kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Эффективные способы запоминания словарных слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, какие методы запоминания словарных слов более продуктивны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Эффективные способы запоминания словарных слов»»



«Эффективные способы запоминания словарных слов»

Многие родители знают, как трудно дается запоминание словарных слов их детям. Процесс простого заучивания этих слов не дает положительных результатов. Особенно большое количество ошибок в словарных словах допускают дети, испытывающие трудности в обучении. Ведь правописание словарных слов усваивается в большинстве случаев запоминанием. У детей с проблемами в обучении, как правило, память развита слабо, внимание недостаточно устойчивое. Чтобы каждый ученик смог запомнить «трудные» слова надолго, необходимо сделать процесс усвоения словарных слов увлекательным. Для этого можно использовать ряд эффективных приемов, с помощью которых трудные для написания слова с легкостью закрепляются в памяти ребенка.

Чтобы запомнить написание трудных слов, их надо чаще проговаривать и записывать. Рекомендуется записывать изученные слова каждый день (по 6-10 слов). Многие учителя включают эту работу в домашнее задание. Если в вашем классе это не практикуется, но вы заинтересованы в том, чтобы ребенок хорошо знал написание словарных слов, записывайте изученные слова в отдельную тетрадь. После записи слов ребенок обязательно должен указать (подчеркнуть, выделить) запоминаемую букву. Слова каждый день следует менять, чаще прописывать те слова, в которых допускается ошибка. В конце недели рекомендуется написать эти изученные слова под диктовку взрослого.


Чтобы разнообразить работу со словарными словами, следует связывать их запоминание с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом:


1. Записать слова по алфавиту.

2. Разделить слова на слоги, поставить ударение.

3. Выполнить звукобуквенный анализ слова.

4. Выписать словарные слова в несколько столбиков:

по родам; по склонениям; одушевленные и неодушевленные.

5. Разобрать слова по составу.

6. Подобрать однокоренные слова другой части речи.

7. Составить предложения из группы словарных слов.


Что делать, если ребенку не удается запомнить правописание трудных слов? Существуют некоторые педагогические приемы, способствующие успешному усвоению написания словарных слов:


1. Этимологический анализ слова.

2. «Усиление» запоминаемой буквы в слове.

3. Прием выстраивания сюжета.

4. Мнемотехника (зрительные и звуковые ассоциации).

5. Занимательный материал.


Рассмотрим подробнее каждый прием запоминания словарных слов.



  • Этимология – один из разделов науки о языке, изучающих происхождение слова. Этимологический анализ слова помогает лучше усвоить значение слова и его правописание. При сознательном интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается. Информацию о происхождении слова можно найти в этимологическом словаре или в интернете.


Например, слово насекомое произошло от слова насечки, которые имеются у насекомых, проверочное слово сечь. Слово столица произошло от слова стол, стольный (главный) град.[9]


  • «Усиление» запоминаемой буквы в слове. Те слова, которые наиболее трудны для запоминания, распечатать крупным шрифтом и в них ярко выделить запоминаемую букву. Карточки со словами расположить на видном для ребенка месте. Чёткое многократное проговаривание слова с усиленным выделением запоминаемой буквы также является эффективным приемом запоминания словарного слова.


  • Выстраивание сюжета. Перед составлением сюжетных картинок нужно сгруппировать словарные слова по написанию гласных букв или сочетаний букв. Например, а – автобус, трамвай, завод, работа, народ, газета, магазин; о – город, Москва, столица, Россия; е – февраль, север, ветер, везде, береза, иней.


По содержанию картинки ученики составляют предложения, объединяют их в небольшие рассказы. Например, на сюжетной картинке изображены предметы, написание которых начинаются с кар -: картина, карман, карета, карандаш, картон, караван, карнавал. Используя творческое мышление можно составить следующий рассказ: Ворона Каркуша достала из кармана карандаш и на картоне нарисовала картину. Караван карет направлялся на карнавал.


Написание словарных слов запоминается детьми быстрее и легче, если эти сюжетные картинки они составляют и рисуют сами. Эффективному запоминанию в процессе рисования способствует многократное повторение изучаемых слов. Данная работа вызывает у детей интерес, развивает творческое мышление. А что ребенку интересно, то запоминается легче и прочнее.


  • Мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) – система специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций. С помощью ассоциаций активизируется эмоционально-образная память. Придумывая ассоциативный образ, надо помнить о том, что он должен иметь с запоминаемым словарным словом какой-либо общий признак (форма, вкус, звучание, назначение и т.д.). 


