kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование техник учения для формирования   функциональной

грамотности учащихся.

    В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в

мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже её простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача педагога сегодня заключается не в снабжении учащегося суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

    Определение: «Умение учиться»-это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях- дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).

Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции.

Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.

     Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.

          На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках

I. «Записная книжка»

 

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА- слова, которые необходимо запомнить объединяются в пары по какому-либо признаку и формируют странички записной книжки с одним словом на каждой странице.

 

  •  

 

Запоминание слова:

Ока, юла, тир, чайник, пар, шар, усы, ива, йод, окно, окорок, кол, кот, куча, каша, копье, коса, ковер, кеды, луна.

 

а)Объединение слов в ассоциативные пары:

  •  
  •  
  •  

 

б) Слова записываются на отдельных листочках бумаги (страничках записной книжке), которые складываются вдвое и ложатся в карман.

 

 

   

 

 

 

 

Пар

Чайник

Линия сгиба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)Обратиться к страничкам записной книжке рекомендуется перед сном и утром перед занятиями

 

  •  

Данный прием эффективен для запоминания иностранных слов, а также новых понятий.

 

 

  1. . «Прямоугольник-комната»

«Прямоугольник-комната»:

  • нарисуйте прямоугольник;
  • представьте, что это комната-верхняя линия это потолок, боковые – стены,

нижняя – пол;

  • расположите слова, которые необходимо запомнить на потолке, стенах и на полу;
  • запомните, где располагаются слова.

Пример

Запоминание слова:

Плуг,абажур,картина, чайник, пар, шар, цветы, ива, йод, окно, диван, телевизор, кот, куча, каша, шторы, стул, ковер, кеды, луна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пар, шар, луна

 

потолок

                                                      

 

 

левая стена

окно

йод

чайник

каша

картина

ковер

 

Цветы

шторы

стул

абажур

телевизор

диван

 

Правая стена

пол

Плуг, куча, кеды, ива, кот

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

III. «Мнемонические стихи и предложения»

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СТИХИ – это предложения и стихи, слова, в которых начинаются с тех же букв, что и слова, которые надо запомнить.

Пример мнемонического предложения

Запоминание цветов радуги:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Мнемоническое предложение:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Пример мнемонического стиха

Запоминание семи методов проблемно – развивающего обучения, предложенные академиком М.И.Махмутовым: алгоритмический, показательный, монологический, программированный, исследовательский, диалогический и эвристический.

Мнемонический стих-считалка:

Аты-баты,

пони-мони,

принтер-интер,

доп-Эзоп…

Все это не просто так,

а семь методов-Чудак!

 

Примечание

МНЕМОНИКА- (от греч. mnemonika)- искусство запоминания.

Мнемотехника-совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

IV. «Синквейн»

(Синквейн (от фр.cinquains,англ.cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться ( в последнее время, с 1997 года, и  в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося.

 

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

 

Правила разработки синквейна:

  • Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка – два слова ( чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

                                               Пример

  •  

1.Осень

2.Золотая, долгожданная

3.Пришла, пожелтела, закружились

4.Наступила осень, пожелтели листья

5.Пора

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся »

Использование техник учения для формирования функциональной

грамотности учащихся.

В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Объем информации в

мире постоянно возрастает и в дальнейшем даже её простое накопление ведет к перегрузке учащихся. Поэтому задача педагога сегодня заключается не в снабжении учащегося суммой знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

Определение: «Умение учиться»-это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях- дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).

Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции.

Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.

Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.

На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках

I. «Записная книжка»



ЗАПИСНАЯ КНИЖКА- слова, которые необходимо запомнить объединяются в пары по какому-либо признаку и формируют странички записной книжки с одним словом на каждой странице.



Пример



Запоминание слова:

Ока, юла, тир, чайник, пар, шар, усы, ива, йод, окно, окорок, кол, кот, куча, каша, копье, коса, ковер, кеды, луна.



а)Объединение слов в ассоциативные пары:

чайник-пар

кол-копье

…………………



б) Слова записываются на отдельных листочках бумаги (страничках записной книжке), которые складываются вдвое и ложатся в карман.











Пар

Чайник





Линия сгиба













в)Обратиться к страничкам записной книжке рекомендуется перед сном и утром перед занятиями



Примечание

Данный прием эффективен для запоминания иностранных слов, а также новых понятий.





II. «Прямоугольник-комната»

«Прямоугольник-комната»:

  • нарисуйте прямоугольник;

  • представьте, что это комната-верхняя линия это потолок, боковые – стены,

нижняя – пол;

  • расположите слова, которые необходимо запомнить на потолке, стенах и на полу;

  • запомните, где располагаются слова.

Пример

Запоминание слова:

Плуг,абажур,картина, чайник, пар, шар, цветы, ива, йод, окно, диван, телевизор, кот, куча, каша, шторы, стул, ковер, кеды, луна.

































пар, шар, луна



потолок



Правая стена

левая стена

Цветы

шторы

стул

абажур

телевизор

диван



пол

Плуг, куча, кеды, ива, кот

окно

йод

чайник

каша

картина

ковер























III. «Мнемонические стихи и предложения»

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СТИХИ – это предложения и стихи, слова, в которых начинаются с тех же букв, что и слова, которые надо запомнить.

Пример мнемонического предложения

Запоминание цветов радуги:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Мнемоническое предложение:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Пример мнемонического стиха

Запоминание семи методов проблемно – развивающего обучения, предложенные академиком М.И.Махмутовым: алгоритмический, показательный, монологический, программированный, исследовательский, диалогический и эвристический.

Мнемонический стих-считалка:

Аты-баты,

пони-мони,

принтер-интер,

доп-Эзоп…

Все это не просто так,

а семь методов-Чудак!



Примечание

МНЕМОНИКА- (от греч. mnemonika)- искусство запоминания.

Мнемотехника-совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

IV. «Синквейн»

(Синквейн (от фр.cinquains,англ.cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться ( в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающегося.



Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.



Правила разработки синквейна:

  • Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка – два слова ( чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример

Синквейн

1.Осень

2.Золотая, долгожданная

3.Пришла, пожелтела, закружились

4.Наступила осень, пожелтели листья

5.Пора




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование техник учения для формирования функциональной грамотности учащихся

Автор: Малаева Сандугаш Танатаровна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности". "
    ["seo_title"] => string(113) "kovrovaia-vyshivka-chast-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-formiruiushchaia-navyki-funktsional-noi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "181827"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425399000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства