Просмотр содержимого документа
«Доклад на М/О учителей русского языка и литературы»
МКОУ «Курьимахинская СОШ»
Доклад
на тему
«Использование активных форм обучения на уроках русского языка»
Подготовила: учитель
русского языка и литературы,
Исаева Джамиля Абдуллаевна.
Курьи 2020 г.
Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание учебного и внеучебного общения.
Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения. Совместная работа школьников предполагает, что при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.
В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используется такая активная форма, как дебаты (например, «Заимствования – хорошо это или плохо?»). План проведения дебатов строится на принципе выдвижения тезиса и обсуждения двух противоположных мнений по этому вопросу. Представители одной команды по каждому из разбираемых вопросов высказывали одну точку зрения, а представители другой команды по этим же вопросам – прямо противоположную.
При обсуждении вопроса о заимствованиях в русском языке члены одной команды отстаивают свою позицию (в русском языке можно обойтись без заимствований) и приводят многочисленные примеры излишнего употребления заимствований. Так, слово консенсусвполне можно заменить на согласие, пати – на вечеринку, а респект – на уважение. Представители другой команды возражают, утверждая, что есть такие сферы жизнедеятельности, где без заимствований обойтись невозможно. Например, в языке пользователей компьютеров никнейм (ник) нельзя заменить на слово кличка, а чат – на слово болтовня; невозможно обойтись без французских заимствований в балетной терминологии: па-де-де не заменишь на шаг двоих, а слово пуанты – на кончики, носочки. В ходе дебатов учащиеся приходят к тому, что соглашаются с выводом, который много лет назад сделал В.Г.Белинский: «Что за дело, какое и чьё слово, лишь бы оно верно передавало заключенное в него понятие!»
Используя подобные формы работы, учитель может не только решать специальные задачи своего предмета, но и формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются и игровые технологии. Так, например учащиеся составляют «Языковой портрет слова». Для этой работы учитель предлагает им использовать статьи из разных словарей (толкового, фразеологического, этимологического, двуязычных); затем школьники вспоминают, какие образы связаны у того или иного народа с этим словом. Объединившись в творческие группы, учащиеся в течение одного часа составляют текст на основе этих сведений, затем представляют этот текст классу. Формы представления возможны разные, в том числе и инсценировка. Приведём пример ученической работы.
«Вода! Что значит это слово? В Словаре Ожегова написано так: «прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой соединение водорода и кислорода». Достаточно понятное и точное определение. Но разве это всё?
От льющейся из-под крана струйки, прохладного душа, наполненного бассейна к лужицам, ручейкам, морям, океанам – такая необъятная цепочка прокручивается в нашем сознании при произнесении этого слова. И это ещё не всё.
Вспомним народные пословицы, поговорки. Пользуясь словом вода, можно рассказать и о времени, и о характере человека, и о свойстве предмета, и о многом другом, например:
как много воды утекло – прошло много времени;
воды не замутит – спокойный человек;
воду решетом носить – делать бесполезное дело;
брильянт чистой воды – камень с хорошей прозрачностью; самый настоящий, истинный, подлинный.
Вот такое короткое слово из двух слогов, а сколько можно о нём сказать!
Вода – это жизнь! Она всем необходима. Без воды всё погибнет.
И поэтому это слово есть во всех языках нашей планеты.
Итак, «языковой портрет слова» - это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик.
На уроках возможны и другие виды игровой деятельности: лингвистические викторины, конкурсы, дискуссии.
Активные формы обучения позволяют одновременно решать несколько задач: они развивают коммуникативные умения, обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группах.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}