Например, малина маленькая, лимон кислый, кастрюля как каска, из болота круглые пузыри, у Кости костюм, веет северный ветер. [3]


  • Метод графических ассоциаций. Для запоминания непроверяемой буквы в словарном слове делается рисунок, обозначающий предмет и в нем обыгрывается «трудная» буква. Эта буква может быть любого размера и шрифта, печатная или письменная. Рисунки или картинки, изображающие предмет, придуманные и нарисованные самим ребенком, хорошо запоминаются и легко воспроизводятся при написании словарных диктантов.

  • Метод звуковых ассоциаций. К изучаемому словарному слову подбирается такое созвучное слово, в котором «трудная» буква звучит четко. Если «трудная» буква безударная, то в созвучном слове она обязательно должна быть ударной. Например, корабль – море, вокзал – около зала, диван – дивный. Мы как бы подбираем к словарному слову «приемного родственника», который поможет запомнить нужную букву. Это могут быть стихи, веселые рифмовки, шарады. Чем смешней и неожиданней будет ассоциативная связь между словами, тем эффективнее запоминание.


Конь нашёл коньки и вот –                      Контролёр пробил билет:

На каток теперь идёт!                           Щёлк! – и буквы И в нём нет!


Как только «кап-кап-кап» звучало –      В полях за речкою, во ржи,

Капуста сразу подрастала.                   На ужин собрались ужи.


Звуковые и графические ассоциации основаны на воображении и фантазии. Детям очень нравится придумывать рисунки и подбирать «родственников» к словарным словам. Такая работа превращает запоминание словарных слов в увлекательное занятие. [1]


Занимательный материал. Использование занимательного материала при обучении всегда вызывает особый интерес, активизирует учеников к деятельности, снимает усталость и напряжение. При повторении и закреплении написания словарных слов можно предложить детям самостоятельно или с помощью взрослого составить кроссворд из словарных слов, придумать ребус. Составление и разгадывание кроссвордов и ребусов обогащает словарный запас, помогает ребенку понять смысловое значение слов, усвоить их правильное написание.


Для активизации деятельности и привлечения неустойчивого внимания детям можно предложить различные дидактические игры [2]:


1. «Узнайте слово»

По одним согласным буквам узнать слово: крндш, брз, Мскв, сткн, джрнй, стлц.


2. «Собери слова»

Из рассыпанных слогов собрать слово: фе, кон, та – конфета; ко, ло, яб – яблоко; ни, зем, ка, ля – земляника.


3. «За покупками»

Оля и Аня отправились за покупками. Оля брала овощи и фрукты с непроверяемой безударной гласной О (огурец, яблоко, морковь), Аня – с А (капуста, апельсин, кабачок).


4. «Шуточные вопросы-загадки»

1) В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)

2) В каких словах встречаются ноты? (помидор, ребята, фасоль, дорога, сирень)

3) Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, однажды, сорока, витрина)

4) Все слова хороши, но где же спрятались ужи? (ужин)

5) Какие слова любит ворона? (картофель, картина, карандаш, карман, карета)


5. «Словарные прятки»

Найти в тексте словарные слова и выписать их.

Например, отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Ночная страница»

Перед вами – страница ночная.

Столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой…[4]


Таким образом, систематическая и целенаправленная работа над словами с непроверяемым написанием позволяет обогатить словарный запас детей, приучает их анализировать каждое слово, видеть запоминаемую букву, помогает сформировать осознанный навык написания. Разнообразные формы работы способствуют развитию памяти, внимания, познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления, прививают интерес к родному языку.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Эффективные способы запоминания словарных слов»

Автор: Лямкина Алена Вадимовна

Дата: 13.06.2019

Номер свидетельства: 514562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Электронное пособие по русскому языку. Словарная работа "Пернатые друзья""
    ["seo_title"] => string(69) "eliektronnoieposobiieporusskomuiazykuslovarnaiarabotapiernatyiedruzia"
    ["file_id"] => string(6) "330291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464181903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Электронное пособие по русскому языку. Словарная работа "Собери урожай""
    ["seo_title"] => string(67) "eliektronnoieposobiieporusskomuiazykuslovarnaiarabotasobieriurozhai"
    ["file_id"] => string(6) "330296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464183245"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-tiekhnik-uchieniia-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "168998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423328908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства