kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование техник учения для формирования   функциональной

грамотности учащихся.

    В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в

мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже её простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача педагога сегодня заключается не в снабжении учащегося суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

    Определение: «Умение учиться»-это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях- дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).

Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции.

Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.

     Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.

          На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках

I. «Записная книжка»

 

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА- слова, которые необходимо запомнить объединяются в пары по какому-либо признаку и формируют странички записной книжки с одним словом на каждой странице.

 

  •  

 

Запоминание слова:

Ока, юла, тир, чайник, пар, шар, усы, ива, йод, окно, окорок, кол, кот, куча, каша, копье, коса, ковер, кеды, луна.

 

а)Объединение слов в ассоциативные пары:

  •  
  •  
  •  

 

б) Слова записываются на отдельных листочках бумаги (страничках записной книжке), которые складываются вдвое и ложатся в карман.

 

 

   

 

 

 

 

Пар

Чайник

Линия сгиба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)Обратиться к страничкам записной книжке рекомендуется перед сном и утром перед занятиями

 

  •  

Данный прием эффективен для запоминания иностранных слов, а также новых понятий.

 

 

  1. . «Прямоугольник-комната»

«Прямоугольник-комната»:

  • нарисуйте прямоугольник;
  • представьте, что это комната-верхняя линия это потолок, боковые – стены,

нижняя – пол;

  • расположите слова, которые необходимо запомнить на потолке, стенах и на полу;
  • запомните, где располагаются слова.

Пример

Запоминание слова:

Плуг,абажур,картина, чайник, пар, шар, цветы, ива, йод, окно, диван, телевизор, кот, куча, каша, шторы, стул, ковер, кеды, луна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пар, шар, луна

 

потолок

                                                      

 

 

левая стена

окно

йод

чайник

каша

картина

ковер

 

Цветы

шторы

стул

абажур

телевизор

диван

 

Правая стена

пол

Плуг, куча, кеды, ива, кот

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

III. «Мнемонические стихи и предложения»

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СТИХИ – это предложения и стихи, слова, в которых начинаются с тех же букв, что и слова, которые надо запомнить.

Пример мнемонического предложения

Запоминание цветов радуги:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Мнемоническое предложение:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Пример мнемонического стиха

Запоминание семи методов проблемно – развивающего обучения, предложенные академиком М.И.Махмутовым: алгоритмический, показательный, монологический, программированный, исследовательский, диалогический и эвристический.

Мнемонический стих-считалка:

Аты-баты,

пони-мони,

принтер-интер,

доп-Эзоп…

Все это не просто так,

а семь методов-Чудак!

 

Примечание

МНЕМОНИКА- (от греч. mnemonika)- искусство запоминания.

Мнемотехника-совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

IV. «Синквейн»

(Синквейн (от фр.cinquains,англ.cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться ( в последнее время, с 1997 года, и  в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося.

 

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

 

Правила разработки синквейна:

  • Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка – два слова ( чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

                                               Пример

  •  

1.Осень

2.Золотая, долгожданная

3.Пришла, пожелтела, закружились

4.Наступила осень, пожелтели листья

5.Пора

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся »

Использование техник учения для формирования функциональной

грамотности учащихся.

В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в

мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже её простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача педагога сегодня заключается не в снабжении учащегося суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

Определение: «Умение учиться»-это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях- дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).

Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции.

Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.

Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.

На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках

I. «Записная книжка»



ЗАПИСНАЯ КНИЖКА- слова, которые необходимо запомнить объединяются в пары по какому-либо признаку и формируют странички записной книжки с одним словом на каждой странице.



Пример



Запоминание слова:

Ока, юла, тир, чайник, пар, шар, усы, ива, йод, окно, окорок, кол, кот, куча, каша, копье, коса, ковер, кеды, луна.



а)Объединение слов в ассоциативные пары:

чайник-пар

кол-копье

…………………



б) Слова записываются на отдельных листочках бумаги (страничках записной книжке), которые складываются вдвое и ложатся в карман.











Пар

Чайник





Линия сгиба













в)Обратиться к страничкам записной книжке рекомендуется перед сном и утром перед занятиями



Примечание

Данный прием эффективен для запоминания иностранных слов, а также новых понятий.





II. «Прямоугольник-комната»

«Прямоугольник-комната»:

  • нарисуйте прямоугольник;

  • представьте, что это комната-верхняя линия это потолок, боковые – стены,

нижняя – пол;

  • расположите слова, которые необходимо запомнить на потолке, стенах и на полу;

  • запомните, где располагаются слова.

Пример

Запоминание слова:

Плуг,абажур,картина, чайник, пар, шар, цветы, ива, йод, окно, диван, телевизор, кот, куча, каша, шторы, стул, ковер, кеды, луна.

































пар, шар, луна



потолок



Правая стена

левая стена

Цветы

шторы

стул

абажур

телевизор

диван



пол

Плуг, куча, кеды, ива, кот

окно

йод

чайник

каша

картина

ковер























III. «Мнемонические стихи и предложения»

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СТИХИ – это предложения и стихи, слова, в которых начинаются с тех же букв, что и слова, которые надо запомнить.

Пример мнемонического предложения

Запоминание цветов радуги:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Мнемоническое предложение:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Пример мнемонического стиха

Запоминание семи методов проблемно – развивающего обучения, предложенные академиком М.И.Махмутовым: алгоритмический, показательный, монологический, программированный, исследовательский, диалогический и эвристический.

Мнемонический стих-считалка:

Аты-баты,

пони-мони,

принтер-интер,

доп-Эзоп…

Все это не просто так,

а семь методов-Чудак!



Примечание

МНЕМОНИКА- (от греч. mnemonika)- искусство запоминания.

Мнемотехника-совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

IV. «Синквейн»

(Синквейн (от фр.cinquains,англ.cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться ( в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося.



Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.



Правила разработки синквейна:

  • Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка – два слова ( чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример

Синквейн

1.Осень

2.Золотая, долгожданная

3.Пришла, пожелтела, закружились

4.Наступила осень, пожелтели листья

5.Пора




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся

Автор: Малаева Сандугаш Танатаровна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности". "
    ["seo_title"] => string(113) "kovrovaia-vyshivka-chast-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-formiruiushchaia-navyki-funktsional-noi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "181827"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425399000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства