kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование читательской грамотности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Лукьяненко Надежда Ивановна , учитель русского языка и литературы КГУ "Родниковская общеобразовательная средняя школа» Актюбинской области Мартукского района


Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования читательской грамотности учащихся, даны методы и приемы, используемые на определенных этапах работы с текстом.


В современном мире поменялась модель чтения . Читают в основном тексты на электронных носителях, потому что происходит все большая компьютеризация всех сфер жизни. А если поменялась модель чтения ,то должны поменяться и методы обучения чтению и методики приобщения к чтению. Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации. Базовым навыком функциональной грамотности, как известно, является читательская грамотность, которая определяется способностью человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над ними и заниматься чтением для того, чтобы достигать поставленных целей, расширять полученные знания и возможности, участвовать в социальной жизни [1]. Ученики школ республики принимают участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая является показателем развития образования в стране. «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях Республика Казахстан по результатам исследования PISA 2018 года по чтению находится на 59 месте из 69, еще и поэтому вопросы развития читательской грамотности на данный момент актуальны как никогда [1]. Обучение русскому языку в школе, подразумевает собой обучение общению с участием всех видов речевой деятельности: говорения, письма и чтения. Взаимосвязь всех этих видов деятельности неразрывно связана с навыками осмысленного чтения. Это обусловлено тем, что для успешного выполнения заданий необходимо не только понимать смысл прочитанного текста, указанной в условии, но и как ее применить, чтобы достичь цели. Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в основной школе свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо учителям самим овладеть эффективными технологиями обучения смысловому чтению.

Читательская грамотность формируется посредством работы с текстом. Читать грамотно текст означает не только размышление над его содержанием, оценка смысла и значения текста, но и изложение своих мыслей о прочитанном. Учитель, свою работу с учащимися над выработкой читательских умений, должен начать со знакомства с уровнями читательской грамотности. Выделяются шесть уровней читательской грамотности, пороговым является второй уровень, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях [1].

Первый уровень (ниже базового уровня) сформированности читательской грамотности включает умение понимать и выделять главное, определять тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании.

Второй уровень (базовый) понимать и выделять одну или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Уметь делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний. Недостатки и проблемы в обучении: ученик в работе с текстом, делая выводы и выстраивая логические связи, находит лишь часть информации, т.е. текст воспринимается частично и приблизительно; не правильно воспринимается художественный образ, что приводит к ложным выводам; ученик испытывает трудности с определением собственной позиции по отношению к прочитанному тексту.

Вывод: учащиеся, владеющие чтением на этом уровне, не могут своими силами освоить материал, читая тексты параграфов учебника, дополнительной литературы.

Третий (средний) уровень: распознает и устанавливает отношения между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединяет, сравнивает, детально понимает отношения, слова и фразы на основе повседневного знания. Четвертый (повышенный) уровень: понимает длинные и сложные тексты. Определяет значения отдельных частей с учетом целого. В тексте могут быть неоднозначные, некорректные и противоречивые идеи. Использует формальные знания, дает им критическую оценку. Недостатки и проблемы: выполняя задание ученик правильно находит нужный фрагмент текста, но допускает ошибки в ответе, включая в ответ лишние сведения; не правильно выстраивает причинно-следственные связи; не точно трактует художественный текст; ученик с трудом выделяет авторскую позицию, испытывает трудности в анализе формы текста и выбранных автором языковых средств. Вывод: учащиеся, владеющие чтением на продуктивном уровне могут своими силами освоить материал на основе текстов учебника, исключительно если строение и язык учебных текстов в достаточной степени понятны ученикам.

Пятый-шестой (высокий ) уровень: глубоко понимает сложные тексты, воспроизводит, комбинирует, анализирует информацию. Понимает языковые нюансы и логику. Критически воспроизводит и оценивает гипотезы, базирующихся на знаниях неожиданных концепций. Вывод: учащиеся, владеющие чтением на высоком уровне могут не только самостоятельно обучаться на основе прочитанного, но и применять извлеченную с текстов информацию для дальнейшего личностного развивания. Несомненно то, что задания, которые будут разрабатываться учителями к работе с текстами, должны учитывать вышеприведенные уровни читательской грамотности. Только тогда мы можем продвинуться в развитий у учеников читательской грамотности.

Технология смыслового чтения, которая является основой работы над художественным текстом, состоит из трех этапов: предтекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап. [2] На каждом из этапов используются соответствующие целям и задачам этапа методы и приемы. На предтекстовом этапе рекомендуем использовать приемы: «Прогноз по заголовку», «Корзина идей», «Батарея вопросов», «Глоссарий», «Верные и неверные утверждения», «Знаю, Хочу узнать, Узнал (ЗХУ)», которые позволяют ученикам не только прогнозировать содержание текста, но и пробуждают интерес к прочтению текста. На этапе текстовой деятельности используются приемы: «Чтение в кружок», «Поставь проблему- предложи решение», «Составление вопросного плана», «Ментальная карта». Эти приемы обеспечивают полноценное восприятие текста учениками. На заключительном этапе, этапе послетекстовой работы используются приемы: «Дерево вопросов», «Кубик Блума», «Ромашка Блума» и т.д. с целью корректировки понимания текста учащимися в соответствии с авторским замыслом. Таким образом, планомерная деятельность направленная на повышение интереса к чтению в целом поможет добиться свободного владения соответствующими методами и приемами чтения. Обучение русскому языку строится на понимание учебного текста как единицы обучения. Методы и приемы, описанные в статье, направлены на понимание учениками внешней и внутренней структуры текста, на моделирование различных речевых ситуаций, возникающих при общении. Учащиеся научатся правильно интерпритировать текст, адекватно воспринимать его смысл. В итоге они должны научиться полноценно анализировать текст.



Использованная литература 1. отчет об итогах международного исследования PISA-2012 в Казахстане. 2.Ушакова Г.И. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. /Г.И. Ушакова // Образование, наука и технологии: актуальные вопросы, инновации и достижения: материалы науч.конф. – 2020.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование читательской грамотности

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 24.01.2025

Номер свидетельства: 664206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Формирование читательской грамотности обучающихся во внеурочной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_obuchaiushchikhsia_vo_vneurochnoi_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "632891"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685556526"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Формирование читательской грамотности учащихся 3-4 классов на уроках литературного чтения."
    ["seo_title"] => string(94) "formirovaniiechitatielskoighramotnostiuchashchikhsia34klassovnaurokakhlitieraturnoghochtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450403004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(78) "uchiebnyie-zadachi-na-formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "133904"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416596983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Обобщение опыта по теме самообразования "Эффективные приемы формирования читательской грамотности""
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_po_teme_samoobrazovaniia_effektivnye_priemy_formirovaniia_chi"
    ["file_id"] => string(6) "663378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1736620347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства