Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся
Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся
Использование техник учения для формирования функциональной
грамотности учащихся.
В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в
мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже её простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача педагога сегодня заключается не в снабжении учащегося суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.
Определение: «Умение учиться»-это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях- дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).
Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции.
Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.
Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.
На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках
I. «Записная книжка»
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА- слова, которые необходимо запомнить объединяются в пары по какому-либо признаку и формируют странички записной книжки с одним словом на каждой странице.
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СТИХИ – это предложения и стихи, слова, в которых начинаются с тех же букв, что и слова, которые надо запомнить.
Пример мнемонического предложения
Запоминание цветов радуги:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Мнемоническое предложение:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Пример мнемонического стиха
Запоминание семи методов проблемно – развивающего обучения, предложенные академиком М.И.Махмутовым: алгоритмический, показательный, монологический, программированный, исследовательский, диалогический и эвристический.
Мнемонический стих-считалка:
Аты-баты,
пони-мони,
принтер-интер,
доп-Эзоп…
Все это не просто так,
а семь методов-Чудак!
Примечание
МНЕМОНИКА- (от греч. mnemonika)- искусство запоминания.
Мнемотехника-совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
IV. «Синквейн»
(Синквейн (от фр.cinquains,англ.cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться ( в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося.
Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Правила разработки синквейна:
Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – два слова ( чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Пример
1.Осень
2.Золотая, долгожданная
3.Пришла, пожелтела, закружились
4.Наступила осень, пожелтели листья
5.Пора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся »
Использование техник учения для формирования функциональной
грамотности учащихся.
В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в
мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже её простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача педагога сегодня заключается не в снабжении учащегося суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.
Определение: «Умение учиться»-это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях- дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).
Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции.
Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.
Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.
На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках
I. «Записная книжка»
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА- слова, которые необходимо запомнить объединяются в пары по какому-либо признаку и формируют странички записной книжки с одним словом на каждой странице.
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СТИХИ – это предложения и стихи, слова, в которых начинаются с тех же букв, что и слова, которые надо запомнить.
Пример мнемонического предложения
Запоминание цветов радуги:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Мнемоническое предложение:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Пример мнемонического стиха
Запоминание семи методов проблемно – развивающего обучения, предложенные академиком М.И.Махмутовым: алгоритмический, показательный, монологический, программированный, исследовательский, диалогический и эвристический.
Мнемонический стих-считалка:
Аты-баты,
пони-мони,
принтер-интер,
доп-Эзоп…
Все это не просто так,
а семь методов-Чудак!
Примечание
МНЕМОНИКА- (от греч. mnemonika)- искусство запоминания.
Мнемотехника-совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
IV. «Синквейн»
(Синквейн (от фр.cinquains,англ.cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться ( в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося.
Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Правила разработки синквейна:
Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – два слова ( чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.