Просмотр содержимого документа
«Доклад "Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.»
Серпокрылова Г. Н.,
учитель « Красноярской С(к)ОШИ» VIII вида
Доклад по теме:
Особенности речевого развития учащихся специальной
(коррекционной) школы 8 вида.
Цель:
Внедрение и совершенствование педагогических методов коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их здоровьесбережению, формированию психического и физического здоровья и социально-бытовой адаптации .
Задачи:
- пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди учащихся ;
- формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;
- повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- концентрическое использование педагогических методов коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их здоровьесбережению, с учетом возрастных особенностей учащихся;
- коррекция и развитие мелкой и крупной моторики, опорно-двигательного
аппарата ,органов зрения, слуха, обоняния ,мыслительной и психической
деятельности учащихся;
- преодоление негативных особенностей подросткового возраста: снижение
успеваемости, работоспособности, интереса к школьным занятиям и т.д.,
- компенсация специфических особенностей личности,обусловленных
дефектом развития учащегося,
- формирование адаптивно-оздоровительных навыков учащихся средствами
всех учебных предметов, занятий со специалистами и мероприятий
внеучебной деятельности.
Специальная (коррекционная) школа является системой помощи и поддержки, которая особенно необходима ребенку с ограниченными возможностями здоровья. 90% детей, обучающихся в специальной(коррекционной) школе 7,8 видов г. Электрогорска, имеют речевые нарушения. Для учащихся с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них, в основном, поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие вялые, пассивные. Это обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику и мелкую моторику. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности.
Наш опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, одной из которых является связь между учителем-логопедом и учителем русского языка и чтения. Такая взаимосвязь на сегодня просто необходима, т.к. логопедические занятия посещают только дети 1- 4 классов, и не у всех учащихся к концу 4 класса удаётся скорректировать речевые нарушения вследствие тяжелой речевой патологии.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества ,игровые технологии ,технологии уровней дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.
На каждом уроке, независимо от предметной дисциплины, учителем проводятся физкультминутки: в классах начальной школы – в течение урока проводятся несколько физкультминуток (1 – на коррекцию и развитие мелкой моторики рук, 2 – на коррекцию и развитие крупной моторики рук и опорно-двигательного аппарата,3 – на коррекцию и развитие зрения учащихся), в классах средней школы – проводится одна физкультминутка
( на 17 минуте урока), включающая в себя все элементы коррекции.
Многолетняя практика работы показывает, что к 8-9 классам и без того не очень высокий познавательный интерес резко падает. Дальнейшее усложнение учебного материала делает его недоступным большинству учащихся, что снижает учебную мотивацию и не соответствует принципу жизненной необходимости и практической значимости. На уроках у старшеклассников физкультминутки превращаются в моменты психоэмоциональной и физической разгрузки. При этом учитываются возрастные особенности детей.
К числу здоровьесберегающих технологий, ставших традиционными в школе, следует отнести «технологию раскрепощенного развития детей» В.Ф.Базарного. Отличительные особенности этой технологии являются:
учебные занятия проходят в смене динамических поз, для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – сидит за конторкой. На первых уроках с использованием конторок ученики первого класса могут выстоять за ними не более 5 минут за урок. Затем это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют позы тела в ходе урока.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке.
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует карточки с заданиями и возможными вариантами ответов.
В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующее утонченное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».
Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
К числу эффективных средств коррекции речевых нарушений относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Они не требуют особых усилий, но, тем не менее, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов. На сегодняшний день известно достаточно много методов нетрадиционного воздействия.
Многие из них применяются на логопедических занятиях.
2. Здоровьесберегающие технологии, применяемые на
логопедических занятиях.
Аромотерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений. При её использовании нормализуется мышечный тонус, повышается работоспособность, настроение, уверенность себе.
Масло ромашки, лаванды оказывает успокаивающее воздействие. Для создания особенного настроения, повышения работоспособности используется шалфей, масло чайного дерева, розмарин.
При использовании музыкотерапии создаётся положительный эмоциональный фон, стимулируются двигательные функции, развиваются и корректируются сенсорные процессы, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, улучшают обмен веществ в организме, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание и кровообращение. Нами было замечено, что легкая спокойная музыка во время занятий действует успокаивающе на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз» Н. Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Улучшению настроения способствуют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини, большинство произведений В.А. Моцарта.
Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований.
Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников можно использовать цвета, представленные в таблице.
Цвет
Положительное влияние на организм
Синий, голубой
Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие
Красный, розовый
Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зелёный
Успокаивающее действие, создание хорошего настроения
Желтый
Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния
Нами было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Поэтому, в зависимости от состояния ребёнка можно создать цветовой фон освещения.
Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.
3. Здоровьесберегающие технологии, применяемые на
уроках русского языка и чтения.
В старших классах на уроках русского языка идет дальнейшая работа по развитию устной и письменной речи учащихся. На этих занятиях большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации и здоровьесбережения учащихся. Поэтому, ученики закрепляют изученные правила русского языка на материале по таким лексическим темам, как: «Личная гигиена», «Бюджет», «Семья», «Питание», «Трудоустройство» и др.
Широкий спектр здоровьесберегающих технологий позволяют применять, например, разделы «Личная гигиена», «Питание».
Учитель ставит перед собой следующие цели и задачи:
повторение и закрепление знаний по русскому языку, которые дадут возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь учащихся по данным темам, помогут применять полученные в школе знания по соблюдению личной гигиены и правильного питания, предупреждению заболеваний, закаливанию и здоровому образу жизни.
опрятный, чистый, аккуратный, питание (детское, диетическое, вегетарианское), рецепт и т.д.
При повторении темы «Имя прилагательное» ученикам предлагаются следующие варианты упражнений:
1)замените имя существительное с предлогом именем прилагательным и запишите словосочетания.
Образец: Кабинет для маникюра – маникюрный кабинет .
Ножницы для маникюра -
Набор для маникюра –
2) спишите текст, дописывая окончания имен прилагательных.
Здоров… ногти должны быть тверд…,гладк…,розоват… .
Под воздействием воды ,моющ… средств или неправильн… питания они становятся хрупк… и ломк… . Чтобы ногти были здоровы ,надо следить за питанием . Пища должна включать молочн… продукты ,овощи, фрукты, витамины. При использовании моющ… и чистящ… средств необходимо соблюдать меры предосторожности, которые указаны на упаковках.
При изучении темы «Глагол» учащиеся выполняют такие упражнения:
1)спишите текст, заменяя глаголы единственного числа глаголами множественного числа.
Закаляйся!
Мой ноги каждый день прохладной водой ,постепенно делая ее все холоднее.
Спи с открытой форточкой, не бойся свежего воздуха.
Ходи босиком по полу, а летом по земле.
Начинай с двух минут, постепенно увеличивая время закалки. Утром обтирай тело влажным полотенцем или принимай душ. Летом купайся, бегай ,прыгай.
2) спишите текст, подчеркните глаголы с частицей НЕ .
Правила питания.
Пережевывайте пищу как можно лучше.
Завтракайте, обедайте, ужинайте всегда в одно и то же время.
Никогда не ешьте перед сном. Ужинайте за 2-3 часа до сна.
Закрывайте пищу от пыли и мух.
Не берите пищу грязными руками.
3)спишите текст, найдите глаголы, определите их число и лицо.
Курение загрязняет легкие и затрудняет проникновение воздуха в организм.
Курение ухудшает нормальную работу сердца. От курения желтеют зубы и появляется дурной запах во рту.
Для развития письменной и устной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в старших классах предлагаются следующие варианты упражнений:
1) прочитай текст.
Берегите зрение.
Знаешь ли ты ,что неумение смотреть телевизор плохо действует на здоровье ?
Прежде всего страдают глаза. Чтобы не испортить зрение нельзя сидеть ближе трех метров от телевизора. Нельзя смотреть телевизионные передачи более полутора часов в день. Иначе у тебя будут болеть голова и глаза ,появится бессонница, раздражительность, усталость.
Письменно ответьте на вопросы :
Что нарушается при неправильном просмотре телевизора?
Как смотреть телевизор, чтобы не испортить зрение?
2) спишите текст.
Наркотики часто называют белой смертью. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все силы. Нет никакой смелости в том ,чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться значит, у него действительно есть смелость и воля.
Таким образом, коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях и уроках русского языка и чтения благодаря использованию здороровьесберегающих технологий способствует компенсации специфических особенностей личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; коррекции и развитию мелкой и крупной моторики, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха, обоняния, мыслительной и психической деятельности; пропаганде и популяризации здорового образа жизни среди учащихся; формированию здоровых взаимоотношений с окружающим миром.
Литература.
Аксенова А.К. «Методика преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе 8 вида» -М, 1999.
Курнешова Л.Е. «Учебно-методический комплект по русскому языку и математике школы 8 вида» - М, 2006.
Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика» - М, 1997.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии
в работе учителя и школы».- М, 2001.
Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. «Нарушения речи у школьников» - Р-Д, 2008.