Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Лукьяненко Надежда Ивановна , учитель русского языка и литературы КГУ "Родниковская общеобразовательная средняя школа» Актюбинской области Мартукского района
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования читательской грамотности учащихся, даны методы и приемы, используемые на определенных этапах работы с текстом.
В современном мире поменялась модель чтения . Читают в основном тексты на электронных носителях, потому что происходит все большая компьютеризация всех сфер жизни. А если поменялась модель чтения ,то должны поменяться и методы обучения чтению и методики приобщения к чтению. Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации. Базовым навыком функциональной грамотности, как известно, является читательская грамотность, которая определяется способностью человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над ними и заниматься чтением для того, чтобы достигать поставленных целей, расширять полученные знания и возможности, участвовать в социальной жизни [1]. Ученики школ республики принимают участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая является показателем развития образования в стране. «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях Республика Казахстан по результатам исследования PISA 2018 года по чтению находится на 59 месте из 69, еще и поэтому вопросы развития читательской грамотности на данный момент актуальны как никогда [1]. Обучение русскому языку в школе, подразумевает собой обучение общению с участием всех видов речевой деятельности: говорения, письма и чтения. Взаимосвязь всех этих видов деятельности неразрывно связана с навыками осмысленного чтения. Это обусловлено тем, что для успешного выполнения заданий необходимо не только понимать смысл прочитанного текста, указанной в условии, но и как ее применить, чтобы достичь цели. Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в основной школе свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо учителям самим овладеть эффективными технологиями обучения смысловому чтению.
Читательская грамотность формируется посредством работы с текстом. Читать грамотно текст означает не только размышление над его содержанием, оценка смысла и значения текста, но и изложение своих мыслей о прочитанном. Учитель, свою работу с учащимися над выработкой читательских умений, должен начать со знакомства с уровнями читательской грамотности. Выделяются шесть уровней читательской грамотности, пороговым является второй уровень, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях [1].
Первый уровень (ниже базового уровня) сформированности читательской грамотности включает умение понимать и выделять главное, определять тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании.
Второй уровень (базовый) понимать и выделять одну или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Уметь делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний. Недостатки и проблемы в обучении: ученик в работе с текстом, делая выводы и выстраивая логические связи, находит лишь часть информации, т.е. текст воспринимается частично и приблизительно; не правильно воспринимается художественный образ, что приводит к ложным выводам; ученик испытывает трудности с определением собственной позиции по отношению к прочитанному тексту.
Вывод: учащиеся, владеющие чтением на этом уровне, не могут своими силами освоить материал, читая тексты параграфов учебника, дополнительной литературы.
Третий (средний) уровень: распознает и устанавливает отношения между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединяет, сравнивает, детально понимает отношения, слова и фразы на основе повседневного знания. Четвертый (повышенный) уровень: понимает длинные и сложные тексты. Определяет значения отдельных частей с учетом целого. В тексте могут быть неоднозначные, некорректные и противоречивые идеи. Использует формальные знания, дает им критическую оценку. Недостатки и проблемы: выполняя задание ученик правильно находит нужный фрагмент текста, но допускает ошибки в ответе, включая в ответ лишние сведения; не правильно выстраивает причинно-следственные связи; не точно трактует художественный текст; ученик с трудом выделяет авторскую позицию, испытывает трудности в анализе формы текста и выбранных автором языковых средств. Вывод: учащиеся, владеющие чтением на продуктивном уровне могут своими силами освоить материал на основе текстов учебника, исключительно если строение и язык учебных текстов в достаточной степени понятны ученикам.
Пятый-шестой (высокий ) уровень: глубоко понимает сложные тексты, воспроизводит, комбинирует, анализирует информацию. Понимает языковые нюансы и логику. Критически воспроизводит и оценивает гипотезы, базирующихся на знаниях неожиданных концепций. Вывод: учащиеся, владеющие чтением на высоком уровне могут не только самостоятельно обучаться на основе прочитанного, но и применять извлеченную с текстов информацию для дальнейшего личностного развивания. Несомненно то, что задания, которые будут разрабатываться учителями к работе с текстами, должны учитывать вышеприведенные уровни читательской грамотности. Только тогда мы можем продвинуться в развитий у учеников читательской грамотности.
Технология смыслового чтения, которая является основой работы над художественным текстом, состоит из трех этапов: предтекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап. [2] На каждом из этапов используются соответствующие целям и задачам этапа методы и приемы. На предтекстовом этапе рекомендуем использовать приемы: «Прогноз по заголовку», «Корзина идей», «Батарея вопросов», «Глоссарий», «Верные и неверные утверждения», «Знаю, Хочу узнать, Узнал (ЗХУ)», которые позволяют ученикам не только прогнозировать содержание текста, но и пробуждают интерес к прочтению текста. На этапе текстовой деятельности используются приемы: «Чтение в кружок», «Поставь проблему- предложи решение», «Составление вопросного плана», «Ментальная карта». Эти приемы обеспечивают полноценное восприятие текста учениками. На заключительном этапе, этапе послетекстовой работы используются приемы: «Дерево вопросов», «Кубик Блума», «Ромашка Блума» и т.д. с целью корректировки понимания текста учащимися в соответствии с авторским замыслом. Таким образом, планомерная деятельность направленная на повышение интереса к чтению в целом поможет добиться свободного владения соответствующими методами и приемами чтения. Обучение русскому языку строится на понимание учебного текста как единицы обучения. Методы и приемы, описанные в статье, направлены на понимание учениками внешней и внутренней структуры текста, на моделирование различных речевых ситуаций, возникающих при общении. Учащиеся научатся правильно интерпритировать текст, адекватно воспринимать его смысл. В итоге они должны научиться полноценно анализировать текст.
Использованная литература 1. отчет об итогах международного исследования PISA-2012 в Казахстане. 2.Ушакова Г.И. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. /Г.И. Ушакова // Образование, наука и технологии: актуальные вопросы, инновации и достижения: материалы науч.конф. – 2020.