Духовно -нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Духовно -нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
В отношениях между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры, которая не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Президент Республики Казахстан в числе приоритетных задач определил вопрос качественного развития человеческих ресурсов государства. Сильному Казахстану нужны сильные личности: « Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушании - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности»,- призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно -нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы »
Куанышбаева Рысгуль Мирамовна – учитель русского языка и литературы Сулукольской СШ им Ш.Шаяхметова Аулиекольского района
Духовно -нравственное воспитание
учащихся на уроках русского языка и литературы
В отношениях между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры, которая не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Президент Республики Казахстан в числе приоритетных задач определил вопрос качественного развития человеческих ресурсов государства. Сильному Казахстану нужны сильные личности: « Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушании - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности»,- призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев. Поэтому проблема нравственного воспитания школьников постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного правильно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. В этом плане большую нагрузку несут гуманитарные дисциплины, и особая роль отводится урокам русского языка и литературы. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
«Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»,- считал В.А. Сухомлинский.
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя и поэта. Мне, как учителю и воспитателю, помогают небольшие по объёму произведения мастеров слова, которые собраны в сборник дидактических материалов «Тексты для диктантов и изложений на морально - этические темы ». Привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, можно формировать систему нравственных ценностей. Дидактический материала должен быть и обучающим, и воспитывающим, и приглашающим к размышлению. Подобные тексты позволяют решать и воспитательные, и образовательные задачи; после размышления над основной мыслью произведения можно предложить учащимся задания по теме урока (найти слова с заданными орфограммами, определить виды предложений, поработать с разными видами разбора и т.д.) От слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту – такова система работы над нравственными понятиями. Используя на уроках русского языка такие тексты можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать правильный выбор, формировать нравственную позицию. Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках важно беседовать с учащимися, вовлечь их в спор, дискуссии, обсуждая нравственные проблемы: «Мне всегда хотелось быть похожим на своего дедушку, и стать для своего сына тем человеком, каким я себе представляю ата. Отец говорил, что ата был похож на корень крепкого дерева, узловатый, прочный, как сталь. Спасибо же этому сильному и щедрому корню, давшему жизнь высокому, стойкому, обожжённому молниями и исхлёстанному бурями деревцу моего отца, на котором я стал веткой. (Б.Момышулы "Восхождение к отцу") Какие чувства испытывает автор этих строк? Как должен прожить жизнь ты, чтобы о тебе так могли вспоминать твои потомки? Если эти вопросы затрагивают тему «отцов и детей», тему поколений, то следующий отрывок из этого произведения заставляет ребят задуматься о дружбе. «Как - то отец сказал мне, что я слишком легко произношу слово друг, что общие игры и один возраст еще не дают право называть другом тех, кто временно рядом. «Пути ваши не раз разойдутся», - сказал отец, но могут снова не сойтись. Ты поймёшь, кто твой друг, когда дружба скует ваши судьбы в единую цепь. Друг будет стараться большую тяжесть этой цепи взять на себя».
А что для вас значат эти слова? Какое значение вы придаете дружбе? Важно показать ребенку, что и сам он должен быть хорошим другом и может получить многое, когда научится ценить истинную дружбу. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Беседуя о дружбе, необходимо помочь ребятам осознать смысловые оттенки понятий: дружба - товарищество- приятельские отношения. На примере анализа притчи о двух друзьях привести к выводу, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг: «Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне ».
При подготовке к изложению также проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить содержание текста. Много очерков, приглашающих к раздумью у Д.С.Лихачева: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей … Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее, любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее». Прочитав этот отрывок на уроке, дети приходят к выводу, что всегда нужно делать добро, ведь оно к человеку всегда возвращается. Без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому - невозможна душевная красота «Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется,- утверждает Д. Гранин в очерке «О милосердии», и задача учителя - помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире. На уроках практикую небольшие творческие работы, в которых ребята рассуждают и оценивают поступки не только литературных героев, но и приводят примеры из жизни, о которых они узнали из телевизионных передач, восхищаются героическими поступками и удивляются скромности людей, их совершивших.
В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты, – писал В. А. Сухомлинский, – необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с собственной ленью, неорганизованностью, ложью. Необходимо убеждать ребят в том, что в победе над своими слабостями и недостатками и рождается характер человека, который необходим всем, кто хочет занять достойное место в жизни. Победа в этом трудном деле дается нелегко, и добиться ее можно, лишь проявив силу духа.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Произведения, поднимающие тему войны, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, защищая свою родную землю.
