа со словарями)

  • Слово и его «родственники»

  • Синонимы и антонимы

  • Слово во фразеологических оборотах

  • Рисунок слова

  • Слово в фольклоре

2. Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.

Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.

«Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.

Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.

На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.

   «Прием Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.

«Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. Ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребенка

работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (тема изучена, идёт закрепление знаний).

Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.

Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка.

3. Приемы формирования грамотного письма.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.

Проговаривание.  Большую   роль   в   формировании   орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Проговаривание так как надо писать. Методика Петра Семёновича Тоцкого. «Систематичность   упражнений   –   есть   первая   и   главная   основа   их успеха,   и   недостаток   этой   систематичности   главная   причина,   почему многочисленные   и   долговременные   упражнения   в   орфографии   дают плохие результаты» К. Д. Ушинский.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Прием «Ошибкоопасное место».

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.

Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.

Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Лучше заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив ошибку или несколько ошибок, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Можно организовать  работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают представители группы.

Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» можно использовать в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,

а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - российский ученый - методист А. В. Текучев.



Одной из важнейших задач развития речи учащихся является упорядочивание словарной работы, обогащение словаря школьников. В связи с этим предлагается вариант словарной работы, которая обеспечивает максимальные возможности усвоения словарных слов учащимися начальной школы. Все словарные слова классифицированы и объединены в группы по признакам: - лексико-тематическому; - графическому (сходность написания); - орфографическому.

Недостаточно, чтобы дети познакомились с графическим обликом слова, важно, чтобы знания закрепились, выработался алгоритм данной работы, после чего обучающиеся могли бы использовать их и в других случаях.

В результате упражнений с группой словарных слов не только уточняются знания детей, но и формируются навыки самостоятельной работы, совершенствуются умения интеллектуальной деятельности – обучающиеся непрерывно занимаются - анализом - синтезом - составляют словосочетания и предложения с использованием наибольшего количества слов данной группы; - разгадывают загадки; - учатся абстрагировать; - обобщать; - самостоятельно выделять общие признаки слов одной группы.
Основным замыслом использования такой работы является то, что все стороны слова (его лексическое значение, грамматические и орфографические признаки, морфемный состав, произношение, написание) рассматриваются в единстве. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного усвоения грамотного написания словарных слов. Порядок изучения групп словарных слов определяет сам учитель.

Таким образом, представленные приемы и методы, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Анисимова Светлана Анатольевна

Дата: 14.08.2024

Номер свидетельства: 654929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по русскому языку. Презентация урока. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-priezientatsiia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "181937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425414304"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства