Просмотр содержимого документа
«Доклад "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"»
МКОУ «НИЖНЕ - УБЕКИНСКАЯ ООШ»
Система работы учителя Магомедовой Саиды Ахмедпашаевны с одарёнными обучающимися, с особо способными обучающимися на уроках русского языка и литературы
Доклад на августовском совещании
Магомедова Саида Ахмедпашаевна
Система работы учителя Магомедовой Саиды Ахмеднабиевны
с одарёнными обучающимися, с особо способными обучающимися на уроках русского языка и литературы
Цель:
выявить одаренных детей с учетом их индивидуальных возможностей и познавательных потребностей;
Задачи: -- создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
-- развивать социально ценные компетенции у учащихся;
проводить социальную адаптацию выпускников;
-- выявитьи обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка и литературы.
Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа
Формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад
Методы обучения:
1.Рассказиспользуется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется на всех этапах обучения. Часто он используется в сочетании с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, беседой. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения. 2.Объяснение– это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению прибегают при изучении теоретического материала.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающимся, так и обучаемыми.
3.Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
4.Метод иллюстраций. Очень эффективен в работе учащимися показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, рисунков, схем и т. п.
5.Упражнение. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
Главная задача учителя – это творческое развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
-- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности;
-- Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение. Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:
-- мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;
-- обсуждение нового или острых вопросов;
-- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности
Использую систему дифференцированных заданий (составление алгоритмов, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, и другое) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 11 класс.
На глазах остальных учеников происходит самостоятельное осмысление темы, другие ученики, более слабые или средние, тянутся также к самостоятельному постижению знаний и изучению темы (пытаются). Ребята со способностями должны постоянно подключаться к работе, за ними следят и другие дети и также пытаются участвовать в работе, пусть даже с элементами самостоятельности, но все же…
Роль играет полученная в результате самостоятельного творчества наглядность. И наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:
-- дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);
-- трансформация текста (разного уровня сложности); -- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);
-- составление текста по модели (для слабых учащихся
-- создание собственного текста (для сильных учеников
Для сильных учеников лучше формулировать тему нестандартно, тогда работа для учеников приобретает проблемный характер.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
Некоторые примеры из опыта работы учителя:
1. Задание для групповой работы (работа в парах): «Я озвучиваю не свой ответ» - 5 класс – русский язык
Н-р: даются предложения из упражнения учебника или другого источника, не столь важно, в которых есть слова с пропущенными буквами – безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением.
--- Ученики работают в парах. Каждый член группы своему товарищу дает объяснение, какую орфограмму он здесь видит, как писать слово, и объясняет правила написания. Казалось бы, работа очень простая, но: учителю докладывает ученик не свой вариант ответа, а тот вариант, который он выслушал от товарища. Таким образом, отвечающему приходится оценивать качество ответа товарища, соглашаться - и почему, не соглашаться – и почему, если не соглашаться, то в таком случае -корректировать ответ товарища. Подобная работа позволяет сильному ученику услышать ответ ученика, провести собственный анализ, дать оценку ответа слабого ученика и помочь товарищу понять его ошибку, тем самым укрепляя свои позиции в знаниях. Слабому ученику придется воспроизвести ответ сильного ученика, тем самым заставляя себя услышать свои ошибочные ответы и попытаться их исправить.
ЛИТЕРАТУРА – 5 класс
2..Изучаем басни Крылова, например, «Ворона и Лисица». Ученик прочитал наизусть басню и не столь выразительно, не убедил учителя, что умеет выразительно читать.
Учу использовать свой эмоциональный компонент:
Задание: попробуй показать эмоционально, как Лиса льстит Вороне, но только в отношении учителя, то есть попробуй так льстить, как героиня басни, и попробуй убедить учителя, что ты говоришь искренне.
3. Преемственность среднего и старшего звена
РУССКИЙ ЯЗЫК
Форма: Ученики 5 класса готовят задание для выпускников 11 класса в рамках ЕГЭ
Цель: -- организация групповой работы в 5 классе в рамках ФГОС;
-- предварительная подготовка к итоговой аттестации;
-- формирование у учеников среднего звена осмысленного восприятия учебного материала;
-- формирование умения увязать учебный материал с будущей итоговой аттестацией
Задание:
1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 11 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ЕГЭ.
Условия подготовки:
Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.
Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ЕГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ЕГЭ для 11 класса.
Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.
Функции каждого участника: на свое усмотрение подобрать материал;
обосновать его важность и уместность;
совместно с руководителем группы оформить материал своей группы.
Вывод: ученики более осознанно воспринимают требования учителя; у них формируется ответственность ненавязчивая, а самостоятельная, так ребята на практике увидят применение своих знаний и навыков.
Ученики 11 класса получают разработанный учениками 5 класса материал и в присутствии учащихся 5 класса дают ответы по предложенным заданиям.
Ребята 11 класса благодарят учеников 5 класса за участие в их подготовке к итоговой аттестации. Выпускники также прорабатывают отдельные вопросы с пятиклассниками, просят их выразить свое мнение, согласиться с их ответом (ответом ученика 11 класса) или нет и почему, то есть дополнительно закрепляется материал и ребятами 5 класс. Дети готовы использовать приобретенные навыки в жизненной ситуации – на предстоящей итоговой аттестации.
4. Практически на всех уроках русского языка ученики выводят правило самостоятельно.
5. На уроках литературы учителем часто предлагаются выводы, совершенно противоположные логике по результатам анализа произведения; ученики должны доказать неправильность своего суждения или согласиться, тогда учитель всегда имеет возможность «разбить» неверное суждение доводами. И все это совершается с привлечением учеников всего класса, и каждый выступает согласно своим способностям, каждый должен защитить свой ответ доводами (Островский «Гроза» - был ли другой выбор, пытаемся переписать конец пьесы, что из этого выйдет; Л.Толстой «Война и мир» - поступок Пети-первый и последний его бой; Безухов – искания, женитьба на Элен – был ли другой выбор; Булгаков «Мастер и Маргарита» - жертва во имя любви – чем оправдать; М.Шолохов «Тихий Дон» - любовь между Аксиньей и Григорием – к чему привела и стоило ли и т.д.)
6. Лингвистическая задача: предлагается слово (дети уже приучены обращать внимание на этимологию слова, на особый состав слова), и ученик должен разработать целую научную теорию по поводу рождения слова, его связи с другими языками и т.д.( например: благословить, спасибо, мама и т.д.), но научное обоснование неотъемлемо.
Вывод:
Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения. Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи. Рекомендации:
-- Не забывать о проблемно-поисковом подходе в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности, это можно реализовать через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
-- Широко использовать метод проектов, активно включать в работу ИКТ, причем ученики самостоятельно должны предлагать и самостоятельно должны разрабатывать проекты, презентации, работать в творческих мастерских по выбранным ими же темам.
Это позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.