«Со Дня великой Победы прошло целых 70 лет. Наши ряды с каждым днем редеют. Хранителей живой истории становится все меньше и меньше. Поэтому сейчас, пока мы живы, мы хотим рассказать, донести до наших детей горькую и гордую правду того времени, чтобы они выросли патриотами Казахстана, чтобы они всегда оберегали ту независимость, которую наши герои завоевывали своей кровью. Молодежь не должна забыть подвиги казахских батыров и героев, павших на полях сражения»,- считают ветераны войны, и ребята, в силу своего возраста, горячо откликаются на рассказы о подвигах в годы войны, бурно обсуждают и не скрывают своих чувств и эмоций.
Об этом подвиге рассказал Юрий Васильевич Смирнов, свидетель происшедшего. Рассказал туристам, которые, сокращая себе путь, прошли прямо по пшеничному полю:...К лету 42-го фронт был уже далеко от нас. Все мужчины ушли с армией. В деревне –только старики, женщины, дети. Жили мы в землянках – все дома сожгли фашисты при отступлении. Питались впроголодь, и вся надежда была на будущий урожай. А хлеба в том году стояли отменные! Хотя фронт отошел, мы частенько наблюдали воздушные бои. И вот однажды прямо над деревней разгорелась жаркая схватка…Вдруг из мотора нашего ястребка вырвался дым. Подбили! Под самолетом было ровное поле, вот это самое, и летчик мог спокойно сесть на него. Но в последнюю минуту он заметил , что тут растет пшеница, и мы видели, как он выровнял самолет, стараясь перетянуть через него горящую машину. Я одним из первых подбежал к самолету. Летчик был еще жив.. Вот -вот должен был взорваться бак...«Бегите , ребята, скорее, прячьтесь!» -закричал он. И как сейчас помню его последние слова : «Пщеницу берегите !».Через минуту раздался взрыв. Если бы горящий самолет опустился на поле, вся пшеница сгорела бы на корню. И лётчик пожертвовал жизнью для спасения хлеба (текст из сборника дидактических материалов, даётся для изложения). Что подтолкнуло человека совершить такой поступок? А как бы ты поступил на его месте? Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу? : Каких людей вы считаете героями? Ваше понимание героического поступка? Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.
На вопрос “Можно ли совершить подвиг в наши дни?”, – большинство школьников отвечают, что подвиг можно совершить и в мирное время: можно спасти человека из горящего дома, спасти тонущего в реке, ребята называют и работу сотрудников МЧС в зоне бедствий, сопряженную с риском. Таким образом, учитель, работая над нравственными понятиями на уроках, формирует представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызывает чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными в годы войны и в мирное время; показывает роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости и порождает стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность.
В сборник дидактических материалов вошло письмо выпускницы нашей школы и используется на уроке как текст для патриотического воспитания, как пример личностного восприятия окружающего мира и чёткой гражданской позиции: «Я -выпускница сельской школы, мои детство и юность прошли в селе со звучным названием Сулуколь, мечтала о профессиональном становлении, росте и карьере. Успешно окончив школу, поступила и закончила с отличием Казахский государственный университет международных отношений и языков имени Аблайхана в Алматы. Не хотелось останавливаться на достигнутом. Мечты звали меня дальше и дальше, было огромное желание продолжить учёбу и идти только вперед, всё это позволило мне стать обладателем стипендии «Болашак». Вспоминается форум, посвященный 15 -летию Программы «Болашак» в Астане, необычайное чувство радости и гордости за свою страну, за нашего Президента Назарбаева. Выступая перед молодёжью, лидер нации подчеркнул важность и необходимость воспитания казахстанского патриотизма у каждого юноши и девушки. Мы с детских лет должны усвоить простую по сути мысль: «Казахстан – моя Родина, и я за неё в ответе, как и она за меня». Нурсултан Абишевич создаёт условия, чтобы молодежь собственными усилиями, знаниями могла добиться высокой квалификации обучаясь заграницей, перенять передовой опыт зарубежных стран, и потом могла реализовать его во благо нашей страны. Мы, молодежь, будем делать всё, чтобы вносить достойный вклад в развитие нашего суверенного государства».
Нравственные чувства не могут быть сформированы в короткое время: воспитание души- огромный труд. Поэтому необходимо необходимо вести целенаправленную и систематическую работу в этом направлении. Только такая работа на уроке дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что должно стать главным результатом воспитания.