Доклад на М/О учителей русского языка и литературы
Доклад на М/О учителей русского языка и литературы
Особенностью уроков русского языка в 10-11 классах является то, что в основном занимаемся обобщающим повторением изученного в предыдущих классах. В заданиях ЕГЭ по русскому языку содержатся задания по орфографии. На уроках при повторении объемного материала по орфографии использую дидактический материал( брошюрки) по орфографии, в которых есть различные виды работ, как тестовые задания, так и задания по тексту. Работа по данному пособию позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс повторения учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на М/О учителей русского языка и литературы»
МКОУ «Курьимахинская СОШ».
Доклад
на М/О учителей русского языка и литературы
Тема доклада:
« Формирование УД на уроках русского языка
при работе с текстом в старших классах».
Докладчик : Исаева Джамиля А.
Курьи 2019 год.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
в старших классах
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации - ГИА и ЕГЭ, разработаны, и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов. Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов. Поэтому и учителю, работающему в старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- вот те средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д.Также это поможет в активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
Предлагаю некоторые виды работ для формирования УУД, которые использую на уроках в 9-11 классах.
Особенностью уроков русского языка в 10-11 классах является то, что в основном занимаемся обобщающим повторением изученного в предыдущих классах. В заданиях ЕГЭ по русскому языку содержатся задания по орфографии. На уроках при повторении объемного материала по орфографии использую дидактический материал( брошюрки) по орфографии, в которых есть различные виды работ, как тестовые задания, так и задания по тексту. Работа по данному пособию позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс повторения учебного материала. Также на уроках использую обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал обучающиеся 9-11 классов собирают в свои папки-копилки, которыми они пользуются при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.
Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал,анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Например, для выполнения задания 5 обучающиеся должны уметь определять лексическое значение паронимов. Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы школьник работает с книгой « Толковый словарь русского языка » С.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. В процессе такой работы формируются познавательные учебные действия. Также обучающиеся начинают осознанно осваивать учебный материал и с желанием реализуют свою цель - научиться.
Для формирования УУД, например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю вот такое задание:
Заполните текст, содержащий теоретический материал :
1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .
2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .
3.Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… .
Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.
Часть С 2.2 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия[1]:
1)Познавательные:
-понимание проблемы;
-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;
-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
-умение понимать нравственные идеи текста.
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:
-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;
-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;
-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;
-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;
-работа над сочинением формирует навык умного словесного общения
Обучение написанию сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Работая с текстом, предлагаю ребятам задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Один ученик получает задание: подготовить сообщение о содержании текста. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа: подберите синонимы к выражениям: и т.д. Проводим лексическую работу: дать толкование указанным словам.
Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме
« Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения учащимся предлагаю следующие задания:
-Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.
-Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.
На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на какую-нибудь тему .
Обучающиеся работают в группах, при этом они становятся организаторами, учатся работать в команде, участвуют в дискуссиях, убеждают в своей точке зрения, готовят публичные выступления. Заканчивая школу, ученик должен быть подготовлен к роли организатора и участника коммуникаций.
Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию обучения. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
-познавательные и учебные мотивы;
-учебную цель;
-учебную задачу;
-учебные действия и задачи.
В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки
Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}