Просмотр содержимого документа
«"Эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"»
Статья
учителя русского языка и литературы
МКОУ « СОШ №15» г. Благодарного
Кубеневой М. Н.
«Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Обращение к тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка.
Таким образом, при анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу несколько целей:
Слайд
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Чтобы добиться успеха, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.
Слайд
Ученики должны:
понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
осознавать содержание текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного илиписьменного);
определять основную мысль текста, проблемы, его стиль и тип речи;
дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.
использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
Начиная с 5 класса идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Учащиеся ведут специальные папки, в которые собирают планы анализа текста, различные памятки, помогающие составить тексты разных стилей и типов речи.
В одной из статей прочла, что большинство выпускников при написании сочинения на ЕГЭ справляются с заданием, если текст публицистический и испытывают трудности при работе с художественными текстами.
Почему же так? Казалось бы, парадоксальная ситуация: с художественным текстом ребенок работает с первого класса, ему посвящены все уроки литературы, большая часть методики по развитию речи на уроках русского языка строится на художественных текстах.
Подумаем: какие действия мы производим над текстом на уроках? Читаем, пересказываем, анализируем. Но, во-первых, пересказываем без грамматической трансформации, без смысловой компрессии, не используя конструкции типа в тексте идет речь; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание; проблема, авторская позиция и др. (то есть, не вводя языковые средства, с помощью которых можно обозначить дистанцию между автором и говорящим). Во-вторых, на уроках литературы понятия проблема и авторская позиция долгое время активно не употреблялись, чаще использовались понятия тема и идея или на уроках русского языка – тема и основная мысль.
Большинство выпускников справляется с публицистическим текстом, но с художественным справляются лишь немногие.
Разница в понимании публицистического и художественного текста имеет объективную природу.
Слайд
Автор публицистического текста
Автор художественного текста
стремится быть максимально понятым,
использует весь арсенал средств:
прямые оценки,
недвусмысленно формулирует и проблему, и свое отношение к ней,
предлагает решение и т.д.
создает образ, ситуацию, характер;
какую проблему писатель имел в виду, сказать бывает не всегда легко.
Чтобы понять проблему и позицию автора в публицистическом тексте, надо уметь читать внимательно, то есть находить («вычитывать») нужные словосочетания и предложения.
Читая художественный текст, хорошо бы понять, зачем эта ситуация рассказывается, проанализировать характеристику героев, понять роль описаний, деталей и т.д.
Ученик
при работе с публицистическим текстом
Ученик
при работе с художественным текстом
без труда определяет и формулирует проблему и авторскую позицию в публицистическом тексте (поиск готовых формулировок или формулировок, нуждающихся в незначительной переработке, в самом тексте)
смешивает автора и героя (особенно, если повествование ведется от первого лица), приписывание автору слов героя и т.д.
Нужно признать необходимость разных методик при подготовке к сочинениям по текстам разного стиля.
Подготовка к написанию сочинения в 10-м классе
На первом этапе начинаю работу с публицистических текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, явно недвусмысленно выраженную в тексте, например, проблему экологии, при понятной и привычной позиции – человек губит природу.
На простейшем для понимания тексте рассматриваем основные требования (критерии) к части С.
Повторяем понятия:
Слайд
Проблема
Авторская позиция
Аргументация собственного мнения по проблеме
Одновременно повторяем стили речи и останавливаемся на особенностях текстов публицистического стиля (социально значимая проблематика, оценочность и установка на адекватное понимание читателем, характерные средства выразительности). А также обобщаем знания о типах речи – повествовании, описании, рассуждении; рассматриваем сочинение-рассуждение: тезис (формулировка проблемы) – комментарий – авторская позиция – собственная позиция – аргументы.
Выбираю простой для понимания текст, так как важно, чтобы при первом знакомстве с этим видом работы у ребят не возникало ощущения невыполнимости задания и на сложный процесс освоения критериев не наслаивалось еще и непонимание того, о чем идет речь в тексте.
На первом этапе имеет смысл посвятить часть времени только отработке умений определять проблему и авторскую позицию. В сочинениях нередки логические ошибки, когда выделенная проблема не соотносится с авторской позицией. Затем рассмотреть комментарии к проблемам в разных текстах и только потом переходить к отработке умения аргументировать свою позицию. Такая последовательность шагов позволяет ученику осознать: первое, что от него требуется, – это определение и оформление смысла чужого высказывания, а только затем – своего мнения, т.е. согласия или несогласия с авторской позицией.
На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы.
Слайд
Например, со словом проблема: (В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) важная проблема (чего?) + существительное в родительном падеже); со словом вопрос: (В тексте (кто?) поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.); с помощью вопросительного предложения и перехода (логической связки): (Именно над этим вопросом размышляет автор в данном тексте, или такой вопрос ставит автор в тексте, или об этом размышляет автор данного текста).
Специального обсуждения заслуживает понятие авторская позиция: как автор видит суть проблемы, как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию), как решает поставленный вопрос. В первую очередь необходимо познакомить учеников со способами формулировки авторской позиции:
Слайд
включать глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий: убежден, уверен и т.д.;
использовать вводные слова и предложения со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;
формулировать авторскую и собственную позиции в одном предложении, используя клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…, трудно не согласиться с автором, что…, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что и т.д.
В это же время можно организовать повторение пунктуационных правил оформления способов передачи чужой речи: цитирования, прямой речи, предложений с вводными словами, обозначающими источник сообщения, косвенной речи – и отработку умения составлять предложения с чужой речью разными способами.
Очень важно проконтролировать, умеют ли ученики формулировать проблему и авторскую позицию. Провожу небольшую письменную работу. Для первой проверки выбираю текст, не вызывающий особых затруднений при понимании (аналогичный по структуре и содержанию обсуждаемому на предыдущем уроке). Цель работы – увидеть, может ли ученик обнаружить в тексте явно сформулированные проблему и авторскую позицию и построить предложения, используя слова проблема, вопрос, авторская позиция, а также логические связки (переходы), указанные выше (именно об этом и т.д.).
Следующий шаг – работа с публицистическими текстами, в которых есть вопросительные предложения. Мы рассматриваем типы вопросов в авторском тексте: проблемные – задающие проблему всего текста, диалогизирующие – служащие для разворачивания мысли, имитирующие диалог с читателем, риторические, а потом обсуждаем, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Следующий блок текстов, нуждающихся в проработке, – это тексты, где авторская позиция носит явно оценочный характер. В ходе этой работы рассматривается оценочная лексика как средство выражения авторской позиции, вводится понятие о коммуникативной задаче, и в частности такой коммуникативной задаче, как призыв к действию.
В 10-м классе проводим обсуждение не только отдельных текстов, но и целых тематических блоков: например, нескольких текстов по проблемам сохранения языка, культуры, проблемам отношений людей и др. В этом случае ученик сможет познакомиться с особенностями постановки и решения той или иной проблемы разными авторами, а также накопить материал для аргументов, опираясь на примеры из произведений писателей.
Вместе с учениками создаем Банк аргументов, который дополняем как при изучении произведений литературы, так и при работе с публицистическими текстами разных авторов.
Слайд
Например
Проблема
Автор
Аргумент
Проблема семьи (Роль семьи в формировании личности)
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
Проблема развития и сохранения русского языка
Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь;
о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку.
Подготовка к написанию части С в 10-м классе заканчивается написанием сочинений по публицистическим текстам.
Второй этап работы – это подготовка к написанию сочинения по текстам художественного стиля. В начале 11-го класса имеет смысл обобщить знания о стилях и типах речи, остановиться на повествовательных текстах и текстах с несколькими типами речи. Важно обратить внимание одиннадцатиклассников на различие художественной и публицистической проблематики (внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом), на создание образа как главного признака художественного стиля, на умение различать автора и героя.
Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.
На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы.
Наиболее сложной для осмысления является тематическая группа текстов о войне.
Рассмотрим возможный ход рассуждений на тексте А. Авдеева.
- Прочтите текст.
- Выделите в каждом абзаце ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания.
фашисты схватили одного из деятелей французского Сопротивления, ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Подпольщик отверг эту сделку. Тогда палачи перешли к пыткам, но ничто не смогло сломить воли арестованного. Фашисты были уверены в том, что сломать можно любого: ему предложили привести себя в порядок и повезли по цветущему Парижу. 3авели в кофейню. Рядом сидели смеющиеся люди, удивительный запах уносил измученного пытками человека сказочную долину детства, он задавал себе вопрос: зачем я умираю? неужели ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании? какое им дело до меня, до моих страданий, до моей жизни?.. Жизнь стучала, звала его остаться...И тогда он согласился на предательство. Его выпустили...Он пришёл в кафе, но там никого не было, на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы.
После пересказа мы поймем, что речь в тексте идет не просто о войне, а об осознании проблемы предательства как духовного поражения человека (каковы нравственные последствия предательства?)
Поняв, что происходит, мы начинаем размышлять, зачем автор описал эту ситуацию, какую проблему тем самым поставил.
Позиция автора однозначна: жизнь предателя лишена смысла и радости; человек,желая спасти свою жизнь, предаёт товарищей, и теперь ему кажется, что этот роковой шаг изменил мир.
Подбираем аргументы, вносим их в Банк аргументов
Проблема
Автор
Аргумент
В. Быков «Сотников»
Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
В. Быков «Обелиск»
Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.
Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо изменить последовательность действий: не пытаться сформулировать проблему сразу, а сжато реконструировать ситуацию. Это позволяет выпускникам избежать упрощенного понимания текста, слишком общих формулировок.
Хотелось бы привлечь внимание коллег к проблемам, возникающим у выпускников при понимании различных текстов, предлагаемых на ЕГЭ. Я затронула только вопросы, связанные с различными подходами к формулировке проблемы и позиции автора текстов публицистического и художественного стилей. Работа же по подготовке написания сочинения на ЕГЭ гораздо обширнее и масштабнее.